10 «ТЮБЕТЕЕК» ДО КОНЦА ГОДА

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», 16 июня в Казани откроется первое заведение новой сети общепита – национальной сети фаст-фуда, как называют ее создатели, «Түбәтәй» (с тат. – тюбетейкаприм. ред.). Идея, придуманная еще четыре года назад тремя молодыми ребятами – Султаном Сафиным, Азатом Назмутдиновым и Айнуром Камалиевым – будет, наконец, реализована в этом году. До конца года в столице Татарстана откроется 10 точек. Основатели проекта делают ставку на татарский колорит, домашний вкус и демократичность, средний чек составит всего лишь 200 рублей. Это меньше, чем во всех раскрученных сетях фаст-фуда.

Заведения – по крайней мере, на первом этапе запуска, до чемпионата по водным видам спорта в Казани – будут размещаться в специальных киосках, стилизованных под национальный татарский головной убор – тюбетейку. Киоски мобильны, их можно перевозить с места на место. Предполагается, что основной аудиторией сети станут студенты и туристы. Еда упаковывается в современную, экологически чистую упаковку с национальным дизайном, что позволит посетителям брать ее с собой и есть на ходу.

На упаковках для блюд и стаканчиках для напитков будут напечатаны стихи татарских поэтов на татарском и английском языках
На упаковках для блюд и стаканчиках для напитков будут напечатаны стихи татарских поэтов на татарском и английском языках

Любопытная деталь: на упаковках блюд и стаканчиках для напитков, произведенных в Москве и Санкт-Петербурге, будут напечатаны стихи татарских поэтов на татарском и английском языках.

«На сегодняшний день явных конкурентов первому национальному фаст-фуду нет, – уверен куратор проекта Камалиев. – Ставка делается на качество и на рецепты национальных блюд наших бабушек. В меню будут треугольники, кыстыбый, элеши – основные вторые блюда. Будет куриный бульон. Из напитков – компот, чай, кофе и никакой колы! Все блюда – халяль». В детских наборах, которые напоминают наборы «Хэппи мил» сети McDonald’s, будут детские игрушки, а в наборе для туриста – фирменные магнитики с видами Казани. Все сотрудники у нас будут одеты в стилизованную форму и будут говорить на трех языках: татарском, русском и английском».

Султан Сафин, Айнур Камалиев и Азат Назмутдинов
Султан Сафин, Айнур Камалиев и Азат Назмутдинов

По словам Камалиева, в социальных сетях, где «Түбәтәй» активно присутствует, идет бурное обсуждение проекта. «Люди ждут открытия, – сказал он. – Получаем положительные отклики и просьбы открыть «Түбәтәй» не только в Татарстане, России, но и за рубежом».

Размещение первых точек планируется в центре Казани, однако вопрос согласования, по которому команда «Түбәтәй» сотрудничает с представителями исполкома, остается открытым. После столицы, где до конца года должно открыться 10 заведений, планируется охватить Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск и другие крупные города республики. Есть планы продвижения бренда и за пределами Татарстана и даже России, что основатели проекта объясняют наличием во всем мире татарских диаспор.

Ирек Салихов
Ирек Салихов

«РЕБЯТА ВЫШЛИ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, НАМ ИДЕЯ ПОНРАВИЛАСЬ»

Основным инвестором проекта национального фаст-фуда выступит нефтетрейдинговая компания «Ядран-Ойл», председателем совета директоров которой является депутат Госсовета РТ (с 2014 года) Ирек Салихов.

«В первую очередь мы заинтересовались данным проектом из-за желания развивать татарскую национальную кухню, культуру, с целью поддержки отечественного производителя в условиях импортозамещения. Ребята вышли с предложением, нам идея понравилась, и мы их решили поддержать, – так объяснил Салихов газете «БИЗНЕС Online» свою причастность к «съедобному» проекту. – Сегодня жизнь течет намного быстрее, и люди во всем мире переходят на «быстрое» питание. Поэтому идея развития своего национального фаст-фуда правильная, надо шагать в ногу со временем. На первом этапе в проект будет вкладываться порядка 15 - 20 миллионов рублей, общепит при нормальном подходе всегда должен быть окупаемым».

Камалиев добавляет, что на руку проекту должны сыграть грядущие крупные мероприятия в Казани: чемпионаты мира по водным видам спорта, по бадминтону, по футболу, сабантуи. Он также сообщил, что по замыслу основателей проекта точки будут в центре города, в парках, в местах скопления людей, в дальнейшем, возможно, на АЗС. На последующих этапах сеть будет представлена на фудкортах в торговых центрах, а также как «Түбәтәй на колесах», и, конечно, в Болгаре и Свияжске.

В детских наборах, которые напоминают наборы «Хэппи мил» сети «Макдоналдс», будут детские игрушки
В детских наборах, которые напоминают наборы «Хэппи мил» сети McDonald’s, будут детские игрушки

«У НАС ЕСТЬ КОНКУРЕНТНЫЕ БЛЮДА»

Отметим, что разговоры о необходимости создания в республике сети общепита с национальными блюдами именно в формате фаст-фуда ведутся уже не первый год. Эксперты отрасли в комментариях для газеты «БИЗНЕС Online» неоднократно говорили о необходимости появления такого формата на рынке.

