(фото: скриншот)

«ВЕЛИК И МОГУЧ» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Как в мире кино битву за «Оскар» (премию американской академии кинематографических искусств и наук) можно условно назвать чемпионатом мира, так и в эстрадной песне «Евровидение» — это своеобразный чемпионат мира. Причем теперь с полуфиналами и парадом флагов стран-участниц. Если в Голливуде у руля в основном американские глобалисты, то на «Евровидении» — евроглобалисты, точнее их британо-франко-скандинавский симбиоз.

Неизменными двумя официальными языками конкурса являются английский и французский. Действующее с 1956 года (с небольшим перерывом на 5 лет) правило обязательного исполнения песни исключительно на государственном языке страны-участницы было отменено с 1999 года. В результате, например, на «Евровидении-2015» из 27 финалистов на родном языке (за исключением Великобритании, разумеется, и Австралии, входящей в британское Содружество наций) пели всего 5 исполнителей, представлявших Францию, Испанию, Италию, Черногорию и Румынию (только полпесни). Остальные — все на английском.

Можно к этому по-разному относиться, но достаточно напомнить, как в 80-е годы прошлого века к нам триумфально ворвались «итальянцы» — участники конкурса в Сан-Ремо, который и послужил в свое время образцом для «Евровидения». Многие их песни до сих пор в памяти и любимы, а вот большинство песен «Евровидения», для кого-то к сожалению, а для кого-то наоборот, быстро забывается. Кстати, Италия с 1998 по 2010 год бойкотировала конкурс.

ЗАКАЗ НА ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Теперь к победителям. Чаще всего ими становились следующие страны-участницы: Ирландия — 7 раз; Швеция — 6; по 5 Великобритания, Франция, и Люксембург; 4 раза Нидерланды; по 3 раза Дания, Норвегия и Израиль. А, например, Италия, Испания и Германия, входящие в «Большую пятерку» главных спонсоров конкурса (вместе с Великобританией и Францией), побеждали всего по два раза. На «Евровидении-2015» две страны не получили вообще ни одного голоса, это та же Германия и родственная ей Австрия.

И хотя многократно говорится, что «Евровидение» вне политики, этого не может быть по определению. Сообщено, что финал «Евровидения» в прямом эфире смотрели более 200 млн. человек. Любое массовое зрелище спортивное или развлекательное влияет на коллективное сознание целых стран: воодушевляет или, наоборот, ввергает в уныние, зовет на трудовые свершения или провоцирует беспорядки, прямо и косвенно отражается на экономических показателях государств. Все это, разумеется, сфера политики.

Конечно, многое зависит от совместного таланта композитора, певца, автора слов песни. Много, но не все. Именно поэтому в западной массовой культуре, иначе шоу-бизнесе, появилась и пришла к нам такая профессия, как продюсер. Он один из тех, кто формирует рейтинг в данном случае исполнителя и предопределяет его место в финале, иногда точно, иногда с погрешностью. Все это легко замеряется, и поэтому букмекеры делают достаточно точные прогнозы, что тоже влияет на коллективное сознание.

Но продюсеры — всего лишь организационное звено между заказчиком и массовым зрителем — потребителем шоу. Социальный заказ на форму, содержание и антураж представления исходит от политической элиты. Иногда этот заказ совпадает с общественным запросом, тогда идет резонанс — усиление сигнала, иногда нет, тогда диссонанс или перекодирование коллективного бессознательного.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ «ЕВРОВИДЕНИЯ-2015»

Какой же социальный заказ можно увидеть на «Евровидении-2015» со слоганом «Возводя мосты»? Прежде всего это толерантность и мультикультурализм. Да, тот самый мультикультурализм, о провале которого в 2011 году объявили федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и тогда президент Франции Николя Саркози. А толерантность — это не просто наша терпимость, а возведение в абсолют прав любых меньшинств, не грозящих устоям власти, и подчеркнуто щепетильное отношение к ним. Поэтому и победило бородатое нечто Кончита Вурст в прошлом году и неоднократно было показано в этом. Среди участников финала «Евровидения-2015», олицетворяющих идею толерантности и мультикультурализма, были и мулатка из Латвии, кстати, имеющая в том числе русские корни и говорящая на русском языке; и сильная духом девушка-инвалид из Польши; и жизнерадостная толстушка из Сербии; и готическая феминистка из Грузии. А панк-группа из Финляндии —участники полуфинала — все страдают разными заболеваниями (синдром Дауна, аутизм, церебральный паралич).

Сцена стилизованно была похожа на огромный глаз, что отсылает ко всевидящему оку. Тему глаза можно увидеть и в экранной анимации нашей исполнительницы Полины Гагариной.

