Владимир Швецов

«ПОДЗЕМНУЮ РУКУ» ХУСНУЛЛИНА ПОПРОСИЛИ В ОТСТАВКУ

Мэр Москвы Сергей Собянин уволил заместителя руководителя департамента строительства Владимира Швецова. Соответствующее распоряжение столичного градоначальника от 5 мая появилось сегодня на официальном портале столичной мэрии.

«Освободить Швецова Владимира Александровича от должности заместителя руководителя департамента строительства Москвы», — говорится в документе. Прокомментировать отставку в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в мэрии Москвы сегодня не успели — до 13:30 мэр проводит мероприятия, пояснили в пресс-службе столичного градоначальника.

Швецов с 2011 года занимает должность заместитель руководителя департамента по строительству метро и транспортной инфраструктуры столицы. До этого он четыре года работал руководителем межрегиональной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном регионе. А ранее 6 лет возглавлял минтранс РТ и являлся вице-премьером Татарстана с 1995 года. В столице России Швецов оказался после перехода в команду Собянина экс-главы минстроя РТ Марата Хуснуллина.

ДЕЛА ШВЕЦОВА?

С чем может быть связана отставка функционера? В последнее время строительный департамент Москвы сотрясают коррупционные скандалы. Буквально вчера «Первое антикоррупционное СМИ» сообщило, что Швецов стал фигурантом уголовного дела. Со ссылкой на собственные источники издание сообщает, что следственный комитет возбудил дело после проверок УФСБ России по Москве и Московской области. Причиной интереса может быть работа Швецова на Дальнем Востоке — здесь Швецов курировал строительство 1,5 тыс. км трассы «Амур» Чита — Хабаровск.

Напомним, что в феврале прошлого года МВД по РТ взяло в разработку работавшую на Дальнем Востоке татарстанскую компанию, которую силовики заподозрили в уклонении от уплаты налогов. Речь шла об ООО «Брус» и его директоре Юрии Петрове. Он начинал свою биографию в тресте «Камдорстрой», который многие годы находился под патронажем Швецова. И после его назначения на Дальний Восток на счету «Камдорстроя» и «Бруса» оказались серьезные дорожные проекты региона. Как раз те, по которым колесил Владимир Путин на желтой Kalina.

Не исключено также, что возбуждение дела может быть связано с хищениями в сфере строительства метро — именно это направление курировал Швецов в Москве, полагают источники в правоохранительных органах.

В частности, в середине апреля на взятке попался начальник управления строительства АO «Мосинжпроект» — Андрея Архангельского задержали при получении 5 млн. рублей. По версии следствия, контролеры из «Мосинжпроекта» не хотели закрывать подряды одной из организаций, выполнявшей пусконаладочные работы станции «Котельники». В итоге за подпись актов о приемке и сдаче работ представитель «Мосинжпроекта» якобы попросил 5 млн. рублей, пишет газета «Известия». «Мосинжпроект» — головная организация строительства и проектирования столичной подземки, причем генподрядчиком компания стала после того, как Хуснуллин возглавил столичный градостроительный комплекс. Гендиректором «Мосинжпроекта» стал выходец из Татарстана Константин Матвеев. Швецов же входит в состав совета директоров «Мосинжпроекта». В 2013 году компания выиграла конкурс на проектирование и строительство 33 станций и 69 км линий метро общей стоимостью 564 млрд. рублей.

«ХВАТИТ ХУСНУЛЛИТЬ МОСКВУ»

К слову, это уже вторая отставка в московской команде Хуснуллина. Напомним, что в 2011 году в Москву переехал также бывший главный архитектор Казани Эрнст Мавлютов. Он возглавлял НИПИ генплана Москвы, а в феврале 2013 года Мавлютов перешел в комитет по архитектуре и градостроительству на должность заместителя руководителя «Москомархитектуры». Однако в начале апреля Мавлютов неожиданно покинул столицу России и переехал в столицу Крыма. В Симферополе он через пару недель после назначения на должность главного архитектора пообещал сделать город краше Казани в течение трех-пяти лет.

Не секрет, что команда Хуснуллина подвергается в Москве яростной критике практически с самого начала — все-таки, по замыслу Собянина, казанский назначенец со товарищи должны были расчистить поле от спрута, даставшегося в наследство от эпохи Лужкова-Ресина. Поэтому удивительного в этой борьбе нет, как и в потерях — до той поры, пока они носят тактический характер. Однако потеря Швецова — это потеря ладьи, тяжелой фигуры, выражаясь языком шахмат. В этой связи вспоминается, в частности, прошедший в феврале митинг с требованием отставки самого Хуснуллина. Собравшиеся считают его главным разрушителем исторической застройки Москвы в новейшей эпохе. С 2010 года работы Хуснуллина в столице, по словам активистов-градозащитников, снесено 40 ценных памятников архитектуры и масса объектов рядовой старинной застройки. Как раз то, что в Казани сейчас пытаются всемерно сохранить.

