wEJ5hxsxE_k.jpg

«ДЛЯ «РУБИНА» РАНЬШЕ НАС НЕ СУЩЕСТВОВАЛО»

— Алексей, вы смогли создать уникальную футбольную лигу. Что из себя представляет казанский любительский футбол?

Вот у нас говорят, мол, футбол в Казани не любят, на трибунах пусто. На самом деле, футбол в Казани любят и очень сильно. Иначе бы здесь не было самой большой любительской футбольной лиги России, в которой играют в футбол 11 на 11. По всей стране такой тренд, что любители играют 8 на 8. У нас на зимний кубок, например, заявились 56 команд, в каждой минимум по 10 человек. Есть еще активисты в Набережных Челнах — это центр любительского футбола СК «Оранж Фитнес», там тоже несколько десятков команд. Страсти кипят и в мини-футболе.

— В этом году зимний кубок привлек внимание «Рубина», но раньше клуб вас как-то не замечал...

— Раньше мы работали с «Рубином», вернее, были попытки и довольно успешные. Но потом в клуб пришла Мария Климова, и мы стали для этой команды маркетологов неинтересны. Я позитивный человек и не хочу ворошить прошлое, но в этом было что-то неправильное. Люди играют в футбол, в Казани, значит, любят этот вид спорта — готовая аудитория для клуба, но в «Рубине» тогда занимались немного другими вещами. Сейчас, конечно, многое изменилось. Нам хватило одной встречи с директором клуба, чтобы зимний кубок стал кубком «Рубина». Вообще в этом году во многих отношениях произошел прорыв, за несколько дней до встречи с клубом мы договорились с вашей газетой о сотрудничестве, теперь о лиге узнают, спрашивают. Все это позволяет развиваться, распространять информацию о любительском футболе.

— Какие планы на лето?

Летом будут проходить три турнира: чемпионат в формате 11 на 11, Кубок Поволжья 2015 и Кубок 8 на 8. «Рубин» будет поддерживать нас, но о брендовом названии речи не идет. Кубок 8 на 8 будет именоваться Кубком министерства по делам молодежи и спорту РТ, а чемпионат останется любительской футбольной лигой Казани.

— Победа в Кубке дает право сыграть на Поволжье и в Москве?

— Да, под нашей эгидой сейчас проводят соревнования в Закамье. Победители Нижнекамска, Челнов, Елабуги приедут к нам на Кубок Поволжья.

— В дальнейшем будет делаться акцент на один из турниров? Или будете вести оба турнира параллельно — и 8 на 8, и 11 на 11?

— Мы почти единственные, кто проводит полномасштабный турнир 11 на 11. Конечно, легче организовывать турнир 8 на 8, но наша изюминка как раз турнир 11 на 11. Он очень популярен. Пока он будет востребован, будем его проводить. Как только интерес снизится, сделаем другой акцент — мы держим руку на пульсе.

Чемпионы зимнего Кубка, команда «Мирас» («Найк»)
Чемпионы зимнего Кубка, команда «Мирас» («Найк»)

«В ТУРНИРЕ МОЖЕТ ИГРАТЬ КТО УГОДНО»

— Каков принцип формирования команд в лиге? Все любители? Или есть футболисты, которые поиграли на профессиональном уровне?

— В регламенте указано, что в лиге могут играть футболисты от 16 лет и до преклонного возраста (самый возрастной игрок КФЛЛ — Владимир Казанцев, ему 49 лет, он выступает за команду «Легион»). Если у игроков нет действующих профессиональных контрактов, дороги для таких ребят открыты. К примеру, в КФЛЛ участвовали Сергей Федоров — бывший игрок «Рубина», который выходил на поле в составе «Туркуаза», Слава Щукин, который в свое время привлекался в молодежную сборную России.

— За таких футболистов нужно платить дополнительный взнос — так сказать, налог на роскошь?

— Такого нет. Основной критерий: футболист не имеет права выступать параллельно на профессиональном уровне.

— Интересно узнать о структуре лиги? Как она сформировалась?

— В лиге четыре дивизиона по 16 команд и спортивный принцип перехода из дивизиона в дивизион. Эдакий чемпионат России. Все началось в 2008 году. Тогда в городе было 7 - 8 любительских команд, мы проводили между собой товарищеские матчи. В воздухе витала идея о создании чемпионата. После одного из матчей решили созвать что-то похожее на турнир. Я накидал регламент, затем зашли на страничку «ВКонтакте» и создали группу «КФЛЛ». Провели собрание и начали играть. Уже к июню было такое количество желающих, что пришлось создать лигу Б. На следующий год — еще больше!

— Сколько спонсор должен вложить в команду, чтобы она могла претендовать на чемпионство?

— У нас разный бюджет у команд, самый большой — у «Димарса», который порой переваливал за миллион. «Авангард», «Созвездие», «Туркуаз» также имеют солидное финансирование. Бюджет команды «Легион» в 2011 году, когда мы взяли чемпионство и Васиф Наджафов спонсировал команду, составлял около 450 тысяч рублей. Деньги шли на тренировки, игры. Речи о зарплате игрокам не было. Были просто какие-то индивидуальные презенты от спонсора.

— Сколько у команд уходит денег на оплату взносов и оплату игр?

— На текущий год стадион «Динамо» и «Олимп» подняли цену, так как выросла вся коммуналка. В этом сезоне оплата за матч с одной команды составит 1900 рублей. Стадион из этого получает 1250 рублей. Также какие-то деньги могут уйти на страховку футболистов.

СУДЕЙ РАСТИМ САМИ

— А сколько получают судьи за матч?

— Лига А, лига Б — 1000 рублей на бригаду судей.

— Арбитров где-то готовят либо они судят на основе собственных знаний?