Освещение между выступлениями, а иногда и в самих номерах, было преимущественно красным светом. Вероятно, в соответствии с красно-белым цветом государственного флага Австрии — страны-хозяйки конкурса. Красную и в прямом смысле огненную тему обыграли участники из самой Австрии, когда на сцене настоящий огонь запылал в рояле. Здесь надо отметить, что рояль по-французски royal — королевский, а традиционно староевропейскую аристократию именуют Royal Regal. Возможно, это знак от глобалистской евробюрократии, тем Роял-Ригл, кто хочет в рамках Евросоюза строить новую Священную Римскую империю, а это Ватикан с франко-германскими королевскими семьями. Не случайно презентуя Австрию на открытии конкурса, показали Дворец Шенбрунн — летнюю резиденцию австрийских императоров династии Габсбургов.

КТО И С ЧЕМ ПОБЕДИЛ

Хотя букмекеры достаточно точно определили первую пятерку лидеров, организаторы сумели сохранить интригу почти до конца голосования. Причем этому способствовала сама система оценок. Она 12-балльная, но для 10 участников. То есть каждая страна выбирает 10 лучших участников и ставит им оценки по 12-балльной шкале за исключением 9 и 11 баллов. О сакральности этих чисел можно много говорить, но сегодня они ассоциируются в первую очередь с терактами 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Надо полагать, что эти условные баллы и есть оценки элиты, проявленные не напрямую, а через замысел, ценности, установки, регламенты и прочее.

Оценки выставляли 40 стран-участниц конкурса. И если наша Гагарина сначала лидировала, то после оценок 27-й страны, которой «случайно» оказалась Великобритания, всего на один балл нас опередил шведский исполнитель Монс Сельмерлев, который и стал по итогам голосования победителем. А Великобритания приняла эмоциональную энергию миллионов людей, кто болел за Швецию или просто против России. Третье место досталось музыкальному коллективу из Италии.

Возвращаясь к аполитичности «Евровидения», можно привести список стран, которые выставили максимальные баллы России: Беларусь, Армения, Азербайджан, Германия и Эстония. И, для сравнения, Швеции: Великобритания, Австралия, Польша, Латвия, Исландия, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Швейцария, Словения, Италия.

Гагарина, что отмечалось многими, действительно эмоциональная и искренняя. Так с чем она заняла второе место? Команда, писавшая музыку и текст песни, была интернациональная — российско-шведская, что может быть случайным, а может и наоборот. Смысл песни A Million Voices («Миллион голосов») ясен с первых двух куплетов (в одном из переводов):

Мы — человечества мир,
Такой разный, но в то же время един.
Мы верим,
Верим в мечты...
Молясь за спокойствие, за исцеление,
Что можем начать все сначала, я очень надеюсь...
Мы верим,
Верим в мечты...

Разумеется, ее команда обыграла такую знаменитую фамилию, в соцсетях перед конкурсом появился хештег #ГагаринаПоехали — можно сказать, немного проехали на всемирной славе Юрия Гагарина.

А теперь сравним с двумя первыми куплетами и припевом песни Heroes («Герои») победителя из Швеции Монса Сельмерлева (в одном из переводов):

Не говорите богам, что после меня остался бардак,
Я не смогу отменить то, что уже сделано.
Давайте убегать в укрытие.
Что, если я — единственный оставшийся герой?
Тебе бы лучше выпалить полностью твое ружье,
Один раз и навсегда.
Он сказал: иди, высуши свои глаза
И проживай свою жизнь, как будто завтрашнего дня не будет, сынок.
И скажи другим,
Чтобы они пели как колибри
Самый величайший гимн, что когда-либо слышали.
Мы герои нашего времени,
Но мы танцуем с чертями в наших умах.

Это то, что миллионы людей будут напевать и слушать, причем слушать не всегда по желанию, например, по радио или по мобильному телефону. Так и будут «демоны» (как в оригинале demons) крутиться на языках и в умах миллионов людей.

ЧТО ЗНАЧИТ ВТОРОЕ МЕСТО ДЛЯ РОССИИ

Могла ли Россия занять первое место? Если согласиться с тезисом приоритета политики над массовой культурой, то, конечно же, нет. В условиях экономических санкций против России, в том числе и стран Евросоюза, после присоединения Крыма и тлеющего вооруженного конфликта на юго-востоке Украины это невозможно.

Украина приняла решение пропустить «Евровидение-2015» по понятным политико-экономическим причинам, что избавило организаторов от прямой политизации шоу. Но вовсе не сняло политический контекст мероприятия.

