Михаил Дмитриев

1. НАПРОРОЧИЛ КРИЗИС И «БЕЛУЮ ЛЕНТУ»

Экономиста Михаила Дмитриева проще всего отнести к «системным либералам», во многом это действительно так и есть. Еще в 2011 году он вошел в Топ-10 самых влиятельных «советников» президента Владимира Путина по экономике. Наряду с вице-премьерами Алексеем Кудриным, Игорем Сечиным, Игорем Шуваловым, Сергеем Ивановым, министром экономического развития и торговли Эльвирой Набиуллиной, помощником президента России Аркадием Дворковичем, директором департамента экономики и финансов правительства РФ Андреем Белоусовым, ректором Академии народного хозяйства и государственной службы при правительстве РФ Владимиром Мау и ректором ГУ Высшей школы экономики Ярославом Кузьминым (должности указаны на тот момент времени – прим. авт.) он составил список наиболее заметных либеральных экономистов, работающих на государственных должностях. А возглавляемый им с 2005 года центр стратегических разработок (ЦСР) оказался в десятке наиболее влиятельных экспертных групп.

Однако для классического «системного либерала» Дмитриев слишком часто совершал «несистемные поступки». Так, он был единственным, кто с точностью предсказал экономический кризис 2008-го и политические протесты 2011 года, хотя среди путинского окружения «тучных лет» в моде были более оптимистичные прогнозы. В тогдашнем минэкономики полагали, что к 2020 году Россия обязательно станет развитой постиндустриальной страной с ВВП на душу населения больше $20 тысяч. Что касается политического протеста, то он целиком считался уделом маргиналов, и его разрастание до масштабов московских и петербургских площадей казалось большинству экспертов нереальным.

Дмитриев при всей своей демократичности — не уличный политик и в своих прогнозах вряд ли пользовался инсайдерской информацией, идущей от будущих лидеров протеста. Зато ему несложно было рассчитать, что первый серьезный провал сырьевой экономики, последовавший в России в 2008 - 2009 годах, неминуемо повлечет за собой всплеск общественной активности. Поэтому еще в марте 2011 года ЦСР опубликовал доклад, который констатировал наступление глубокого политического кризиса, падение рейтингов Владимира Путина, Дмитрия Медведева, «Единой России», и предсказывал появление в России массового протестного движения. Согласно социологическим исследованиям, проведенным авторами в фокус-группах, рейтинг Путина тогда составлял 33%, Медведева – 22%, а «кто-то третий» набрал бы на выборах 14%.

Поначалу экономисты и социологи восприняли доклад ЦСР скептически, но прогноз сбылся в таком масштабе, что стал предметом обсуждения не только в России, но и в мире. Ровно через полгода после доклада в стране начались массовые акции протеста, получившие название «Белая лента».

Затем последовало еще несколько докладов о ситуации в стране, практически каждый из которых становился сенсацией. Из проведенных соцопросов следовало, что более половины россиян на полном серьезе считают, будто революция является единственным выходом для страны, причем они не хотят устраивать переворот самостоятельно, а готовы поддержать те внешние силы, которые способны свергнуть режим. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков окрестил доклады «необоснованно пессимистическими» и даже «апокалиптическими». Тем временем ЦСР из полуофициального поставщика экономических и социальных рецептов для правящих структур приобрел статус влиятельной экспертной группы.

В декабре 2014 года Дмитриев констатировал новую реальность: россияне уже не одобряют политических протестов, но могут поддержать новую волну экономических выступлений. 26 декабря социальные работники Москвы перекрыли Тверскую улицу – уже второй раз за последние несколько дней. Участники акции – врачи и педагоги – выступали против лишения социального жилья и требовали встречи с мэром столицы Сергеем Собяниным.

2. ЗАММИНИСТРА, КОТОРЫЙ ЕЗДИТ НА РАБОТУ В ЭЛЕКТРИЧКЕ

Еще менее типичной для «системного либерала» и представителя окологосударственной элиты является привычка Дмитриева ходить пешком и добираться на работу общественным транспортом. Даже будучи правой рукой Германа Грефа, Дмитриев был единственным из своих коллег-заместителей министра, кто не пользовался служебным автомобилем. Из Подмосковья, где находится его квартира, высокопоставленный правительственный чиновник приезжал в столицу на электричке. В этом не было ничего демонстративного – просто Дмитриеву так было удобнее. Насколько известно, на общественном транспорте известный экономист ездит и по сей день.

