По периметру площади рассредоточились около 150 жителей поселка
На сход «челнинской Рублевки» — поселка Белоус, облюбованного деловой элитой автограда, из 327 жителей пришли около 150 человек

«ЕСЛИ Я ПЛАЧУ 40 ТЫСЯЧ НАЛОГОВ ГОД, ИМЕЮ Я ПРАВО НА НОРМАЛЬНУЮ ДОРОГУ?»

Жители «челнинской Рублевки» — поселка Белоус, облюбованного деловой элитой автограда, устроили народный сход, где поставили ребром вопрос об отказе платить налоги в бюджет Тукаевского района и переходе на самообложение. К столь резким шагам белоусовцев подтолкнули многолетние проблемы с дорогами, уличным освещением и качеством питьевой воды.

На сход из 327 жителей поселка пришли около 150 человек. В частности, выступал инициатор схода депутат челнинского горсовета Сергей Еретнов, в толпе можно было заметить также депутата Юрия Шеина — гендиректора ООО «Междуречье», в остальном активность проявили люди, которым ежегодные сборы денег на ремонт дороги бьют по карману. Между тем в Белоусе на широкую ногу живут такие известные личности, как Сергей Рачков — гендиректор ЗАО «Расстал», Алексей Миронов — владелец группы компаний «ЕвроГрупп», Эдуард Юнусов — гендиректор ТД «Челны-Хлеб», Сергей Майоров — владелец ГК «Магнолия», председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций в Набережные Челны, Мунир Гайнуллов — гендиректор строительного холдинга «Домкор», чиновники челнинской администрации, родная сестра первого президента Татарстана Мадания Ильясова и др. Впрочем, позже некоторые из них поддержали озвученные требования, комментируя ситуацию «БИЗНЕС Online» (см. ниже).

К сходу инициаторы вооружились свежей экспертизой двух подъездных к поселку дорог, одна из которых соединяет Белоус с Набережными Челнами, другая — с деревней Малая Шильна, через которую также можно добраться до города. Согласно выводам экспертов ООО «МФКЦ «Барс-Консалтинг», оба обследованных участка протяженностью 2,9 км и 5,6 км требуют полной замены дорожного покрытия, в противном случае эксплуатация их должна быть прекращена. Экспертизы заказывал Еретнов, который сейчас, по всей видимости, располагает массой свободного времени. Напомним, как один из подозреваемых по громкому «игорному делу» он вынужден уже несколько месяцев безвылазно жить в Белоусе в доме своей дочери под домашним арестом.

Один из инициаторов схода — совладелец ООО «РеД» Виктор Свищев, рассказал «БИЗНЕС Online», что аварии по пути на Белоус случаются регулярно. «Этой зимой три человека разбились — занесло в колее, потому что дорогу не чистят. Вылетели навстречу BMW X5. Два человека погибли на месте, один остался на всю жизнь калекой. В прошлом году мужчину сбили на повороте, он скончался в больнице. В прошлом же году пожилой мужчина ехал на велосипеде — погиб. Я по четыре раза в день езжу по ней, знаю наизусть все ямы, только так и можно. Но люди гибнут, а мы все возим здесь жен и детей. Если я плачу почти 40 тысяч рублей налогов в год, я имею право на нормальную безопасную дорогу?»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» по пути в Белоус в полной мере насладился «прелестями» данной дороги. Водитель вынужден лавировать между ямами, а, учитывая многочисленные повороты и тот факт, что за поворотами ничего не видно и не слышно (окна автомобилей закрыты из-за пыли), такой стиль вождения опасен. Две активно маневрирующие машины при встрече на поворотах — это лотерея 50 на 50.

Автомобилям приходится лавировать между ямами по всей ширине дороги
Автомобилям приходится лавировать между ямами по всей ширине дороги

По словам участников схода, время от времени дорогу Белоус — Челны ремонтировали, например, лет 10 назад, когда Минтимер Шаймиев приезжал сюда к сестре, когда бывший мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков жил в Белоусе. После этого жители несколько раз ремонтировали ее на собственные деньги (в прошлом году, например, собрали 500 тыс. рублей). Однако территории рядом с поселком продолжают застраиваться, дорогу используют грузовики со стройматериалами. Больше одного сезона ямочный ремонт не выдерживает.