К слову, сегодня ближе к середине дня на портале московской мэрии появилось еще одно распоряжение Собянина. Градоначальник вслед за Швецовым уволил еще одного человека из команды Хуснуллина. В отставку отправлен Виктор Корнеев. Он координировал и контролировал строительство топливно-энергетических и магистральных инженерных объектов, работая в подчинении Андрея Бочкарева — заведующего департаментом строительства в структуре Хуснуллина.

«ЭТО КАКИЕ-ТО НЕПОНЯТНЫЕ ГРИМАСЫ...»

Что означает отставка Швецова, с чем она может быть связана? Об этом, а также о самом Швецове корреспонденты «БИЗНЕС Online» спросили экспертов и знающих его людей.

Александр Стрельников — ведущий научный сотрудник Российской академии архитектуры и строительных наук, эксперт ООН:

— Происходят очень странные вещи, не обоснованные разработкой. Например, нужна трасса или нет, что потеряли жители Солнцево на Поклонной горе и так далее? Происходят странные вещи! По-моему, не Швецов виноват, а общая ситуация в Градостроительном кодексе. У нас есть линейный объект, как правило, улица, но их пересечение принадлежит обоим линейным объектам. Поэтому когда организуются слушания по каким-то трассам, то линейный объект, например, Ленинский, Мичуринский проспект или проспект Вернадского, обсуждаются без узлов пересечения, по ним решение не принято. Это какие-то непонятные гримасы. Я не думаю, что Швецов в чем-то виноват, но происходит неорганизованное строительство. Например, почему эстакаду по Мичуринскому проспекту сделали, а не по улице Лобачевского, которая должна была вместе с Рублевским шоссе составлять хорду? По рельефу надо было делать вдоль улицы Лобачевского, а сделали вдоль Мичуринского проспекта. Почему? Это какой-то формализм, не по-разумному. Я не знаю, виноват ли в этом Швецов. То, что принимаются странные решения, мне кажется, связано с тем, что институт генплана и его структуры не умеют организовать работу, не умеют диагностировать ситуацию и не хотят.

Есть другая вещь — гримаса с переподчинением территорий. Я, когда еду на дачу, шесть раз пересекаю границу Москвы. Это бред какой-то! Полная неразбериха, формализм. Если Швецов не устраивает Собянина, наверное, есть какие-то другие аргументы. Но я вижу вот эту неорганизованность и внеплановость. Действительно, получается, что в ведомстве Швецова оказалась деятельность, которая не продумана, и ручное управление тут точно есть. Или, например, высказывание Ликсутова, которое меня шокировало. Он сказал, что раз монорельс не приносит дохода, то его надо разобрать. Это то же, что с «Мистралями», которые надо затопить. Вот это действительно безответственно. Как они не понимают, что городской транспорт, улицы не приносят дохода никогда? Доход бывает от деятельности, которую обеспечивает эта инфраструктура. То же самое с пригородными электричками — перестать их поддерживать, потому что они убыточны. Но если миллион с четвертью жителей Подмосковья работают в Москве, то как можно убирать электрички? Это полный непрофессионализм.

В департаменте строительства дела идут очень плохо. Поощрение коммерческого строительства жилья с задержками развития инфраструктуры — это нонсенс. То, что произошло с парковками, — тоже. Я помню, когда центр города переводился из жилья в офисы. Я сам подписывал тогда обременение о необходимых парковках, меня благодарили за аргументацию, сколько нужно парковочных мест каждому офису. Но эти обязательства волшебным образом исчезали. Я и перестал участвовать в этом занятии.

Леонид Штейнберг — генеральный директор ТКФ «Кама-тракс»:

— Владимир Швецов — профессионал, он честный и порядочный человек, хорошо знающий транспорт и дорожное строительство. Владимир Александрович много сделал и для нашего города, и для министерства. Когда он возглавил министерство транспорта и дорожного хозяйства, у него были нормальные отношения с перевозчиками. Я был знаком с ним лично.

Марат Рахимов — начальник ОАО «Казметрострой»:

— Владимир Александрович — хороший специалист, дело он свое знал. И руководитель он не плохой. Какие здесь «почему?» — я не знаю, если честно, я очень удивлен.