3. ВСТУПИЛСЯ ЗА ПЕНСИОНЕРОВ, БЫЛ ИЗБИТ И «УВОЛЕН»

В январе 2014 года Дмитриев впервые за долгие годы примерил на себя статус независимого эксперта. Именно в это время он сложил с себя полномочия президента ЦСР, который возглавлял целых 9 лет (с 2005 года). Формальной причиной стало то, что Дмитриева не переизбрали на эту должность ввиду отсутствия кворума, а реальной, как считают многие, – открытая критика им новой пенсионной реформы. О давлении на ЦСР в связи с этим Дмитриев говорил еще осенью 2012 года. Тем не менее он остался в центре в качестве научного сотрудника.

В марте 2014 года на знаменитого экономиста напали в собственном подъезде, избили и отобрали портфель с компьютером, где хранились его научные разработки, не тронув при этом наличных денег. После инцидента Дмитриев попал в больницу, где у него была обнаружена и успешно прооперирована внутричерепная доброкачественная опухоль (ее появление, по оценке медиков, не связано с фактом нападения). Вскоре после нападения Дмитриев покинул ЦСР. Официально нападение на известного экономиста не связывали с его служебными неприятностями, но сам бывший глава ЦСР удивлялся разборчивости преступников, не взявших денег, а похитивших его научные наработки.

Напомним, Дмитриев является автором основных идей пенсионной реформы 2002 года, согласно которой размер будущей пенсии в России стал зависеть от суммы уплаченных страховых взносов и была введена обязательная накопительная часть пенсии. Разрабатывать ее он начал еще в 1997 - 1998 годах, после того как принял предложение Анатолия Чубайса занять должность замминистра труда и социального развития РФ, а окончательно доработал уже в начале 2000-х в должности замминистра экономического развития под руководством Грефа.

4. ПРЕДРЕКАЕТ «ПУТИНСКОЙ РОССИИ» НОВЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ

Сегодня Дмитриев снова пророчит очередную волну протестов, на этот раз экономических. Буквально на днях он принял участие в презентации сборника публикаций «Путинская Россия: как она возникла, существует и как может закончиться», которая состоялась в Американском институте предпринимательства в Вашингтоне, наряду с такими известными оппозиционными либералами, как Дмитрий Орешкин, Кирилл Рогов, Евгений Гонтмахер и другие. По словам Дмитриева, аннексия Крыма стала своего рода выпускным клапаном, разрядившим социальную напряженность, нараставшую в конце 2013 года в связи с неспособностью правительства стимулировать развитие экономики. Теперь, когда эйфория из-за возвращения Крыма постепенно проходит, общество вновь обращает внимание на внутренние проблемы и состояние экономики, Кремлю придется реагировать на эту ситуацию.

— Перед правительством стоит задача как можно скорее вывести страну из кризиса... Однако [оздоровление экономики] необязательно сможет разрядить напряженность, — сказал Дмитриев. — В сущности, сложилось так, что этот шок оказался действительно сильным: потребление впервые сократилось более чем существенно начиная с 1998 года. Вероятность экономических протестов весьма высока. Вполне возможны более интенсивные экономические протесты вне столицы, в регионах и на местах, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, — сказал он на конференции.

5. ЭКСПЕРТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ТАТАРСТАН

Сегодня Дмитриев продолжает экспертную деятельность, стоя во главе некоммерческого партнерства «Новый экономический рост» – в частности, готовит доклады по заказу комитета гражданских инициатив Кудрина (последний – «Между Крымом и кризисом: почему изменились социальные установки россиян?» – был обнародован в начале 2015 года). А еще, по неофициальным данным, входит в экспертную группу, которая будет отслеживать реализацию стратегии «Татарстан-2030» после ее принятия. Буквально в прошлом месяце он выступал на ее экспертном обсуждении в Казани. Напомним, стратегия разрабатывалась консорциумом консалтинговых компаний во главе с Леонтьевским центром в течение двух лет.

Дмитриев раскритиковал программу за недостаточно прописанные критерии оптимистичного сценария развития республики. В частности, в стратегии, по его мнению, «провисло» решение проблемы жилья: жителям Татарстана станет тесно в прогнозируемых стратегией квадратных метрах и в той структуре жилья, которая, скорее, отражает инерционный сценарий развития экономики РТ. Рост сектора непроизводственных услуг заложен слишком низкий. А в качестве точек роста не учтены такие компетенции республики, как развитие агломераций и работа с областью больших данных. Также специализацией Татарстана, и не только в российских масштабах, могут стать финансовый сектор и экология, уверен эксперт.

Интерес эксперта к Татарстану вполне объясним – в задачи Дмитриева на посту главы ЦСР в последние годы входила разработка финансовой модели проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ Москва – Казань.

