КИРГИЗИЯ ОТПРАВЛЯЕТ В КАЗАНЬ СВОИХ ДОЧЕРЕЙ

74 года каждый Первомай мы дружно и весело отмечали День международной солидарности трудящихся, а с 1992 года — Праздник весны и труда. Думаю, прежнее название более актуально, во всяком случае, нам бы точно не помешали солидарность с трудовыми мигрантами из бывших союзных республик или просто более доброжелательное отношение к ним. Кстати, многие сограждане убеждены, что «понаехали» именно в Россию, на самом деле мировой лидер по числу мигрантов — США. Основной поток гастарбайтеров в Россию идет из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии. Пообщавшись, я выявила для себя некую (возможно, неверную) закономерность.

  1. В Киргизию и Таджикистан хотят вернуться немногие и трудовую миграцию рассматривают как первый этап переезда на ПМЖ. Представители Узбекистана, как правило, планируют задержаться в Казани не более трех-пяти лет.
  2. Гендерно: Киргизия «отправляет» на работу в Россию больше дочерей, чем сыновей. Или просто киргизские женщины более активно работают и чаще встречаются?

Немного статистики. По данным федеральной миграционной службы (ФМС), с начала 2015 года в Россию въехали почти 270 тыс. иностранцев, что ощутимо меньше, чем в 2014-м. Ослабление рубля, изменившиеся с начала года миграционные требования, введение патентной системы могут привести к увеличению порога вхождения, как следствие, к удорожанию работ или оттоку рабочих рук.

№ п/п

Сведения по миграционной ситуации
в РФ

За 3 месяца 2015 года

Аналогичный период прошлого года

1.

Въехало иностранных граждан

4 813 396

4 540 372

2.

Поставлено на миграционный учет

2 315 593

2 611 512

3.

Выдано разрешений на работу

69 851

246 962

4.

Оформлено патентов

278 133

435 685

5.

Выдворено и депортировано

26 092

27 983

6.

Въехало иностранных граждан

4 813 396

4 540 372

7.

Направлено денег в бюджеты (тыс. рублей)

7 992 283,1

9 857 720,0

8.

В том числе патенты (тыс. рублей)

2 732 553,5

2 770 602,8

Представившись потенциальным гастарбайтером, я попыталась получить информацию о том, сколько денег мне предстоит потратить для этого, у официальных органов, но услышала грубый отказ в каких-либо разъяснениях. Поэтому информацию о расходах «выпытала» непосредственно у тружеников из Узбекистана и Киргизии и «выудила» на сайте ФМС. Выяснилось: чтобы стать гастарбайтером в Казани, надо иметь от 30 тыс. рублей.

№ п/п

Наименование

Затраты

1.

Авиабилет Самарканд — Казань, Ташкент — Казань

14 000 рублей

2.

Временная регистрация (история о «резиновых» квартирах)

2 500 рублей

3.

Медосмотр

2 000 рублей

4.

Патент (для окончивших школу до 1991 года)

12 000 рублей

5.

Патент (для окончивших школу после 1991 года)

25 000 рублей

6.

Ежемесячная госпошлина

2 840 рублей (раньше — в 2 раза меньше)

ПОЧЕМУ ОНИ ПРИЕЗЖАЮТ

Даже средние и достаточно высокие заработки на родине гастарбайтеров не сравнить с минимальной заработной платой в России. Как правило, зарплата в вышеупомянутых бывших республиках бывшего СССР не превышает $250. Теоретически трудовой поток может измениться в сторону, например, более благополучных ОАЭ или европейских стран, но общее советское прошлое, близость менталитета и конкуренция со стороны мигрантов Индии, Бангладеша и т.п. оставят все как есть. И еще неизвестно, кто в ком нуждается больше. Есть ряд заблуждений, вернее, категорических суждений, далеких от истины.

А) Трудовые мигранты работают за меньшие деньги.

Теоретически, да. При ежемесячной оплате в 30 тыс. рублей представители Узбекистана работают с одним выходным и лояльно отнесутся к сверхурочной работе в пару часов, хотя, с другой стороны, ты несешь ответственность за их оформление и предоставляешь им жилье, что в случае с соотечественниками ложится на плечи последних. Но, как бы то ни было, трудовые мигранты при всех равных работодателю удобнее.

Б) Трудовые мигранты допускают больше халтуры в работе.

Как говорят гастарбайтеры в Англии, All bread is not baked in one oven, то есть «He весь хлеб из одной печи» (аналог русской пословицы «Не следует всех стричь под одну гребенку»). Нерадивые работники встречаются как среди мигрантов, так и среди соотечественников. Например, руководитель небольшой строительной компании по имени Зуфар рассказал мне: «В моей команде порядка 47 человек, есть как местные ребята (татары, марийцы, чуваши), так и узбеки, таджики. Подбирал коллектив методом проб и ошибок, частенько подводили казанские ребята, которые могли и похалтурить, и вовсе пропасть после выходных».

В) Можно в одночасье «избавиться» от гастарбайтеров.

Статистика неумолима: трудовые мигранты составляют 10% от рабочей силы в России, и их доля в ВВП достигает порядка 20%. Таким образом, замена на граждан РФ просто невозможна. И, несмотря на различные меры по улучшению демографической ситуации, например «Семейный (материнский) капитал», специалисты прогнозируют увеличение количества трудовых мигрантов.

ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Я решила сама попробовать выяснить, кто же такие эти мигранты и что заставляет их работать вдали от родины?

Например, Нормурод и Мехрожидин из Узбекистана работают на стройке. В среднем зарабатывают 30 тыс. рублей в месяц. 5 тыс. оставляют себе на еду, остальное переводят в доллары и отправляют семьям на родину. Очень хвалили удобство переводов в Узбекистан в одном из казанских банков, уточнили, что теряют всего 1,5%. У обоих жены на родине работают в фермерских хозяйствах по выращиванию табака и получают 200 тыс. сум (3,5 тыс. рублей). В планах обоих поработать и вернуться на родину.

Мигранты-Нормурод---.jpg
Нормурод в среднем зарабатывает 30 тыс. рублей в месяц

Семьи видят лишь зимой, в отпуске, их с нетерпением ждут с подарками. Например, младшая дочь Нормурода Муниса заказала ноутбук, он ей необходим для поступления в медицинский колледж. Нормурод с гордостью и грустью рассказывает о своих детях. Задачи что перед ним, что перед Мехрожидином стоят непростые и глобальные — постройка и ремонт дома, свадьбы сыновей и дочерей. На свадьбу наследника необходимо потратить не менее $6 тыс., любимые дочери обходятся дешевле — можно ограничиться $3 тысячами. Главное — не ударить в грязь лицом, а гостей — 3 - 4 тыс. человек... Оба с ностальгией вспоминают Советский Союз, парады на 1 и 9 Мая. Эти праздники им близки, например, дед Нормурода Милибай погиб в Великой Отечественной войне.

Мигранты-_Жаныбек.jpg
Жаныбек дальнейшую жизнь связывает с Россией и с Казанью

Жаныбеку 32 года, уроженец Казахстана, территориальный руководитель банка, сейчас находится на стадии получения гражданства. В 1999 году приехал в Казань как студент и приехал не случайно: по матери он татарин. Последовав совету дяди и примеру одноклассников (этнических немцев), возвращавшихся на историческую родину, выбрал Казань — развивающийся, близкий по духу город, где каждый год он проводил у давани летние каникулы. Здесь у него любимая работа, жена и дочь. Дальнейшую жизнь связывает с Россией и с Казанью. Раз в пару лет навещает близких (маму и братьев) в Казахстане и с радостью и нетерпением ждет их у себя в гости. Отмечает, что ежегодный поход в ФМС вызывает пренеприятнейшие впечатления. А ведь ФМС — это ворота и лицо России.

Мигранты-Мехрожидин.jpg
Мехрожидин мечтает вернуться на родину

Родриго 34 года, из Португалии, высшее руководящее звено. В Татарстане проработал около года и сейчас переводится в другое подразделение в Венгрии. Изменившийся курс рубля и фиксированная заработная плата Родриго в евро только увеличили его возможности в России, но его цель — стать высококлассным специалистом и улучшить жилищные условия у себя на родине. А пока он работает в России и много путешествует по миру. Он регулярно посещал театр оперы и балета, БКЗ, восхищался красотой Кремля и интересными экспозициями центра Эрмитаж, любил гулять в Свияжске и с энтузиазмом участвовал в интерактивах. Когда его спрашиваешь о минусах и проблемах, он с ужасом рассказывает историю отношений с ФМС. Его приключения начались с потери миграционной карты. Невозможность получения консультации, разные сроки, разные условия и пакеты документов, грубость со стороны сотрудников, огромные очереди. «Понимаешь, специалист одна сидит в пустом кабинете, я делаю повторную попытку спросить или зайти, и в ответ слышу: «Я же сказала, ждите!» — рассказывает Родриго. — Я чувствовал себя преступником или работником сахарной плантации в Бразилии XVIII века». Родриго советует представителям исполнительной власти Татарстана и Казани по принципу «тайного покупателя» проникнуть в местное управление ФМС и попытаться получить информацию.