«ДЕ-ЮРЕ ЭТО ЛЕСНАЯ ТРОПА»

Проблема главной дороги от Челнов до Белоуса, которая пролегает через национальный парк «Нижняя Кама», не только в отсутствии денег на ремонт, но и в том, что юридически ее вообще не существует. В 70-х годах прошлого века путь через лес проложил КАМАЗ — в то время у автогиганта в этом районе была база отдыха для ветеранов войны. Но, как рассказали «БИЗНЕС Online» старожилы поселка, когда автогиганту пришлось отказаться от непрофильных активов, дорога осталась безхозной, сегодня она не стоит ни на чьем балансе и не имеет паспорта.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» адвокат Роман Ваганов — житель поселка, которому белоусовцы традиционно доверяют представлять свои интересы в юридических вопросах, при создании особо охраняемой природной территории дорога не была из нее выделена и остается за парком. «Она числится лесной тропой. Соответственно, на балансе у Тукаевского района не стоит. Де-юре дороги нет, де-факто есть населенный пункт, граждане ездят по ней на работу в Челны. Администрация района обязана обеспечить население дорожной сетью», — уверен адвокат.

Виктор Свищев: На этой дороге люди гибнут постоянно, а мы возим жен и детей
Виктор Свищев: «Люди гибнут, а мы все возим здесь жен и детей. Если я плачу почти 40 тысяч рублей налогов в год, я имею право на нормальную безопасную дорогу?»

Приглашенный на сход депутат райсовета и одновременно директор ФГБУ «Национальный парк «Нижняя Кама» Айрат Имамов на сход не явился, сославшись на командировку. Однако вечером выяснилось, что Имамов в поселке был, о чем рассказал «БИЗНЕС Online» Свищев: «Я вечером проезжал на мотоцикле, Имамов меня увидел и бросился в погоню на машине. Прижал меня к обочине и минут 40 доказывал, что не допустит Болотной площади на своей территории, что подаст в суд на нас за то, что без его разрешения была проведена экспертиза дороги, которая относится к национальному парку. Ругался, что собрание провели без его разрешения. Были и прямые угрозы в том смысле, что Еретнов ходит с браслетом и что на всех нас, если перевести его слова, представителей нетрадиционной ориентации, браслеты найдутся. Там, напомню, полторы сотни человек было. Он, конечно, был пьян. В машине он был один, но потом 5 - 6 человек вокруг меня собрались, правда, бить не стали. Такая вот реакция на критику. Он еще угрожал в суд подать на нас за то, что мы в прошлом году собрали деньги и отремонтировали дорогу», — рассказывает житель поселка.

«БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до Имамова, который заявил, что решить проблему не так просто. «В челнинском лесничестве нет дорог с твердым покрытием. Наша территория — это федеральная собственность… Этим вопросом я занимаюсь уже два года. Бегать по Белоусу и кричать могут все, а делом заниматься никто не хочет. Сейчас появился закон (в марте этого года он вступил в силу), по которому мы можем оформить частный или публичный сервитут на дорогу, но пока еще не понимаем, как это сделать. Я делал запрос на разъяснение закона, мне пришел ответ, что он на проработке. На собраниях бесполезно объяснять, что уменьшение особо охраняемой природной территории — это уголовное преступление, они ничего не слышат».

От Тукаевского исполкома выступила замглавы Люция Ахметова
От Тукаевского исполкома выступила замглавы Люция Ахметова: «По вашим налогам — производства в Белоусе нет, вы сдаете налог на имущество и на землю, поэтому миллионы сюда прийти не могут»

В РАЙОНЕ КРОМЕ БЕЛОУСА 87 ДЕРЕВЕНЬ

По словам Ваганова, внутрипоселковые дороги находятся в не менее плачевном состоянии. В декабре прошлого года они были обследованы ГИБДД Тукаевского района. «Инспектор заключил, что поселковые дороги, в целом около 5 километров, тоже требуют капитального ремонта и установки знаков, — рассказал адвокат. — Знаков нет нигде: ни в поселке, ни за его пределами. Начальник отдела полиции Тукаевского района направлял представление в адрес главы Малошильнинского поселения, к которому относится Белоус, с требованием установить дорожные знаки и провести ремонт.