6. КАК ДМИТРИЕВ ПОССОРИЛСЯ С ИЛЛАРИОНОВЫМ

В середине 1990-х Дмитриев работал вместе с Андреем Илларионовым в Институте экономического анализа. Там генерировались идеи, которые стали затем частью официального экономического курса ранних путинских лет. Любопытно, что после долгой дружбы с Илларионовым, которая завязалась еще в 1983 году, Дмитриев был уволен им из Института экономического анализа «за отказ от исполнения своих должностных обязанностей».

– Я был на тот момент замдиректора возглавляемого Андреем Института экономического анализа. Илларионов тогда вступил в непримиримый конфликт с Джеффри Саксом (американский экономист, в 1991 - 1994 годах руководитель группы экономических советников президента РФприм.ред.), вместе с которым создал институт, и фондом Форда, на гранты которого тот существовал. Попытавшись склонить Илларионова к компромиссу, я натолкнулся на жесткую конфронтацию с его стороны. Написал заявление об уходе, но Андрей был настолько взвинчен, что решил, что увольнение по собственному будет недостаточным наказанием для меня... – рассказал Дмитриев в одном из своих интервью.

А в другом он добавил:

– Илларионов – очень талантливый человек. Но, к сожалению, у каждого яркого таланта есть и темная сторона. Темная сторона Илларионова – это психологическая несбалансированность, которая со временем стала доминирующей стороной его личности. Его эволюция идет в плоскости нарастания личной агрессии и поиска врагов, на которых он пытается перенести в том числе и личные неудачи как экономиста и общественного деятеля. Это печальная история.

7. КРИТИК ПОПУЛИСТА ЕЛЬЦИНА

Осенью 1991 года Дмитриев резко критично высказался о Борисе Ельцине. Буквально за неделю до того, как было сформировано гайдаровское правительство, экономист как на духу выложил все, что думал о проводимой политике, журналисту «Независимой газеты»:

– Ельцин начинает исчерпывать себя, это политик-популист, которому не хватает мужества для проведения ответственной экономической политики...

Есть информация, что интервью прочитал и сам Ельцин и оно очень сильно его задело. «Нахальные» заявления Дмитриева сделали невозможным в тот момент его вхождение в органы исполнительной власти, но подтолкнули президента к назначению Гайдара и проведению радикальных реформ.

8. НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ

В начале 1990-х в ленинградцы избрали Дмитриева народным депутатом России. Правда, не сразу. Первый раз после выдвижения от «Демвыборов-90» Дмитриев пролетел. Вторая попытка была предпринята в одном НИИ и оказалась удачной.

Начиная со времен своего депутатства и позднее, в качестве научного сотрудника и заместителя министра, Дмитриев готовил материалы о необходимости финансовой стабилизации и перестройки бюджетной политики.

Интересно, что, будучи депутатом, Дмитриев помог Чубайсу утвердить программу приватизации, точнее, избежать ее отклонения парламентом. Для этого нужно было убедить депутатов не выносить программу на голосование, поскольку Верховный Совет наверняка бы ее провалил. Добиться этого Дмитриеву удалось, проявив недюжинную смекалку: в качестве союзников он привлек к этому делу коммунистов. В результате остановку процесса приватизации удалось предотвратить.

– Чтобы понять, чем была бы Россия без ваучерной приватизации, достаточно взглянуть на соседнюю Украину, – говорит Дмитриев, считая идею Виталия Найшуля на тот момент безальтернативной. В то, что «народный капитализм» повлияет на мотивацию людей, что у них появится интерес к повышению эффективности предприятий, Дмитриев и его «синтезовские» одноклубники поверили сразу.

– Было ясно, что в стране, где отсутствует капитал, необходимый для покупки предприятий за деньги, никакой иной вариант массовой приватизации невозможен, – заявил он в 2013 году.

9. ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

В 1980-х годах Дмитриев входил в круг ленинградских экономистов-реформаторов, неформальным лидером которых был Чубайс. Показательна история о том, как будущий замминистра и его товарищи пытались заработать деньги, необходимые для создания клуба «Перестройка», избрав для этого самый что ни есть либеральный путь – рынок. С романтическим пылом молодые люди занялись выращиваем на квартире тюльпанов. Но, несмотря на искреннее рвение, бизнес не пошел – затраты на разведение цветов превышали прибыль после их реализации.

