«ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА, ВАШИ СДВИНУЛИСЬ!»

Сотрудники ДПС перекрыли движение по Театральной улице уже утром, а в 18:00, когда началась репетиция, ограничили проезд и по Карла Маркса — от пересечения с Фукса до перекрестка с Толстого. У площади Свободы выстраивались кадеты и студенты Суворовского училища, а колонна из 16 военных машин растянулась почти до кафе «Лакомка» — на радость любопытным пешеходам. Пока у памятника Ленина танцевальные и вокальные коллективы повторяли театрализованный пролог, к месту действия продолжали прибывать автобусы: офицеры Высшего военного командного училища, сотрудники МЧС, УФСИН и таможенной службы, срочники, отбывающие службу в Танковом училище, и другие участники торжественного марша ждали, когда можно будет продемонстрировать строевую подготовку командующему парадом — начальнику Казанского гарнизона генерал-майору Владимиру Майстренко.

Перед смонтированной у оперного театра сценой собралось несколько сотен детей и подростков. В кажущейся хаотичности можно разглядеть отдельные организованные группы, внутри которых уставшие руководители с прикрепленными к груди георгиевскими ленточками командовали: «Раз-два-три! Работаем! Куда спина пошла? Стоять!..» Буквально через несколько минут начнется общий прогон, но юные участники торжества продолжают время от времени путаться в движениях: «Как мы будем «Сердце матери» танцевать?» — переживает девочка лет 14 в цветной толстовке. Рупор взял руководитель шоу-театра «Шарм», он же режиссер театрализованного пролога Максим Скалозубов: «Я на трибуне, меня всем видно? Встаньте, пожалуйста, на вытянутые руки. Там, где я стою, это середина. Все знают, как сходимся? Как это нет?!»

Скалозубов просит звукооператоров поставить песню «На улице Мира». Подпевают и пританцовывают даже не участвующие в этом номере дети: во-первых, видно, что песня им нравится, во-вторых, на улице прохладно, а до конца репетиции еще долго. «Лариса Александровна, ваши сдвинулись! — почти угрожающим голосом говорит в рупор режиссер. — Ровнее, ровнее!» «Как он только всех видит?» — удивляются пожилые женщины, наблюдающие за репетицией с края площади. Пока синхроннее всего у детей получается прощально махать руками в конце танца.

По словам Скалозубова, в прологе парада задействованы почти 1,5 тыс. участников из Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и Менделеевска. 800 человек поют в хоре, около 400 детей и 300 взрослых выступают в составе танцевальных групп, более 100 спортсменов представляют федерации союза боевых искусств. Действие на сцене разыгрывают актеры казанского ТЮЗа. «Для танцев у нас есть постановочная группа, члены которой ездят по коллективам и ставят движения, — объяснил режиссер корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Так каждый год: сначала все тренируются сами по себе, а потом мы встречаемся на общем сходе — сегодня была первая такая репетиция». Результатом почти двухчасового прогона Скалозубов остался доволен: «Наверное, дело в том, что многие годы мы работаем с одними и теми же коллективами. Поколения меняются, но остается основной стержень, люди уже представляют, как и что надо делать».

КОМУ ПАРАД, А КОМУ ЕГЭ

Пока на площади танцевали дети, кафе на углу Пушкина и Карла Маркса переживало небывалый наплыв посетителей. Репетиция марша должна была начаться в 19:00, но в итоге ее задержали почти на час, и суворовцы вместе со студентами Танкового училища уговаривали официанток разрешить им воспользоваться уборной. Первым желающим повезло, следующих девушки вежливо просили поискать другое место — гости заведения были явно недовольны длинной военизированной очередью в туалет.

«От нас в параде участвуют 133 человека — две «коробки» и знаменная группа, — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель начальника Суворовского училища по учебной работе Олег Жарков. — Открывают марш наши барабанщики, мы им в честь этого даже новые инструменты купили — видите, как блестят? Но барабанщики-то у нас каждый год маршируют, а вот со знаменами ребята идут впервые после правления Сердюкова: пока он был у власти, не ходили, а с новым министром обороны снова начали». В этом году в парадах будут участвовать почти все казанские суворовцы — шестиклашки поедут в парк Победы, учащиеся 7 - 10-х классов выйдут на площадь Свободы, а вот курсантов-одиннадцатиклассников от парада освободила подготовка к ЕГЭ.

