Евгения Тимонова стала известной благодаря своему видеоблогу «Всё как у зверей»
Евгения Тимонова стала известной благодаря своему видеоблогу «Все как у зверей»

«КОГДА ЧЕЛОВЕК СТРАДАЕТ, У НЕГО ЕСТЬ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ ЗАСТАВИТЬ СТРАДАТЬ ДРУГИХ»

— Евгения, во-первых, поздравляю вас с недавним бракосочетанием. В связи с этим вопрос: каково быть замужем, зная, что любовь — это всего лишь закрепленные эволюцией отголоски родительского инстинкта, а поцелуи — рудиментарный жест, напоминающий о том, как звери кормят своих детенышей?

— Нельзя все воспринимать так серьезно! То, что ты чувствуешь по отношению к своему мужу, — твои личные переживания, и никакая наука это полностью объяснить не может. Да и не собирается: к сожалению или к счастью, не все состоит из рациональных понятий. Как только какой-то ученый или человек, выдающий себя за ученого, начинает утверждать, что может объяснить все со стопроцентной точностью, нужно отойти от него подальше — скорее всего, он шарлатан. Да, есть те, кто после просмотра наших видео бегает с квадратными глазами и не понимает, как теперь жить и во что верить. Мне остается только завидовать их доверчивости и способности полностью погружаться в идею. То, что мы предлагаем, — лишь гипотеза, которая объясняет какую-то часть реальности. Многое при этом остается за кадром.

— Много таких, с квадратными глазами?

— Вообще, наш блог рассчитан на адекватных людей со здоровым чувством юмора. И, думаю, на деле никто не оказывается в полном тупике. Но при этом значительная часть аудитории сталкивается с проблемой принятия: на глубинных уровнях человеческая самость протестует против отождествления с животными. Мы привыкли думать, что мы индивидуальности, что у нас богатый внутренний мир, а подобная информация выбивает почву из-под ног: «Вы предлагаете мне теорию, согласно которой все мои действия продиктованы низменными инстинктами, а сам я — полуобезьяна, да еще и прокрастинирую как хомячок? Да кто вы вообще такие?!» Подобная реакция характерна для людей, которые не обладают достаточными знаниями и любовью к окружающему миру по причине отсутствия все тех же знаний. Неведение порождает страх: животные в представлении многих — темные неприятные существа, которые не имеют к нам никакого отношения. Кроме, конечно, котиков. И задача наших видеороликов — заполнение этого информационного вакуума. Весь живой мир — это лестница, а ты одна из ее ступеней. Ты не висишь в вакууме, ты часть системы, и это прекрасно! Когда человек оторван от всего, он не понимает себя и страдает, а когда человек страдает, у него есть подсознательное желание заставить страдать других. Отсюда, в том числе, агрессия в адрес создателей блога. Но это нормальный фоновый шум: если что-то можно понять неправильно, кто-нибудь обязательно поймет это неправильно.

— Зрительские нападки всегда неоправданные и эмоциональные или встречаются научно обоснованные претензии?

— Главное даже не замечание, а констатация факта со стороны ученых-специалистов: «Вы все очень упрощаете». И с этим я согласна. Но это корректное упрощение: мы рисуем модель сложной схемы, которая повторяет общие очертания и не противоречит действительности. Редукция в нашем случае неизбежна, потому что развлекательный ролик с интересным сюжетом вряд ли можно сделать очень глубоким. Хотя для желающих мы помещаем внизу ссылки на использованную литературу. Конечно, некоторые коллеги пытаются анализировать пятиминутное видео с позиций научной работы — в таком случае даже не знаешь, что им ответить, потому что люди банально не понимают, что только что посмотрели и для чего это предназначено.

— У вас всего два курса биологического образования, потом вы стали заниматься психологией и литературоведением. Недовольные коллеги используют это как аргумент в спорах?

— Большинство коллег за меня только рады, говорят: какое счастье, что ты в свое время не дошла до диплома. В итоге я стала не биологом, а натуралистом. Натуралист — человек скорее гуманитарного склада, он обладает биологическими скилами, нанизанными на гуманитарный подход к миру. Да, «Все как у зверей» — это не биология в строгом научном смысле, но это и не должно быть ею. Если бы я доучилась, стала бы еще одним кабинетным ученым, которых и так миллион. А сейчас я специалист, который может своим рассказом о науке достучаться до человеческих сердец и умов, что довольно редко получается у большинства коллег-биологов.

