DSC07317.JPG

«ПОВЫШАЕТСЯ РИСК ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ, РАКА…»

Реалии сегодняшней торговли таковы, что из магазина вы можете принести контрафакт неизвестного содержания. Пока мы переживали нахлынувшую несколько лет назад волну ГМО-продуктов, прилавки незаметно накрыло следующей волной — растительных жиров.

— Любой врач вам скажет: содержащиеся в пальмовом масле насыщенные жирные кислоты способствуют повышению уровня холестерина в крови и провоцируют развитие атеросклероза, ожирения и диабета, — поясняет начальник отдела производства и контроля УК «Просто молоко» Юлия Тарасова. — При потреблении таких продуктов в организме человека накапливаются продукты метаболизма этих кислот, способные вызывать не только гибель клеток, но и провоцировать возникновение тяжелых заболеваний, приводящих к разрушению нервных тканей, таких как болезнь Альцгеймера. Согласно статистике о «рисках заболевания, при употреблении продуктов, которые содержат трансизомеры жирных кислот», в 1,9 раза повышается риск ишемической болезни сердца, внезапной смерти от ишемической болезни — в 1,5 раза, рака груди, простаты, легких и рак овуляции — в 1,75 раза. То есть трансизомеры влияют на генофонд!

— Как определить, есть ли в продукте трансжиры?

— В основном насыщенные жиры содержатся в кондитерских изделиях: вафлях, печеньях, пряниках. Их можно встретить во многих шоколадках. И в суррогатах сливочного масла — спредах.

— Что это такое?

— Род пищевых изделий на основе смеси растительных и молочных жиров с массовой долей общего жира от 39 до 95 процентов. Помимо жиров в спреды также могут добавляться вкусовые добавки и ароматизаторы. С точки зрения потребителя, спред может рассматриваться, как заменитель сливочного масла.

— На упаковке должно быть написано, что это спред?

— Да, но чаще его продают как обычное масло, то есть нарушая федеральные законы. На упаковке обязательно должно быть указано, в каком количестве и что используется, а также должна быть информация о содержании в данном продукте трансжиров. Поэтому настоятельно рекомендую внимательно читать информацию на упаковке.

— Как долго трансжиры выводятся из организма?

Даже если вы ведете здоровый образ жизни, они будут влиять на организм в течение пяти лет.

DSC07283.JPG
Юлия Тарасова

— И как часто спред продают под видом масла от известного производителя?

— Это происходит сплошь да рядом. Если говорить о Татарстане, то масло компании «Просто молоко» у мошенников — один из любимых объектов для «подражания». Секрет такого внимания прост: мы узнаваемый бренд, нам доверяют… На вкус спред почти не отличить от масла, поэтому потребитель оказывается в непростом положении. Но опознать подделку все-таки можно.

Если ранее каждое предприятие «Просто молоко» ставило свое название на упаковке, то сегодня она универсальная, общая для всех заводов. На конкретное место изготовления будет указывать литера: К — Казань, Б — Бугульма, Н — Нижнекамск. На фальсификатах такого нет. Также сменился ГОСТ: ГОСТа «Р» больше нет. В силу вступил новый технический регламент Таможенного союза о безопасности молочного продукта. Соответствие этому закону выражается в аббревиатуре ЕАС, которая сменила логотип РСТ.

S2.jpg

— Если покупатель сомневается в качестве вашей продукции, как ему развеять свои страхи?

— Всегда можно позвонить по телефону горячей линии, который указан на упаковке. Наши сотрудники помогут определить, наша продукция в руках у покупателя или это подделка.

— Упаковка, маркировка… Похоже на соперничество «броня — снаряд». А реально ли придумать упаковку, которую невозможно подделать?

— Мы вынуждены всегда быть на шаг впереди мошенников. Но любой шаг — это большие деньги, а мы не можем себе позволить применение сверхдорогих способов защиты, это скажется на стоимости продукции. Тем более мы уверены: главный путь борьбы с контрафактом — поправки в законодательство: надо запретить использование растительных жиров!

MASLO-(1).jpg

ТОЛЬКО УЖЕСТОЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

О других возможных законодательных мерах и реальных методах борьбы с контрафактом рассказал заместитель генерального директора по экономической безопасности и правовому обеспечению УК «Просто молоко» Алексей Селивановский.

— Наша служба безопасности среди прочего занимается еще и выявлением контрафактной продукции. Поскольку у 99 процентов сотрудников солидный опыт работы в силовых ведомствах, мы на практике используем все многообразие методов оперативной работы. Естественно, в рамках закона.

— МВД вам помогает?

— У нас с МВД очень тесный контакт, мы благодарны руководству министерства, которое еще ни разу не отказало нам в помощи. Кроме того, служители закона ведь тоже покупатели, у них есть семьи, и каждый заинтересован в том, чтобы его близкие ели натуральные продукты.

— Где чаще всего встречается контрафакт?

Selivanovskiy.jpg
Алексей Селивановский

— Городские рынки, оптовые, небольшие магазинчики на окраинах — самые популярные для сбыта контрафакта места. Там очень слабый контроль, чего не скажешь о больших продуктовых сетях, которые в основном напрямую работают с изготовителями… Подделки — как правило, масла — покупают в основном малоимущие, в первую очередь пенсионеры, которые и не знают, что такое спред. Бабушки и дедушки всю жизнь покупали масло на рынке, потому что там оно было дешевле. В их головах сидит мысль, что чем больше магазин, тем больше накрутка на товар. А на деле получается, что в погоне за экономией люди травят себя.

— Какое наказание предусмотрено за продажу контрафакта?

— В том-то и вся беда… Сбыт фальсификата продолжает процветать, потому что наказание минимальное — штраф в 10 тысяч рублей. Вот и все! К уголовной ответственности привлечь очень сложно. И злоумышленники не дураки — действуют быстро, постоянно меняют точки сбыта, продают фальсификат небольшими партиями.

Бывает, одних и тех же злоумышленников (как правило, они регистрируют ИП или ЧП) ловим по три-четыре раза! Или мы накрываем цех в одном гараже, а позже он всплывает в другом месте… Производство контрафактного сливочного масла — золотое дно. Налоги платить не надо, акцизы — тоже, о социальных выплатах вообще молчу. Два человека перемешали жир с маслом, еще двое — продали. И если «Просто молоко» получает 5 процентов прибыли и считает этот показатель грандиозным, то у злоумышленников все 50 процентов выгоды!

— Можно ли положить конец продаже контрафакта?

— Необходима твердая наступательная позиция государства. Пока в мире еще не придумано лучшей методики, чем ужесточение наказания. Сейчас Государственная дума обсуждает поправки в закон об ответственности за производство контрафактной водки, но я очень надеюсь, что в список депутатов попадет гораздо больше продуктов, ведь если крепкие спиртные напитки у нас разрешено приобретать с 21 года, то контрафактное масло может попасть и в детский сад, и в больницу. Тех, кто травит людей, надо привлекать к ответственности так, чтобы им больше никогда не захотелось заниматься подобной деятельностью. А у нас пока все очень плохо в этом вопросе.

DSC07334.JPG

И посмотрите, среди победителей конкурсов на поставку молочных продуктов в детские сады, школы, больницы нет ни одного производителя! А как думаете, у кого дешевле купить натуральное масло: у производителя или у перекупщика? А каким образом удается некоему ИП производить масло дешевле, чем большому заводу? Правильно: это не масло, а спред… Пока на проблему закрывают глаза, ежедневно тысячи детей по всей стране едят непонятно что. И это страшно. Уверен, социальные учреждения обязаны закупать продукты у производителя, а конкурс надо проводить среди заводов. «Просто молоко» гарантирует качество своей продукции, и мы готовы к честной борьбе с известными производителями.

И самое главное — необходимо законодательно закрепить ответственность торговых сетей и торговых точек за качество продаваемой ими продукции. Ведь они должны контролировать поступающую к ним продукцию, отбраковывать некачественную. Аптеки же отвечают за качество продаваемых лекарств, не принимают на реализацию, к примеру, сваренное бабушками-знахарками лечебное зелье от всех недугов.

— А без законодательных инициатив искоренить контрафакт можно?

— Своими силами? Нет. Мы можем только осложнять деятельность злоумышленников, скажем так, портить им жизнь.

— 2015 год президент России Владимир Путин объявил Годом по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Как думаете, может это стать толчком для решения проблемы?

— Это весьма удачный повод обратить внимание на проблему. Мы надеемся, что будем услышаны. Все прекрасно понимают, что у нашего правительства достаточное количество первостепенных проблем, которые не терпят отлагательств, но при этом мы уверены, что откладывать вопрос, от которого зависит здоровье людей, нельзя.

Материал подготовлен при поддержке ООО УК «Просто молоко»