«У поселкового совета свой бюджет, он финансируется и районом, и республикой, и местным населением. Мы не ощущаем никаких затрат на нужды поселка», — возмущается Ваганов.

Глава Тукаевского района Василь Хазеев на сход не пришел (уехал на учебу в Казань), прислав своего заместителя Люцию Ахметову. Та, выступая перед гражданами, сослалась на то, что в районе кроме Белоуса еще 87 деревень, ежегодно на ремонт дорог из бюджета отчисляются крупные суммы. «В плане у Василя Гариповича (Хазеев — глава района — прим. ред.) и дороги Белоуса, но в этом году они в план не попали. Надо подождать. По вашим налогам — производства в Белоусе нет, вы сдаете налог на имущество и на землю, поэтому миллионы сюда прийти не могут».

В администрации Малошильнинского поселения комментировать ситуацию отказались, однако из последнего отчета главы поселения Геннадия Харитонова следует, что годовой бюджет входящих в поселение 6 населенных пунктов составляет порядка 30 млн. рублей. Летом 2014 года на ремонт внутрипоселковых дорог было потрачено 376 тыс. рублей, а на зимнее содержание в 2013 - 2014 годах — 346 тыс. рублей. Общая протяженность 160 улиц поселения насчитывает около 90 километров.

Депутат горсовета Юрий Шеин (в центре) выступать не стал
Депутат горсовета Юрий Шеин (в центре): «Отказ платить налоги — это эмоции, законодательно это невозможно. Но налогоплательщики могут требовать от властей исполнения своих обязанностей»

По словам Ваганова, около месяца назад в поселении проводился референдум, жители приняли решение отчислять в местный бюджет дополнительно по 250 рублей с человека на финансирование внутренней инфраструктуры. «Перед нами за расходование бюджета поселка никто ни разу не отчитывался, — заявил Ваганов. — После многолетних жалоб на отсутствие дорог, уличного освещения, плохую воду с частыми перебоями поставок была единственная реакция — на некоторых улицах весной сделали освещение. Это результат обращений вплоть до аппарата президента».

К слову, отсутствие фонарей на улицах Белоуса в повестке схода затронули вскользь — было лишь упомянуто, что опять-таки в житие здесь бывшего мэра, а ныне премьер-министра РТ Халикова его улица была освещена «как казанский вокзал», но после отъезда Ильдара Шафкатовича в Казань фонари почему-то были демонтированы. Нетрудно было заметить, что и на центральной площади поселка перед избирательным участком освещение отсутствует.

«ВОДУ НАСОС КАЧАЕТ, А ЧТО ДЕЛАЕТЕ ВЫ?»

Изрядная доля негативных эмоций досталась ООО «Коммунальные сети поселок Новый», в обслуживание которому когда-то достались артезианская скважина и водонапорная башня Белоуса. «Мы обращались в Роспотребнадзор по поводу качества воды, которая поставляется нам этой управляющей компанией, — рассказал Ваганов. — Последний ответ получили в декабре 2014 года. В нем сказано: согласно январским лабораторным исследованиям результат санитарно-гигиенических проб воды из артезианской скважины не соответствует требованию СанПиН по питьевой воде. Отмечено повышенное содержание бора, марганца, общей жесткости… Превышение показателей связано с химическим составом подземных вод в данном регионе».

В марте этого года Роспотребнадзор снова дал заключение о превышении ПДК по жесткости вдвое, после чего территориальный отдел ведомства вынес определение о возбуждении административного дела в отношении поставщика воды. «Местное население склонно к тому, чтобы в судебном порядке потребовать от поставщика воды либо исправления качества воды, либо перерасчета стоимости оказанных услуг с учетом того, что вода не питьевая, а хозбытовая. Ей даже если машину помыть, на автомобиле разводы остаются соляные. Стиральные и посудомоечные машины быстро выходят из строя. Питьевую воду я лично заказываю и вожу из города», — сообщил Ваганов.