— Мы отдаем судей в школу молодого арбитра. За 2 года 80 процентов ее выпускников — наши ребята, из КФЛЛ. За их обучение платим сами.

— Скольких ребят обучили?

— В этом году — 12 человек. Всего же через школу прошли 24 человека. Обучение длится примерно полгода. Сначала теоретический курс, потом практика. Обучившись в этой школе, арбитры потом могут судить даже республику. Из 24 выпускников 18 судят матчи любительской лиги.

— А на Татарстане уровень выше? Про них что-то совсем ничего не слышно...

— Там уровень повыше. Но во время финальных игр на стадионе «Рубин» можно было увидеть любопытную картину: мы проводили финалы своих кубков на тренировочном поле «Рубина», а на основном почти сразу после нас прошла игра финала Татарстана. На финале КФЛЛ присутствовали порядка 200 - 300 зрителей, директор клуба «Казань» Айрат Гараев, директор ДЮСШ «Рубина», а на финале чемпионата Татарстана на трибунах находились один дедушка и два тренера играющих команд.

— Каков годовой бюджет лиги с учетом всех турниров?

— Сложно сказать. Если брать в совокупности все турниры, исключая мини-футбол, то чуть больше миллиона.

— Сколько в лиге штатных сотрудников?

— В структуре управления примерно 7 человек. Целиком и полностью одной лигой занят только я. Все остальные работают еще в каких-либо сферах.

— Влияет каким-либо образом кризис на лигу, например на количество заявленных команд?

— Команды не говорят о том, что им дорого играть в нашей лиге.

9WhUVHjSkHQ.jpg

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОССТРУКТУРАМИ

— Как у вас складываются отношения с федерацией футбола республики?

— Не могу сказать, что у нас сложные отношения, скорее, они непонятные. Диалоги у нас проходят нападками, в результате каких-либо действий с их или нашей стороны. У них есть позиция, что КФЛЛ — это неакредитованная лига, мы вообще не имеем права проводить соревнования. Они считают, что все должно происходить по их разрешению. Их смущают некоторые пункты нашего регламента, к примеру, 10 замен, большие штрафы, а также еще ряд пунктов.

— Почему так происходит?

— Я не понимаю. Они бы нам лучше помогали — все-таки мы развиваем футбол, но они чаще создают нездоровую атмосферу. Некоторым судьям запрещают работать на наших играх, причем это носит избирательный характер, хотя арбитры получают копейки, а так могли бы немного заработать и уже развивать свои навыки. Кому-то выгодно, чтобы арбитр не пришел на матч КФЛЛ, тем самым сорвав его. Сколько судей из Татарстана судит премьер-лигу? Ноль. Вот этим надо заниматься, а не воевать с любителями, которые ни у кого и ничего не просят, а просто играют в футбол. Уже четвертый год подряд появляются турниры, аналогичные нашему проекту, существуют три-четыре месяца и пропадают. За этими начинаниями стоят одни и те же лица. Мы-то не против: ради бога, дерзайте, но делайте это честно. Но зачем регламент наш воровать, в СМИ выдавать наш продукт за свой, провокационными действиями заниматься и очернениями наших турниров? Наша позиция проста: мы за здоровую конкуренцию, взаимовыгодное сотрудничество и развитие футбола в нашем регионе. Тренеры ДЮСШ все уже в КФЛЛ работают. Детский футбол, женский футбол, взрослый футбол, пляжный футбол нужно развивать. В районах куча проблем, начиная от площадки и заканчивая мячами и манишками. Вот на что стоит обратить внимание.

Москва, Саратов, Томск, Ростов — в этих городах и областях все четко структуировано. Каждый на своем месте. Развивают футбол очень четко, прислушиваясь к друг другу. У нас пока этого нет. Позиция «кто вы, а кто мы!» к развитию не ведет, а только тормозит футбол.

— Со стороны министерства есть какая-то помощь?

— Нет, ничего не просим, кроме наградной атрибутики, транспорта и конференц-зала. Там есть свои тендеры, свои торги. Мы же прекрасно понимаем, что, к примеру, стадион «Динамо» находится на балансе МВД, стадион «Олимп» — на балансе вуза. Есть же конкурсы, в которых мы можем свободно выступать, чтобы получить деньги. Сумма денежных выплат за победу в гранте может колебаться от 50 тысяч до полутора миллионов. Но нам пока не удавалось выигрывать такие конкурсы.

— Проблема с полями актуальна для лиги?

— «Динамо», «Олимп», «Ракета» — это три наших базовых стадиона, сейчас вот подключили «Трудовые резервы». В принципе, проблем нет. За полями научились следить. К примеру, на стадионе «Олимп» все очень строго. Вроде бы после Универсиады им можно было расслабиться и снизить требования, но нет — поняли, что если реально следить и ухаживать за стадионом, то он может прослужить очень долго. Поддерживаем такую позицию. В любом случае полей не хватает, спрос на здоровый образ жизни растет. Так же и с мини-футболом, и с хоккеем.

— Каким должен быть следующий этап развития лиги?

— Мы видим следующий этап информационным. Необходимо что-то сделать, чтобы люди начали ходить на матчи. В 2009 - 2010 годах стадион «Динамо» забивался полностью: взрослые, дети, дедушки, бабушки... Но потом в лиге появился целый ряд команд, которые не всегда вели себя дисциплинированно на поле. Такие вещи отгоняют зрителя.

— Как вернуть болельщика на стадион?

— Мы тоже пытаемся что-то проработать — может, призы какие-то? Может сыграть сарафанное радио. Плюс взаимодействие с газетами. Если мы заявляем, что продукт интересен, и человек, придя на матч, убеждается в этом, он будет ходить на игры постоянно.