Вопрос о национальной альтернативе McDonald’s на одной из встреч с президентом РТ Рустамом Миннихановым в формате «Откровенный разговор» ровно год назад задал гендиректор ООО «Татинтер Ресторанс» Зуфар Гаязов.

Гендиректор
Гендиректор «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов и глава госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов

«Закрывать McDonald’s не надо, кто хочет – пусть идет туда… Но в то же время у нас тоже есть конкурентные блюда… – ответил тогда Минниханов. – Мы поддержим, если есть какие-то мысли, если есть проекты. Я считаю, что очень достойный проект — вот Адмиралтейская слобода будет, давайте подумаем, чтобы у нас наши национальные и татарские, и русские объекты обязательно были. Но не вздумай бороться с McDonald’s!.. Надо стать большими, как они, а уж потом конкурировать. Мы должны найти свою нишу».

Востребованность татарской национальной выпечки за пределами Татарстана не первый год доказывает и успех гипермаркетов «Бахетле» Муслимы Латыповой в Москве. Губадии, элеши и пермячи собственного производства – одна из основных конкурентных «фишек» сети.

В комментариях к публикациям «БИЗНЕС Online» читатели также неоднократно писали о том, что необходима татарская сеть быстрого питания: «Татар ашларын ашагыз! Отдавайте предпочтение татарской кухне! Вкуснее, полезнее и роднее», «А что же, не нашлось сил, чтобы раскрутить «ТатМак» с эчпочмаками-перемячами? А ведь могли бы и всю Россию завоевать (как, например, краснодарский «Магнит»)», «Надоело в «Маке» питаться только картошкой фри, колой и мороженым, хочется и гамбургер-халяль съесть».

«ЕСЛИ ЦЕНЫ БУДУТ НИЖЕ, А КАЧЕСТВО НЕ ХУЖЕ – НИШУ ЗАЙМУТ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов прокомментировать запуск сети «Түбәтәй».

Мария Горшунова – гендиректор ООО «Майдан»:

- Если брать татарскую кухню, по выпечке она одна из лучших в мире и заслуживает всяческого внимания. Точки сети «Түбәтәй» должны быть расположены на магистралях, где будут востребованы у тех, кто хочет перекусить на ходу недорого – студенчества, гуляющих по Казани туристов, в местах, где можно остановиться на машине и взять что-то с собой вроде «МакАвто». Если все эти реперные точки будут найдены правильно, думаю, проект будет очень востребован.

Конкурентом сети можно рассматривать тот же McDonald’s. Вся наша национальная кухня расположена под большими, хорошими крышами, в хороших помещениях и имеет в виду приезд и посадку. Есть, конечно, «Бахетле» с прекрасной выпечкой, и у каждого магазина есть своя парковка. Но если цены у «Түбәтәй» будут ниже, а качество не хуже, тогда, пожалуй, они смогут занять свою нишу.

Учитывая, что в одну точку нужно вложить по 2 миллиона рублей, а средний чек 200 рублей, думаю, сеть окупится через год, не раньше.

Качество блюд в заведениях национальной кухни в республике разное и отличается так же, как фаст-фуд от ресторана высокой кухни. Есть специализированные рестораны вроде «Дома татарской кулинарии», которые делают эксклюзив татарской кухни и имеют эксклюзивный интерьер. Практически любое кафе имеет несколько блюд татарской кухни в меню, потому что все мы встречаем туристов и почти все туристы требуют национальную кухню.

Гульнара Тузова – управляющая Subway в Казани:

- Я считаю, что такая сеть нужна, потому что Казань сегодня – крупный туристический город и национальная кухня должна широко присутствовать. Главное – что и как будут готовить, насколько качественно, продуманно. Не думаю, что наша сеть или McDonald’s будут конкурировать с «Түбәтәй», это просто сегментация рынка. Рынок расширяется, для клиента, для потребителя есть выбор.

Окупаемость сети зависит от ряда факторов: организации работы, формата, уровня еды, от того, насколько серьезно будут вкладываться в рекламу, в каких местах открываются. Все это очень важно – проект может пойти, а может не пойти.

Я бы сказала, что на сегодня в Казани, в Татарстане дела с национальной кухней обстоят so-so. Заведения с татарской национальной кухней есть, но стоит вопрос их качества.

Сайдаш Тухватуллин – владелец и генеральный директор производственно-ресторанного комплекса «Катык»:

- Национальные блюда востребованы, поэтому и сеть будет востребована, найдет своего клиента. Наверное, в качестве конкурента в первую очередь можно назвать McDonald’s, который занимается фаст-фудом. Чтобы окупить десять точек, потребуется и не год, и не два года работы.

Сейчас в республике и Казани много ресторанов с национальной кухней, и качество в них достаточно хорошее. Но конкуренция – это всегда хорошо, это движение. От конкуренции выигрывают потребители – улучшается качество, улучшается цена, расширяется выбор. А сейчас тем более время для захода в бизнес и его раскрутки. Санкции, падение рубля сказались на всей экономике, товарооборот во всех отраслях, и в ресторанном бизнесе в том числе упал на 35 - 40 процентов. Если ребята сейчас выйдут на рынок и раскрутятся, через год дело пойдет в гору и все будет хорошо.