Главный инженер ООО Коммунальные сети поселок Новый Рустам Гараев не стал отчитываться по расходам предприятия
Главный инженер ООО «Коммунальные сети поселок Новый» Рустам Гараев не стал отчитываться по расходам предприятия

На сходе было озвучено, что и стоимость поставки воды в дома почти вдвое превышает городские тарифы — 1 кубометр обходится жителям в 42 рубля. По словам Свищева, скважину в свое время за средства поселка бурил бывший главный лесничий Николай Мельников, так же были построены и водонапорные башни. «Потом скважина ушла в управляющую компанию, сейчас они собирают около 2 миллионов в год только за воду, ничего не построив. Ни один колодец в поселке не работает. Если у кого-то авария, отключают всю систему. Если начинаешь возмущаться, отрубают воду. Я спрашиваю: за что, я же плачу? Отвечают: тебе же не нравится… Это шантаж! Вообще, замечено: если кто-то жалуется, у него давление в кране сразу падает».

В Тукаевском исполкоме проблему с водой признают. По плану руководства, как сообщила сельчанам Ахметова, близлежащие деревни будут со временем подключены к системе водоснабжения Набережных Челнов. Однако главному инженеру ООО «Коммунальные сети поселок Новый» Рустаму Гараеву от белоусовцев все равно досталось. Его вызвали к микрофону с риторическим вопросом: как именно обслуживает компания сети на 12 тыс. в год с каждого дома?

— Водонапорную башню жители поставили, насос сам качает воду, а что делаете вы? — потребовал ответа Еретнов.

— Обслуживайте сами тогда, кто против? — ушел от прямого ответа Гараев. — Хоть завтра передадим! А тарифы устанавливаем не мы, их устанавливает Казань, комитет по тарифам.

— Вопрос в том, что делаете вы, если ни одна колонка не работает! — закричали из толпы.

Депутат Имамов в комментарии «БИЗНЕС Online» заявил, что вопрос воды одинаково стоит во всей республике и по этому поводу незачем поднимать шум. «Где в Татарстане чистая вода? В Елабуге, в Азнакаево, Агрызе, Мензелинске, Муслюмово, Кукморе? Вода везде такая, и надо ставить фильтры в доме. Я дома так и сделал. А они кричат из-за расценок, но их ведь не я придумал, тариф приходит из республики. Всю жизнь такую воду пили».

Позиция народного избранника сельчан явно не устраивает, и с подачи Еретнова они задумались о том, стоит ли в сентябре избирать депутатом сына Имамова Алексея, которому, по некоторым данным, в этом году действующий депутат рассчитывает передать свой пост…

В итоге участники схода собрали около 140 подписей за то, чтобы отправить протокол вместе с экспертизами в прокуратуру республики с прицелом на обращение в суд, а также передать письмо врио президента Татарстана Рустаму Минниханову через окружного депутата Вадима Махеева. Он, по словам Еретнова, согласился на эту миссию. «Если за лето что-то не изменится, я предлагаю собраться снова и проголосовать за отказ платить налоги в Тукаевский район, — публично выступил Еретнов. — Зачем нам им платить, если они ничего не делают за наши деньги?» В ответ на это белоусовцы заявили, что на принятие решений достаточно и месяца, незачем ждать, пока кончится сезон ремонта дорог.

Сергей Еретнов к собранию получил экспертизы дорожного покрытия
Депутат челнинского горсовета Сергей Еретнов озвучил экспертизы дорожного покрытия - оба участка протяженностью 2,9 км и 5,6 км требуют полной замены дорожного покрытия, в противном случае эксплуатация их должна быть прекращена

«ТАМ БОГАТЫЕ ЛЮДИ, ТАМ ЕСТЬ МИЛЛИАРДЕРЫ!..»

«БИЗНЕС Online» обратился к известным челнинцам, большинство из которых являются жителями поселка, с вопросом, поддерживают ли они перспективу отказа от налогов и перехода на самообложение.

Рафаил Нурутдинов — генеральный директор ООО «Ихлас ДСК»:

— Я, к сожалению, сам присутствовать на сходе не смог, так как был сильно занят в тот день. Но проблемы с дорогами и водой в Белоусе существуют и очень давно. Причем если последние годы ямочный ремонт дорог делали до 9 мая, то в этом году за него даже не брались. Проехать невозможно. Сюда общественный транспорт не ходит, поэтому люди в основном ездят на своих машинах или пользуются услугами такси.