Офицер-воспитатель Казанской кадетской школы-интерната рассказал, что его подопечные готовились к 9 Мая два месяца. Из 345 учащихся до конца дошли только 64: «Мы смотрели на выправку, на то, получается ли у парня ходить строем, ну и, конечно, учитывали желание курсантов, ведь далеко не всем это нужно». 16-летний кадет в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что таких «уклонистов» категорически не понимает: «Для меня огромная честь участвовать в параде, потому что это, наверное, последний юбилей Победы, когда мы можем увидеть ветеранов». Еще раньше, чем кадеты, строевую подготовку начали солдаты-срочники из Танкового училища: в феврале (спустя буквально пару месяцев после начала службы в армии) они стартовали с самых азов, поэтому заниматься приходилось даже по выходным. Две «коробки» и знаменная группа Танкового были одеты в форму стрелков и танкистов Великой Отечественной и выделялись на общем фоне потемневшими касками, кителями, автоматами ППШ и красными штандартами с названиями фронтов.

В этом году в параде Победы впервые примут участие сотрудники татарстанской таможни — 72 работникам ведомства подготовка тоже далась нелегко. «У нас работают не только кадровые офицеры, но и гражданские служащие, — рассказал «БИЗНЕС Online» первый заместитель начальника таможни Максим Чмора. — В нашей системе не культивируются выправка и военный строй, но мы все равно решили сделать себе праздник и принять участие в параде. Готовились с зимы, в теплую погоду ездили тренироваться в Суворовское и Танковое училища, занимались в казанском аэропорту, где работает большая часть наших сотрудников. На параде может случиться всякое, поэтому у нас есть несколько человек в запасе. Были и те, кто начал подготовку вместе со всеми, но в итоге не попал даже в запас, они очень переживают, насколько я знаю».

«БРОНЕТЕХНИКА НЕ ГЛАДИТ — ОНА ДАВИТ»

В 19:57 всем старшим «коробок» дали сигнал выстроить свои отряды на исходную. Генерал-майор Майстренко занял место перед трибунами в аккурат под памятником Ленина и командным голосом огласил по-военному подробный порядок действий: «После общего построения полковник Мельников, мой заместитель, докладывает мне о готовности гарнизона к прохождению торжественного парада войск (в этом месте Мельникову заботливо поправили микрофон-петличку — прим. авт.). Дальше я сажусь в машину и проезжаю вдоль правого фланга на левый, здороваясь с войсками. Далее с перерывами с левого на правый фланг следует троекратное ура. Особое внимание обращаю на четкое выполнение дистанции между строевыми парадными расчетами. Помните, что у нас 25 «коробок»! Нужно, чтобы войска не утыкались друг в друга и продолжали движение ровным шагом. Сейчас проводим тренировку с проходом войск и техники, потом будет разбор. И учтите, больше тренировок у нас не будет, в следующий раз мы встречаемся здесь 9-го числа в 9 утра».

Включение с Красной площади, обращение президента России (Майстренко зачитал примерные заключительные слова), минута молчания, первое троекратное ура, гимн России («На последней ноте гимна руку сразу вниз», — сурово указывал командующий). Далее по сценарию — речь президента Татарстана и снова троекратное ура. На этот раз генерал остался доволен: «Вот сейчас нормально звучало ура, гораздо лучше, чем в первый раз». Перед проходом войск у него осталась последняя просьба, на этот раз — к зрителям, которых к тому моменту собралось немало: «Бронированная техника не гладит — она давит. Освободите, пожалуйста, первый ряд перед трибунами».

25 «коробок» пересекли площадь Свободы примерно за 5 минут (самая улыбчивая колонна состояла из 64 студенток КГМУ — диктор объявил, что в годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 2 тыс. врачей из числа выпускников этого вуза). После прохода роты почетного караула Казанского высшего военного командного училища на площадь выехала военная колесная техника — кульминация парада. Раритетов времен Великой Отечественной не было — все продемонстрированные машины стоят на вооружении армии и силовых ведомств РФ: БТР-70, БТР-80 и легкобронированный бронеавтомобиль «Выстрел».