Выручка «Элекона», согласно опубликованной бухотчетности, достигла 3,77 млрд. рублей, установив исторический рекорд (фото: zavod-elecon.ru)

ТОВАРОВ БОЛЬШЕ НА 31%, А ПРИБЫЛИ НА СТОЛЬКО ЖЕ МЕНЬШЕ

Прошлый год «Элекон», с одной стороны, мог бы назвать удачным. Его выручка, согласно опубликованной бухгалтерской отчетности, достигла 3,77 млрд. рублей, установив исторический рекорд. Прирост выручки на 18,1% не только обогнал инфляцию, но и позволил казанцам продемонстрировать гораздо лучшую динамику, чем отрасль в целом: индекс промпроизводства в РФ по направлению электрооборудования и электроники составил 99,5%.

С другой стороны, оборот завода мог быть и больше, не просто следуя очевидному принципу «нет предела совершенству», а хотя бы потому, что предприятие выпустило на 31% больше товарной продукции, чем в 2013 году. Однако параллельно выросли и издержки, из-за чего себестоимость взлетела на 49% до 3,11 млрд. рублей.

Как следствие, валовая прибыль «Элекона» просела почти вдвое до 565 млн. рублей. Надо отдать должное, менеджмент компании, несмотря на рост оборотов, ужался в коммерческих расходах (транспортировка, реклама, сбыт), сократив их на 6,5 млн. рублей до 15,7 млн. рублей.

Однако на фоне бурного роста основных издержек такая экономия слабо повлияла на итоговый результат. Чистая прибыль завода просела на 31%, составив 555 млн. рублей.

«КАМАЗИКИ» БОЛЬШЕ НЕ ПОЕДУТ С КОНВЕЙЕРА

В структуре выручки «Элекона» львиную долю (91,3%) традиционно занимают доходы от реализации электрических соединителей. Однако коллекционерам «игрушечных» автомобилей завод известен как производитель сувениров — прежде всего «КАМАЗиков». Выпускать их «Элекон» начал еще в 1978 году по прямому указанию сверху, подтвержденному распоряжением министерства электронной промышленности СССР. Но в 2007 году челнинцы зарегистрировали свои товарные знаки и начали бороться с нелицензионным производством «брендовых» продуктов.

Полученная было «Элеконом» лицензия истекла в 2010 году, после чего КАМАЗ затеял судебные тяжбы с предприятием. Напомним, что летом 2013 года генеральный директор ОАО «Завод Элекон» Николай Ураев в своем заявлении был краток: «Лицензионное соглашение было не продлено по причине снятия с производства ввиду низкого спроса. Цена лицензионного соглашения — это коммерческая тайна двух предприятий. Выпуск уменьшенных моделей сейчас не ведется».

Несмотря на спор с КАМАЗом по поводу авторских прав, в 2014 году «Элекон» продал моделей авто на 3,5 млн. рублей. Хотя с учетом заметного падения поступлений от сувениров можно предположить, что завод распродает остатки. К тому же в эту доходную статью могут входить продажи не только «КАМАЗиков», но и уменьшенных копий грузовиков «Урал» и «МАЗ». По признанию одного из оптовых покупателей сувениров от «Элекона», миниатюрных «КАМАЗов» в продаже не было уже давно.

Сворачивание этого направления производства подтвердил нам и генеральный директор компании. По словам Ураева, выпуск игрушечных «КАМАЗов» в прошлом году не осуществлялся. «Ужасно страшно получить претензию от КАМАЗа. Если честно, производство этих сувениров было на грани рентабельности. С увеличением объемов заказов на основные направления и роялти, объявленного КАМАЗом, оно ушло в глубокий минус. Было принято решение о заморозке данного направления», — сообщил Ураев нашему изданию.

Анализ отчетности показывает, что завод и в целом сокращает непрофильные производства. Так, продажи светильников в прошлом году сократились в 8 раз до символических 100 тыс. рублей. В то же время доход от реализации сопутствующих покупных товаров вырос в 5,7 раза до 189 млн. рублей.

==table577==

ЗАРПЛАТЫ РАСТУТ, НО ПОКА НИЖЕ СРЕДНЕЙ

При опережающих темпах роста издержек, о чем упоминалось выше, материальные затраты подскочили на 81% до 1,32 млрд. рублей. Платежная ведомость выросла скромнее, на 21%, в результате расходы на оплату труда составили до 1,09 млрд. рублей. Тем не менее их динамика обогнала рост выручки, а «зарплатная» доля в общей себестоимости продукции составила 36%.

При этом средняя зарплата на заводе выросла на 16,9% до 24,7 тыс. рублей, с лихвой компенсировав работникам компании рост потребительских цен (11,4%). Тем не менее элеконовские заработки пока не дотягивают до средней зарплаты в Татарстане (27,6 тыс. рублей), не говоря о Казани (32,1 тыс. рублей).

==table578==

Впрочем, как сообщил «БИЗНЕС Online» Ураев, зарплату своим сотрудникам на заводе продолжат повышать. «Будем стараться, перспективы у нас хорошие, заказов много» — подчеркнул генеральный директор «Элекона». Отметим, что в прошлом году из-за роста объемов производства предприятие увеличило штаты на 111 человек до 3663 сотрудников. И финансовое стимулирование персонала в таких условиях выглядит вполне логичным.

КТО ПОДВЕЛ «ЭЛЕКОН»: ШОЙГУ ИЛИ ЧЕМЕЗОВ?

Интересную динамику продемонстрировали прочие статьи отчетности, оборот по которым увеличился многократно: прочие доходы выросли в 20 раз, а прочие расходы — в 9,5 раз. При этом их баланс радикально улучшился: «Элекон» в прошлом году получил 41 млн. рублей положительного сальдо, хотя годом ранее ушел в минус на 62 млн. рублей.

Резкий рост поступлений произошел из-за переуступки (цессии) дебиторской задолженности, сумма которой в документе не указывается. Завод получил за нее 989,4 млн. рублей, а списал в связи с этой сделкой 884,6 млн. рублей. В целом это нормальная практика: компания получает живые деньги, правда, сумму меньше, чем ей были должны, а купившая долг организация (как правило, банк или коллектор) получает право требовать средства с должников в полном объеме.

Даже с учетом переуступки «дебиторки» общая задолженность заказчиков и подрядчиков перед «Элеконом» выросла в прошлом году на 430 млн. рублей до 1,43 млрд. рублей. У контрагентов завода возникли определенные сложности с расчетами, а поскольку крупнейшими заказчиками завода являются Ростех и минобороны, похоже, что проблемы с платежами возникли в корпорации Сергея Чемезова или в ведомстве Сергея Шойгу. При этом на заводе нам отказались уточнить, долги каких именно предприятий пришлось переуступить, сославшись на коммерческую тайну.

В итоге же плохая платежеспособность некоторых клиентов «Элекона» сказалась как на размере его выручки, так и на прибыли. Последняя, наверное, могла даже вырасти (или хотя бы не упасть так сильно), если бы заказчики исправно рассчитывались за поставки, а казанскому предприятию для пополнения собственных оборотных средств не пришлось бы жертвовать маржой, сбрасывая «дебиторку».

==table579==