Вообще, мое образование в университете закончилось в тот момент, когда мы начали резать мышей и лягушек. Я поняла, что просто не могу. Для меня самой это было удивительно: с пяти лет я знала, что буду биологом, перелопатила гигантское количество литературы, никогда не была кисейной барышней, а тут... Не знаю, что произошло. Сейчас у меня есть мысль вернуться и доучиться, но это будет уже осознанный шаг — я знаю, что образование нужно мне для работы. Например, если я еду на Мальдивы снимать мант без диплома биолога, я простой турист с соответствующим набором прав, а если с дипломом — уже член научной экспедиции. И я рада, что пришла к этому только сейчас: когда ты сформировался как воспринимающий субъект, можно спокойно образовываться в классических традициях, не рискуя потерять нестандартный взгляд на вещи.

6.jpg

«ОКОЛОПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПАФОС НЕ ОСТАВЛЯЕТ ВЫБОРА: ЛИБО ТЫ МЕРЗАВЕЦ И ПРЕДАТЕЛЬ РОДИНЫ, ЛИБО ИДЕШЬ НА УБОЙ НИ ЗА ЧТО»

— Самый резонансный ролик в блоге на данный момент — «Звериный оскал патриотизма». Видео, в котором вы с помощью примеров из жизни пчел, муравьев и приматов критикуете риторические приемы официальной пропаганды, набрал больше 900 тыс. просмотров и сотни гневных комментариев. Что людей раздражает больше всего?

— Стандартный набор контраргументов: «мы не животные, а люди, патриотизм — это хорошо, вы покушаетесь на святое». Мы не старались сделать идеально корректное видео, не приглаживали формулировки, и зрители почувствовали укол в живое, узнали манипуляции, которые применяют к ним каждый день. У многих сработал защитный механизм: когда тебя застукали на том, что ты ведешься на провокации и отказываешься от критического осмысления, ничего не остается, кроме самообороны. Причем в видео нигде не сказано, что патриотизм — это плохо, просто там совершенно четко (смею на это надеяться), хоть и упрощенно показан механизм, которым человека берут за ноздри и ведут туда, куда ему не надо. Околопатриотический пафос не оставляет выбора: либо ты мерзавец и предатель родины, либо идешь на убой ни за что. Не за отчизну, а за интересы людей, которым на твои нужды глубоко наплевать.

— Это видео — попытка высказаться по поводу текущего конфликта, в котором участвует Россия?

— Самое интересное, что я совершенно не думала про Украину, когда писала сценарий ролика — я тогда вообще выпала из информационного поля. Изначально подразумевалось, что это будет скорее про терроризм и христианско-исламские противоречия. Поэтому когда видео выстрелило на фоне новостей про ДНР и ЛНР и все комментаторы начали сражаться на этой границе, я была дико удивлена. Понятно, что это универсальные принципы пропаганды, но получилось такое точное попадание, что даже как-то жутко. По комментариям видно, что страшно сейчас большинству людей: никто ничего не понимает, никто на самом деле не хочет воевать.

— После ролика количество подписчиков на канал увеличилось?

— Да, сейчас у нас там больше 60 тысяч человек. Когда я написала и отправила режиссеру этот сценарий, он сказал: «Очень круто, хотя такую телегу на 15 минут никто не осилит». Но мы решили все равно ее снять, потому что она важная и крутая — кто дотерпит до конца, тот молодец. Сейчас у видео почти миллион просмотров, и это только на официальном канале. Какие-то энтузиасты нарезали из нашего ролика «колбасу», наложили туда слова Путина и Киселева, и получилась пропагандистская поделка с правильным закадровым текстом. Сначала мы их стыдили и банили за нарушение авторских прав, а потом надоело, смирились. Чувство, будто бы ты сочинил She's got it и потом смотришь, как ее перепевают вокзальные лабухи (смеется). У этой переделки тоже почти миллион просмотров, более того, она распространяется гораздо быстрее, чем оригинал. Людям хочется какого-то простого продукта, и они с большим трудом воспринимают высказывания, в которых нет прямого ответа на вопросы «что делать?» и «куда идти?» Причем это касается как одной стороны, так и другой. Я читала комменты и думала: надо же, вот где бы я еще узнала, что у соотечественников в головах! Мы пестуем ненависть к врагу, потому что это позволяет нам быть ближе и сплоченнее, хотя вполне можно помогать людям вокруг и без допинга в виде ненависти к соседям.