И евроглобалистская элита его изящно разыграла. Победителем России в упорной борьбе стала Швеция. Совершенно «случайно» имеющая жовто-блакитний государственный флаг — близкий к цвету прапора Украины. Кстати, шведский король Карл XII тоже совершенно «случайно» в ходе Северной войны пошел на Москву через Украину. Не через нынешние Прибалтику или Финляндию, а именно через Украину, где и встретился с Петром I под Полтавой. Результат известен. Не будем вдаваться в генеалогические подробности королевской династии, но Карл XII считал эти земли принадлежащими ему.

1111.jpg

С другой стороны, совсем ссориться с поставляющей газ в Европу Россией накладно. Да и романо-германская часть элиты Старого света, особенно германская, настроены на сотрудничество, несмотря на все попытки американских глобалистов столкнуть нас лбами. Поэтому второе место России — это, конечно, показатель наличия внутри Евросоюза очень влиятельной элитной группы, делающей ставку на развитие отношений с Россией и Евразийским экономическим союзом. Федеральный канцлер Германии Меркель уже неоднократно публично поддержала идею нашей с Евросоюзом интеграции «от Лиссабона до Владивостока» для начала в форме создания зоны свободной торговли. Эта же элитная группа против создания трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства — зоны свободной торговли с США.

Учитывая все сложные отношения внутри Евросоюза, ЕС с США и ЕС с Россией наше второе место на «Евровидении-2015» при всех заслугах Гагариной — это максимум возможного. Чему действительно можно порадоваться.

КУДА ИДЕТ «ЕВРОВИДЕНИЕ»

Американцы оседлали глобальный кинематограф несмотря на европейскую самостийность, особенно во французских кинолентах, на массовый индийский Болливуд, стремительно качественно растущее китайское кино и другие примеры. Это очевидно, и пока они задают мировые нормы и стандарты, но главное — продвигают свои смыслы. А европейцы, тоже совершенно очевидно, пытаются оседлать глобальную музыкальную эстраду. «Евровидение» уже давно шагнуло за пределы своей территории (Израиль, Турция, Марокко, Россия, Украина, Беларусь, Армения, Грузия, Азербайджан...).

460-2222.jpg

Вроде до настоящего глобализма далековато, учитывая население Китая, Индии, арабского Востока и т.д. Но в этом году присоединилась страна из южного полушария — Австралия. Глашатаем голосования от Австралии была китаянка. А Китай впервые вел прямую трансляцию «Евровидения». Политическое решение, что показывать простым китайцам, а это именно политическое решение, принимается на самом высоком государственном уровне КНР. Так что наверняка в скором будущем мы увидим китайских исполнителей. А чуть погодя — их в числе призеров. Поскольку если партия поставит такую задачу, то китайские мастера культуры, несомненно, ее выполнят. Так же как в свое время это сделали китайские спортсмены на Олимпиаде.

Китайцы легко осваивают европейские формы искусства и спорта, но в свои национальные виды культуры и физкультуры никого не пропустят. Это как чайна-таун легко приживаются на другой территории, но чужих внутрь не пускают.

Появятся и индусы, и арабы, и латиноамериканцы. Это вопрос времени. Другое дело, что китайцы быстро, зачастую бесплатно, копируют технологии. А затем выпускают уже свой продукт под собственной маркой. Скорее всего, так и произойдет. Про ширпотреб уже все знают. Выпускаются электроника, автомобили и прочее. В экономике создается Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — дублер Всемирного банка. С музыкальным конкурсом произойдет аналогичное — копирование и перенос с адаптацией на свою национальную почву. Тем более что в сотрудничестве с организаторами «Евровидения» с 2012 года уже запущены Азиатско-Тихоокеанские фестивали песни.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОССИИ?

Конечно, участвовать во всех международных культурных проектах. Отсиживаться в углу в современном мире не получится, да и опасно замыкаться. Но необходимо мягко и настойчиво вместо мультикультурализма — «плавильного котла наций» — проводить идею симфонии и взаимообогащения разных национальных культур. Первым шагом могло бы стать возвращение нормы международных фестивалей, хотя бы и неписаной, исполнения эстрадных песен на своем родном языке. У нас есть сторонники традиции: часть вышеуказанных европейцев, китайцы, арабы, да много еще кого, кто хочет сохранить свою самобытность и национальное достоинство.

С другой стороны, в соцстранах был неплохой опыт проведения международных фестивалей песни в польском Сопоте. Для начала можно что-то подобное запустить в странах Евразийского экономического союза и вокруг него.