Скоро после реконструкции откроется знаковый для города объект — Дом печати на ул. Баумана

СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РТ ВОЗМУТИЛСЯ «ЛАРЬКОМ»

В конце апреля — начале мая в Казани после реконструкции откроется знаковый для города объект — Дом печати на ул. Баумана. Информацию об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщила пресс-секретарь собственника здания ОАО «Связьинвестнефтехим» Эльвира Сайфуллина. В настоящее время, по ее словам, на объекте ведутся заключительные работы. Здание площадью 7,5 тыс. кв. м было передано республикой в уставный капитал ОАО «Связьинвестнефтехим» в 2009 году.

Между тем, запланированное открытие известного здания приобрело оттенок разочарования — Союз писателей Татарстана оказался серьезно недоволен выполненными в здании работами «Связьинвестнефтехимом». Причина — недостаточная площадь сохраненного книжного магазина. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель Союза писателей Татарстана Рафис Курбанов, площадь магазина в реконструированном доме составит всего 30 кв. м, тогда как ранее легендарный магазин «Китаплар» располагался на всем первом этаже. «Вы представляете, что такое 30 квадратных метров? У меня в квартире зал такого размера, умещается диван, стенка и телевизор. Разве можно представить, чтобы это было книжным магазином? — возмутился Курбанов. — Раньше книжный магазин «Китаплар» занимал полностью первый этаж здания, там были книги и на русском языке, и на татарском».

После открытия в Доме печати, по его словам, разместится гостиница, ресторан, кафе, но «это не для культуры». Само здание было построено в 30-х годах XX века в стиле конструктивизма архитектором Пэном, является памятником истории и культуры. В разное время в нем располагались «Таткнигоиздат», «Татарское книжное издательство», министерство печати, книжный магазин, редакции республиканских газет и журналов. В течение долгого времени в Доме печати работал писательский клуб им. Тукая. В здании бывали знаменитые писатели Муса Джалиль, Алексей Толстой, Александр Фадеев.

Рафис Курбанов
Рафис Курбанов

«Дом печати — это не просто здание, это исторический дом для литераторов, да и в целом для всей Казани, — говорит председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. — Начиная с 30-х годов, в нем работали практически все классики татарской литературы, а также русские писатели. Оттуда на фронт уходил Муса Джалиль. А в прекрасный книжный магазин на первом этаже ходили не только жители Казани, но и гости города. Что касается выделения лишь 30 квадратных метров, то это, по моему мнению, не магазин — это киоск. Раньше магазин располагался на сотне квадратных метров, состоял из нескольких отсеков, а сейчас что будет?»

В Союзе писателей РТ рассказали «БИЗНЕС Online» о попытках договориться, которые ни к чему не привели. «Осенью мы приглашали к себе в Союз писателей представителей компании. Директор Дома печати Виталий Большаков не пришел, прислал своего помощника. Мы договорились только о том, чтобы хотя бы разместить в зале для конференций, где раньше располагался клуб имени Тукая, портреты наших писателей, — рассказал председатель Курбанов. — Мы нашли художника, будут нарисованы портреты 10 писателей. Но в таком виде нас это тоже не устраивает. Нас обидели. Других способов убедить их нет. Бесполезно кидаться горохом в стену».

С некоторой ностальгией о книжном магазине ранее в интервью нашей газете говорил владелец «Любимого книжного» Евгений Кондратьев. «В Советское время была создана очень неплохая система книжной торговли в виде государственных книготоргов. В республиканском книготорге насчитывалось около 45 магазинов. Примерно 30 из них были в Казани. Площади этих магазинов, например, на Баумана «Дом печати», на Воровского магазин №15, на Вишневского «Академкнига», достигали тысячи и более квадратных метров. Начиная с 90-х годов эта система, как и многое другое в нашей стране, стала разрушаться», — рассказывал он.