А вот следом за патриотизмом вышел ролик про гомосексуальность, где мы осознанно избегали любых зацепок, за которые нас могли бы перетянуть на сторону гей-пропаганды или, наоборот, дискриминации. Тема одиозная, тут только скажи «гомосексуальность», и все уже готовы драться, но у нас получился какой-то шедевр корректности. И там около 150 тысяч просмотров — до патриотизма даже близко не дотягивает.

— Это обидно? Хочется быстрой славы?

— Быстрой вообще не хочется. С одной стороны, взрывы посещаемости приятны: это значит, ты вытащил тему, которая удовлетворяет какой-то общественный запрос. С другой, чтобы получалось хорошо, надо делать то, что интересно самому.

— Ролик про патриотизм вывел формат блога за рамки научно-популярной передачи, теперь в нем четко звучит гражданская позиция. В связи с этим вопрос про видео, которое «Все как у зверей» делали для канала «Дождь». На фоне кадров с потасовками в Федеральном Собрании РФ вы рассказываете про доминирование самцов в обезьяньих стаях, а когда повествование переключается на «внеранговых самцов», в видеоряде появляется гордый Ходорковский. Это тоже осознанная гражданская позиция? Вам не кажется, что это такой же перегиб, как Киселев, вмонтированный в ролик про патриотизм?

— Нам позвонили с «Дождя» и говорят: «Готовим программу про параллели России и Африки. Можете рассказать про африканских животных, которые похожи на людей современной России?» Фактически в ролике я говорила об универсальных вещах: любой парламент в любой стране третьего мира — а я все же верю, что в какой-нибудь Голландии из-за культурного компенсаторного механизма это выглядит несколько иначе — часто ведет себя как-то так. Это human nature. Но потом «Дождь» наложил на мой рассказ свой видеоряд. Внеранговый самец Ходорковский — это, конечно, очень смешно и нелепо. Настолько смешно, что мы даже не расстроились. Мы влезли в телевизор, посмотрели, как там бывает, получили опыт, и обе стороны разошлись довольными. Кстати, этот случай сильно сказался на чувстве собственной значимости моего режиссера: он посмотрел на съемку и монтаж и сказал, что сделал бы в тысячу раз лучше.

«ОБНЯТЬ СЛОНА И ПЛАКАТЬ»

— Часть видеоблогов вы снимали в зоопарках, питомниках и дельфинариях. Задумывались об этической стороне вопроса?

— Это действительно сложный момент. Нельзя сказать, что все дельфинарии — это ады и хлорные тюрьмы, но среди них, несомненно, много тюрем и адов. Например, с дельфинарием, в котором мы снимали афалин, нам повезло. Животные там счастливые и контактные — выпрыгивают к тебе из бассейна, ласкаются, требуют внимания. Думаю, если бы им там было плохо, программа бы получилась на другую тему и с другим настроением.

— Вы делаете что-то, чтобы решить проблему?

— В Европе сейчас отказались от практики закрытых дельфинариев, и это естественное формирование культуры содержания животных. Условия улучшаются постепенно, пусть не так быстро, как хотелось бы. Но поверьте, если бы вы посетили зверинец образца XIX века, вы бы рыдали неделю. 50 лет назад никто не умел ни кормить, ни лечить дельфинов в неволе, а теперь они размножаются в дельфинариях и общаются с людьми. Конечно, если главная цель — заработать деньги, люди всегда экономят в ущерб всему живому вокруг. Но ведь они привыкли так же поступать по отношению друг к другу, поэтому объяснить бизнесмену, что с животными нужно считаться, практически нереально. Я не знаю, как решать эту проблему. Могу сказать одно: если мы сталкиваемся с плохим содержанием животных, то обязательно делаем на этом акцент в блоге. Например, недавно мы три недели снимали слонов на острове Чанг, и это было просто ужасно. На слоне ведь все написано: ты видишь морду, и там вся история его жизни. Ты встаешь рядом с ним перед камерой, чтобы рассказать, как работает хобот и система амортизации, а в этот момент хочется просто обнять его и плакать.

— Кстати, про обнять. Вы уже сказали, что люди склонны сочувствовать только миловидным зверям. Видимо, чтобы расширить границы зрительской терпимости, вы часто появляетесь в кадре то со змеей, то с богомолом, то с тараканом. А есть животные, которые вам неприятны?

— Синантропные обезьяны. Они живут около городов и паразитируют на жизнедеятельности человека, дико агрессивны и абсолютно бессовестны. Если на тебя нападает собака, ты можешь определенными приемами объяснить ей, что она не права, потому что у собак есть тормозящие механизмы. У обезьян они тоже есть, но не для вас: если ты им не нравишься или если они понимают, что у тебя есть еда, которой ты не делишься, это страшно. У меня самой был негативный опыт: однажды на отдыхе я сняла дом и думала, что раз заплатила аренду, буду жить там спокойно, но рядом находилось дерево с обезьяньим жилищем, и синантропный отец семейства, защищая двух самок и кучу детей, стал делить со мной территорию. Это была настоящая драка между двумя приматами — меня сразу будто бы опустили на его уровень, где и происходила разборка. В общем, богомолы гораздо лучше.

«НА КАЛИМАНТАНЕ НЕОЖИДАННО СНЯЛИ ПРОГРАММУ ПРО ОРАНГУТАНОВ»

— «Все как у зверей» существует уже два года. Как за это время изменился блог?

— Для первых передач режиссер просто брал видео про зверей с YouTube (согласно правилу добросовестного использования медиаматериалов для образовательных программ, нам можно использовать чужие любительские съемки), а теперь мы сами ездим снимать на натуру. Были в Индонезии, Кении, Беловежской пуще, Хорватии... Появился момент спонтанности: вот на Калимантане неожиданно сняли программу про орангутанов. Они очень пугливые, и когда мы туда ехали, были уверены, что увидим в лучшем случае рыжую тень, а на деле животные чуть ли не на головы нам падали — в общем, то, что надо. В итоге написали на коленке сценарий и быстренько все сделали. Хотя в целом подготовка к съемкам стала гораздо тщательнее, и если раньше я сочиняла текст за пару дней, то теперь мне бывает нужно до нескольких недель.

— Потому что чем больше подписчиков у канала, тем сильнее ответственность?

— Потому что чем больше знаешь, тем сильнее ощущение, что ты знаешь недостаточно. Во времена первых видео про льва или аксолотля у меня был базовый набор знаний, и мне было легко. Но когда берешься за темы вроде реципрокного альтруизма, закапываешься в информацию так, что из всего изученного массива для сюжета бывает нужно процентов пять. Я просто не могу остановиться, пока не перелопачу все, потому что мне интересно и хочется видеть полную картину. Потом я отправляю сценарий режиссеру, который говорит: «Так, это никто не поймет, а тут вот, конечно, любопытный момент, но не нужный», — и к моменту съемок не остается даже этих 5 процентов.

Кстати, еще одна важная перемена: у нас появились рецензенты, и теперь до режиссера сценарий смотрят еще ученые-специалисты. С той же гомосексуальностью получилась феерическая история. Сначала я отправила текст Александру Маркову (знаменитый российский биолог, палеонтолог и популяризатор науки прим. ред.), который сказал «Вау! Молодцы! Обязательно скажите, когда выйдет!» Я дико обрадовалась, потому выше похвалы Маркова вообще ничего не бывает, но на всякий случай нашла еще одного рецензента — специалиста по поведению животных из московского зоопарка, которая просила своего имени не называть. Она стоит на совершенно противоположных позициях, ей вся эта толерантная тема крайне неприятна, но при этом она ответственный ученый, который не может грешить против истины. С ней переписывались неделю, и в итоге из сюжета ушли какие-то шапкозакидательские тенденциозные моменты. Сначала у нас был грубый перекос в сторону антигомофобии, а в финале получилось что-то более-менее претендующее на объективность.