Качество воды отвратительное. Если кто-то может себе позволить не обычный фильтр, а серьезное очистное оборудование, то воду еще можно пить. А так вода техническая. Все эти вопросы надо решать, и я считаю, что это в первую очередь вина руководства поселка. Не надо во всем винить только руководство Тукаевского района. В этом году, кстати, выборы, в том числе и в органы местного самоуправления. Я думаю, что мы сделаем правильные выводы — надо избирать людей, которые, действительно будут заниматься этими проблемами.

По поводу отказа от уплаты налогов и перехода на самообложение скажу, что это, наверное, политический момент. Вряд ли до такого дойдет, но чтобы нас услышали, заявить об этом можно. Надеюсь, что руководство Тукаевского района нас услышит и предпримет соответствующие меры. Тем более что, насколько я знаю, людей на сходе было много, высказывались все единодушно. Мимо такого единения наши чиновники и депутаты не должны пройти.

Эдуард Юнусов — генеральный директор ТД «Челны-Хлеб»:

— Абсолютно согласен, что озвученные на сходе проблемы серьезны. Там по дороге проехать совершенно невозможно. Затраты у автовладельцев постоянно растут. Я по своей машине могу об этом судить. И вода плохая. Я думаю, дело в том, что поселок находится на границе Набережных Челнов и Тукаевского района. К сожалению, мы уже не первый год оказываемся никому не нужными: ни району, ни городу. Поможет ли обращение в прокуратуру, сказать с уверенность не могу, но люди высказали свои претензии, какой-то результат все же должен быть. Тут ведь все зависит от возможностей бюджета, и, к сожалению, маленькие населенные пункты оказываются достаточно затратными. Финансирование в сельские поселения зачастую идет в последнюю очередь. Я думаю, что громкое заявление об отказе платить налоги — это, скорее, крик о помощи. Ультимативные высказывания вряд ли тут нужны, хотя эмоции захлестывают.

Под протоколом схода подписались почти все присутствующиие
Под протоколом схода подписались почти все присутствующие

Юрий Шеин — генеральный директор ООО «Междуречье», депутат горсовета Набережных Челнов:

— Я уже 20 лет живу в этом поселке, никогда дороги не были в таком состоянии, как сейчас. Они стали просто опасными. Конечно, Россия не может гордиться своими дорогами, но должен же быть предел. Если там не сегодня-завтра случится авария, это будет закономерно. Речь идет не только о Белоусе, там еще садоводческое общество «Сосновый бор», созданное лет 30 назад. В нем 250 членов, процентов 90 из них — пенсионеры, которые на машинах ездят только летом. Почему все должны убивать свои автомобили? Ямы достигли такой глубины, что по закону эту дорогу пора закрыть. Что касается воды, то пить ее нельзя, но плату собирают как за питьевую.

Отказ платить налоги — это эмоции, законодательно это невозможно. Но налогоплательщики могут требовать от властей исполнения своих обязанностей. Если этого не происходит, возможны разные стили поведения. Условно говоря, если каждый автовладелец, который ездит по этой дороге, обратится в суд за компенсацией причиненного автомобилю ущерба и взыщет эту сумму с исполкома, то это будет действенный метод в рамках закона. А налоги надо платить.

Ильдус Камалов — гендиректор ООО «Проектно-инновационный институт «Синергия», депутат горсовета Набережных Челнов:

— Я думаю, что жителям поселка Белоус более реально было бы отремонтировать дорогу за свой счет. Тем более что люди там живут состоятельные и могут позволить себе скинуться по 2 - 3 миллиона рублей. Времена сейчас тяжелые, бюджеты городов и районов скудные. И какой депутат сегодня будет голосовать, чтобы бюджетные крохи направлять на дорогу к поселку Белоус? Других проблем хватает в городах и районах. Посмотрите на местные дороги в Набережных Челнах. Они же как после бомбежки. И мы не можем позволить себе в год выделить по 10 - 15 миллионов на них, выделяем по 5 миллионов, еле-еле выкраиваем. А тут дорога к Белоусу, которая километров 7, наверное. Да еще объект такой, который у населения неоднозначное мнение вызывает. Там богатые люди, там есть миллиардеры! Им ничего не составляет сложиться по 2 - 3 миллиона рублей. Для многих это карманные деньги, то, что мы с вами не можем за многие годы заработать.