Евгений Кондратьев
Евгений Кондратьев

Связаться с директором ООО «Дом печати на Баумана» Виталием Большаковым газете «БИЗНЕС Online» не удалось. В пресс-службе ОАО «Связьинвестнефтехим» ситуацию с книжным магазином пока не комментируют. Пресс-секретарь Сайфуллина лишь отметила, что исторические объекты, которые были в здании, будут сохранены, в том числе книжный магазин.

ПЕРЕНОС СРОКОВ

Книжный магазин располагался в Доме печати до 2007 года. «Переформатирование» самого здания началось осенью 2012 года, когда исполком Казани, учитывая результаты публичных слушаний и рекомендации комиссии по землепользованию и застройке, изменил вид разрешенного для использования участка и здания площадью около 7,2 тыс. кв. м на ул. Баумана, 19. Бывшее здание полиграфкомбината разрешили использовать под объекты гостиничного сервиса для реставрации и реконструкции комплекса зданий в зоне коммерческого ядра центра города на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры.

В 2012 же году сообщалось, что в планах собственника произвести реконструкцию исторической части комплекса зданий — той, что выходит на ул. Баумана. Компания заявляла о намерении разместить в нем трехзвездочный отель на 170 номеров, три ресторана, книжный магазин и т.д. На месте производственных цехов бывшей типографии со стороны ул. Профсоюзной, которые не являются предметом охраны, инвестор планировал построить 7-этажный паркинг на 275 машиномест. Объект планировалось сдать к концу 2012 года. Глава «Связьинвестнефтехима» Валерий Сорокин заявлял газете «БИЗНЕС Online», что в ноябре того года реально будет сдан только парковочный комплекс, остальное, но не все — к Универсиаде-2013. Общая стоимость инвестиций в объект составляет 1 - 1,2 млрд. рублей.

Реконструкция при этом затянулась. Лишь в апреле 2014 помощник президента РТ Олеся Балтусова после очередной прогулки Рустама Минниханова по центру города сообщила, что Дом печати отреставрирован. Бывшие производственные цеха типографии со стороны Профсоюзной были превращены в многоуровневый паркинг на 275 машино-мест, общая площадь — 12 650 кв. метров. Работы, начатые в сентябре 2011 года, были закончены. Сообщалось также, что на первом этаже здания будут ресторан и магазины.

В эксплуатацию обновленный Дом печати должны были ввести в мае 2014 года, но все-таки было очевидно, что сам объект сдадут только в конце года. Сроки, как видим, снова сместились.

Здание в 30-е годы ХХ столетия
Здание Дома печати в 30-е годы ХХ столетия (фото: inkazan.ru)

ПРИЮТИТ ЛИ ПИСАТЕЛЕЙ ШАРИФ КАМАЛ?

Курбанов напомнил, что книжный магазин после выселения из Дома печати «ушел в подполье», то есть переехал на ул. Баумана, 29 на цокольный этаж в магазине «Нур маркет». «Нас это не устраивает, мы хотим, чтобы был нормальный магазин, — говорит он. — Там, конечно, проводятся презентации книг, но подвал есть подвал, — продолжил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Ахат Мушинский, исполнительный директор татарского ПЕН-центра. — Это показывает отношение властей к литературе». Еще есть книжный магазин на ул. Декабристов, 2 — фирменный магазин Татарского книжного издательства, но здание стоит в стороне, туда люди не идут. Татарскую литературу можно приобрести в некоторых городских книжных магазинах, но и там для этих целей выделены небольшие полки, говорит Валеев, а другие авторы сообщили, что книги в магазинах торговых центров стоят в два раза дороже, чем в магазине на ул. Баумана. В специализированных же магазинах книги продаются практически по себестоимости, что увеличивает их реализацию.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Валеев, в качестве варианта для размещения полноценного книжного магазина татарских авторов рассматривается здание на ул. Островского, 15, где расположен музей татарского писателя Шарифа Камала. «Национальный музей Татарстана разработал концепцию Дома книги, есть намерения сделать его в здании на Островского, 15. Концепция пока не утверждена и это пока лишь только планы по использованию здания, — рассказал глава профильного комитета Госсовета РТ. — Имеется постановление кабинета министров о создании в нем литературного музея. Но здание маленькое, создать литературный музей там невозможно. А для магазина это нормально — 400 квадратных метров». Впрочем, он отметил, что решения нет, это только мечта.

Если писатели разочарованы отведенной площадью под будущий магазин, то представители книжных магазинов говорят, что сегодня проблема в том, что издавать, а значит и продавать у татарских авторов особо нечего. «Если автор или его дети, имеющие авторские права, издают на спонсорские деньги книги, то, как правило, где-то с ними мыкаются и пытаются продать. У нас есть масса таких авторов, с которыми заключены договоры на реализацию, то есть для татарских авторов зайти в книжные сети — не проблема. Они нам ничего за это не платят. Мы им платим, когда продаем их книги. Иногда книги берешь неохотно, потому что приносят бред. Все понимают, что особо издавать нечего, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор «Аист-пресс» (магазин «Любимый книжный») Евгений Кондратьев. При этом к магазину в 30 квадратов он тоже отнесся с юмором. «То, что «Таткнигоиздат» открывает магазин в Доме печати, это хорошо и правильно. Так как это помещение было центральным книжным магазином Казани, но его приватизировали, нужно поставить галочку, что культуры еще немного оставлено. Думаю, там будут большие ресторан, гостиница и маленький книжный магазин. Все правильно, для галочки все сделано», — усмехнулся он.

Разиль Валеев
Разиль Валеев


30 КВАДРАТОВ — НАСМЕШКА НАД ЛИТЕРАТОРАМИ

А вот еще несколько мнений действующих лиц, собранных «БИЗНЕС Online» по заявленной теме.

Ахат Мушинский — исполнительный директор татарского ПЕН-центра:

— Вопрос о недостаточной площади книжного магазина в Доме печати поднимался на круглом столе в Госсовете, где участвовал председатель Союза писателей Татарстана, я как директор ПЕН-центра. Но все никак не может сдвинуться с места. Такой закуток — это, конечно, насмешка над культурой. Сейчас вопросом занимается Разиль Валеев, председатель комитета по культуре. Вопрос пока в подвешенном состоянии.

Весь первый этаж Дома печати занимал книжный магазин. Постепенно со стороны Казанки — раз, и оттяпали площадь под другой коммерческий магазин. Все больше и больше захватывали место. Большая часть была отведена московским, зарубежным издательствам, то есть шла тенденция на уменьшение места для татарских авторов. А потом под видом ремонта и Союз писателей выселили, и клуб имени Тукая, в котором в свое время выступал Муса Джалиль, и книжный магазин. Все, что касается истории, культуры, идет к худшему.

Разиль Валеев — депутат Госсовета РТ:

— К нам приезжает очень много татар из других регионов, из-за рубежа, и они ищут книги на татарском языке по всему городу. Мне, например, очень стыдно вести их в этот подвальный магазин, появилась даже шутка, мол татары уходят в подземелье. Поэтому хороший, большой, интересный магазин городу просто необходим. Мне бы очень не хотелось, чтобы наша культура уходила в подземелье, это совсем не украшает нашу республику. Татарстан — один из самых продвинутых регионов, но в то же время никак не может построить задние для Национальной библиотеки, где восьмикратное превышение нормативов. А единственный книжный магазин находится под землей. Почему такое отношение к книге?

Римзиль Валеев — журналист, публицист, общественный деятель:

— Согласно тем обещаниям, которые я слышал от высокопоставленных лиц, все основные элементы в этом магазине будут сохранены. Надеюсь, что так все и будет. Что касается метража, то в этом вопросе у меня нет достаточной информации. Что касается магазинов татарстанской литературы, то у нас остался такой магазин, как «Нур маркет», также в некоторые коммерческие сетевые магазины сами авторы приносят свои книги — пару экземпляров. Вообще, если иметь в виду, что на сегодняшний день уменьшается как продажа, так и чтение книг, и то, что, по сути, мы имеем деградацию в этом вопросе, иметь брендовое место в центре города по продаже своих татарстанских книг очень престижно, ответственно и почетно. Безусловно, магазин был очень легендарным местом.