— Блог сейчас — это ваша основная работа?

— Да.

— Тогда расскажите про свой график.

— Мой режиссер живет в Португалии, поэтому программы мы делаем на нейтральной территории. Чтобы не ехать далеко ради одной или двух передач (хотя бывает и так, например, в Беларуси мы сделали две программы, покормили всех комаров и замечательно провели время), снимаем пулами по 10 программ. Сначала я их несколько месяцев пишу, потом у нас выезд, потом все это монтируется и выходит на канале раз в две недели. Мы думали о том, чтобы выпускаться чаще, но путем проб выяснили, что у каждого выпуска есть свой жизненный цикл — как раз две недели. Сначала это фреш, все делятся видео у себя на страничках и пересылают его друзьям, а вторая неделя обычно уходит на рефлексию. Если залить новый ролик раньше, два видео слипнутся, и зритель не успеет ничего переваривать.

— Параллели между людьми и животными можно проводить бесконечно? Дефицита тем нет?

— Какой там! Я не знаю, за что хвататься. Начинаешь расписывать какой-то сюжет, рождается 10 новых ответвлений.

— Можете рассказать о планах на ближайшие выпуски?

— Ну, до августа мы выкладываем Индонезию. Еще будут манты и слоны, сюжет про способы самолечения у животных... Наверное, как перечень это выглядит не очень интересно, так что лучше просто дождаться их выхода.

«ДЕЛАЙ ВО ВСЕХ СТИЛЯХ, ДЕНЕГ ХВАТИТ!» КАК ГЛАВНЫЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП КАЗАНИ

— На лекции в рамках цикла «Красная таблетка» вы сказали, что центр семьи на набережной Казанки напомнил вам коллективную амебу...

— Это удивительно! Когда амебы испытывают голод, они слипаются в одно большое тело, напоминающее по форме чашу на ножке, и превращаются в споры, чтобы в таком виде переждать трудные времена. Увидела ваш ЗАГС и даже немного позавидовала: я-то выходила замуж на ВДНХ, это тоже то еще капище всевозможных культурных символов и плодородных тотемов. Думала, мы с мужем максимально выпендрились, но после вашего «Казана» поняла, что это был не предел (смеется).

— Какие еще сооружения в Казани вас удивили?

— Дворец земледельцев и дома, которые находятся рядом с ним. Смотришь с другого берега реки — нелепость, китч и нарочитая декоративность, но когда видишь это вблизи, замечаешь очень интересные детали. Он весь слеплен из несочетаемого: готическая башенка, под ней ставни из деревенского дома, тут же атланты и грифоны, античные колонны, расположенные в перевернутом порядке друг над другом... Все это слеплено воедино и выглядит просто фантастически смешно, но у меня язык не поворачивается сказать, что это плохо. В Москве такого китча тоже полно, но смотреть на него невозможно — все сделано как-то без любви. Казань вообще очень толерантный город, снова проведу параллель с биологией: тут лишайники, грибы и водоросли образуют гармоничный организм. Напротив главного здания вашего Университета стоит дом, который купец когда-то построил для своей невесты (дом Ушковой прим. ред.). Он, конечно, сделан с большим вкусом, чем Дворец земледельцев, но тенденция та же: наш экскурсовод рассказывал, что, когда архитектор спросил, в каком стиле строить, ему ответили: «Делай во всех, денег хватит!» Я так поняла, что тут это вообще главный градостроительный принцип.

— Последний вопрос — про эволюцию. Как вы думаете, какие качества современного человека полезны для выживания и потому должны быть закреплены на генном уровне?

— Наверное, наша все возрастающая гуманистичность и чувствительность по отношению ко всему живому. С течением времени мы становимся все более корректны к ближним — нам кажется, что это происходит не очень быстро, но, поверьте, по меркам эволюции люди развиваются просто с космической скоростью. Нас должно спасти то, что мы постепенно становимся все более добрыми, потому что больше у нас, кажется, нет никаких шансов.