В 1987 году Дмитриев примкнул к формировавшемуся объединению более молодых экономистов и обществоведов при Ленинградском дворце молодежи, получившему название «Синтез». Этот клуб, в число активистов которого наряду с Дмитриевым вошли Михаил Маневич, Борис Львин, Андрей Прокофьев и Илларионов, в какой-то мере стал оппонировать гайдаровско-чубайсовской «Перестройке». Отметим, что в клуб «Синтез» входили также Кудрин и Алексей Миллер.

– «Синтез» был уникальным явлением. Мы, зеленая молодежь, смогли лучше почувствовать ветер перемен, чем наши более опытные и умудренные жизнью товарищи из группы Гайдара и Чубайса. Так, уже в 1987 - 1988 годах мы обсуждали почти как неизбежность будущий распад Советского Союза. Уже тогда у нас не было сомнений, что страна движется к настоящему капитализму, а не просто к рыночному социализму, о котором все еще размышляли в гайдаровско-чубайсовской команде. В какой-то момент «Синтез» настолько опередил ее, что нам стало трудно находить общий язык. Это продолжалось, правда, недолго – с 1988 по 1989 год. Само развитие событий сблизило нас…» – вспоминал Дмитриев в интервью газете «Итоги».

10. ОДНОКАШНИК АЛЕКСЕЯ МИЛЛЕРА

В ФИНЭК – Ленинградском финансово-экономическом институте – Дмитриев учился в одно время с такими известными сегодня всей стране персонами, как Миллер, ныне покойный Михаил Маневич, Альфред Кох и Оксана Дмитриева. Причем однофамилица экономиста периодически цензурировала его.

– Оксана занимала какую-то высокую позицию в факультетском комитете комсомола. Я тоже занимался комсомольской работой: организовывал модные тогда политбои. Что-то вроде КВН, но на политические темы. Оксана Генриховна выступала в роли цензора и периодически блокировала наши инициативы. Мол, такие-то и такие вопросы надо вычеркнуть. Помню, нас это очень раздражало, потому что это были самые понтовые места. После того как их вычищали, вся хохма пропадала, – вспоминает Дмитриев о годах своей учебы.

Напоследок в качестве бонуса хочется отметить еще одну интересную деталь – экономистом Дмитриев стал, можно сказать, случайно. По его собственным словам, в юности он увлекался географией и твердо намеревался поступать на геофак. Но выяснилось, что на военной кафедре готовят ракетчиков и, несмотря на золотую медаль Дмитриева, взять его не могут: не проходит по зрению. Экономика в его представлении была ближе всего к тому, чем он увлекался, – экономической географии. Так Дмитриев и поступил в ФИНЭК на экономфак, по окончании которого защитил и кандидатскую, и докторскую диссертации.

По актуальным вопросам сегодняшнего дня один из самых влиятельных экспертов современной России выступит на «Антикризисном клубе» «БИЗНЕС Online» 30 мая. Подробнее о мероприятии и условиях участия в нем читайте здесь.

Партнеры


71923.jpg
130-130.jpg

71920.jpg

71989.jpg 71832.jpg 13-hh.jpg

72011.jpg

Справка

Михаил Дмитриев – известный российский экономист и социолог, президент партнерства «Новый экономический рост», главный научный сотрудник центра публичной политики и государственного управления Института общественных наук РАНХиГС.

В 1980-х годах входил в круг ленинградских экономистов-реформаторов, неформальным лидером которых был Анатолий Чубайс.

1993 - 1994 член комиссии законодательных предположений при президенте России, 1994 - 1995 замдиректора Института экономического анализа, член комиссии правительства РФ по экономической реформе.

1996 - 2000 сначала руководитель, затем член научного совета экономической программы Московского центра Карнеги.

1997 - 1998 первый заместитель министра труда и социального развития России.

2000 - 2004 первый заместитель министра экономического развития и торговли России Германа Грефа.

2004 - 2014 научный руководитель, а затем президент фонда «Центр стратегических разработок» (сменил на этом посту Эльвиру Набиуллину), основной задачей которого является разработка стратегических документов развития России, ключевых отраслей и субъектов Федерации. Одним из основных направлений деятельности фонда в эти годы была разработка финансовой модели для высокоскоростных железнодорожных магистралей в России Москва — Казань, Москва — Санкт-Петербург, Москва — Сочи.

В январе 2014 года ушел в отставку после критического анализа деятельности российских властей.

Автор книг: «Изменения в уровне доходов, потребления, бедности и в социальных запросах российского населения в течение 2000 - 2012 годов. Уровень жизни населения регионов России», «Политические настроения россиян в начале нового электорального цикла (2012 - 2013 гг.)», «Стратегия-2010: итоги реализации 10 лет спустя», «Перспективы политической трансформации России» и мн. др.

Публикации: