«ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННЫЙ АНТИКРИЗИСНЫЙ ПРОДУКТ»

Сегодня на заводе Ford-Sollers в ОЭЗ «Алабуга» состоялась церемония запуска производства автомобилей Ford Transit нового поколения по технологии полного цикла. В мероприятии приняли участие врио президента Татарстана Рустам Минниханов, президент Ford-Sollers Тед Каннис, вице-президент компании Адель Ширинов, глава Елабуги Геннадий Емельянов и другие VIP-персоны. До начала церемонии они совершили экскурсию по предприятию, посмотрели выставку моделей, которые производятся на предприятиях Ford-Sollers.

На базе нового Ford Transit будет разработана целая линейка специализированного транспорта. На данный момент потребителям уже доступны маршрутные автобусы вместимостью от 22 до 25 человек, которые можно эксплуатировать как на внутригородских перевозках, так и на междугородних, а также автомобиль «Скорая помощь и реанимация» и школьный автобус, адаптированный для перевозки детей.

Осмотрев автомобиль-автолавку, Минниханов заметил: «Очень своевременный антикризисный продукт, учитывая, что ярмарки у нас стали, по сути дела, круглогодичными». Главе республики также показали модификации фургонов, в том числе и изотермического, который будут устанавливать на шасси нового Transit, и микроавтобус для обслуживания VIP-персон. Минниханов даже посидел в нем, похвалив разработчиков за то, что те стараются освоить все имеющиеся на рынке ниши, и порекомендовал развернуть в микроавтобусе сиденья по направлению друг к другу. Ширинов тут же пообещал, что это пожелание будет исполнено в самое ближайшее время.

Все автомобили Transit оснащены дизельными двигателями объемом 2,2 л мощностью 125, 135 и 155 л.с. и 6-ступенчатой механической трансмиссией. Возможен задний, передний и полный привод. Автомобиль с максимально разрешенной массой от 3,1 до 4,7 т, с двумя типами высоты и тремя вариантами длины кузова доступен для потребителей. Transit нового поколения прошел испытания на местных дорогах, на его кузов предоставляется 12-летняя гарантия от сквозной коррозии, объем грузового отсека на 11% больше, чем у предыдущей модели.

Чтобы приступить к производству Ford Transit нового поколения, компании пришлось серьезно модернизировать свой завод в ОЭЗ «Алабуга». Как прозвучало на презентации, было установлено оборудование последнего поколения, в том числе уникальное для подобных заводов в России. В частности, было приобретено более полутора десятков промышленных роботов. Общий объем инвестиций в модернизацию линии по производству коммерческих автомобилей составил более $100 миллионов.

Заметим, что проект по производству нового автомобиля — это часть долгосрочной инвестиционной стратегии Ford-Sollers в Татарстане. Всего же в 2015 году Ford-Sollers представит на рынке четыре новые модели. Кроме вышеупомянутых Transit и Mondeo появятся новые Focus и Fiesta, производство которых будет запущено во второй половине года. Кроме того, в этом году Ford-Sollers планирует запустить в ОЭЗ «Алабуга» завод по производству двигателей.

«БУДЕМ ПОКУПАТЬ ЭТИ АВТОМОБИЛИ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ»

В приветственном слове Минниханов высоко оценил новое производство и дал понять, что этим проектом дело не ограничится. «Я хотел бы поблагодарить наших партнеров, потому что Ford-Sollers — резидент №1, с него начиналась особая экономическая зона. И благодаря этому проекту мы стали еще более привлекательны. И то, что у нас здесь есть такое современное производство, — это магнит, чтобы появились другие предприятия. Заверяю, что республика будет вас поддерживать. И эти новые наработки специальных автомобилей, они будут востребованы, и мы их будем покупать для нужд республики».

Каннис сделал реверанс в сторону своей команды: «Я горжусь тем, с чем команда пришла к этому дню. Автомобиль — достаточно сложный продукт для постановки его на конвейер. И команда сделала отличную работу, здорово с ней справилась. Мы как компания подтверждаем нашу приверженность проектам в России. И инвестиции в 100 миллионов долларов, которые были вложены в этот проект, — лишнее тому подтверждение», — сказал президент СП.

Его коллега Ширинов дал понять, что перед компанией стоит задача увеличивать локализацию всех своих проектов. «Сегодня здесь присутствуют представители различных предприятий Татарстана. И мы надеемся, что они вольются или, как я это называю, вертикально интегрируются в общий процесс локализации. Чтобы автомобиль был не только качественным, но и доступным по цене всем нашим покупателям, чтобы удерживал на рынке свои лидирующие позиции».

Далее высокие гости разрезали традиционную ленточку, открыв тем самым путь с конвейера новым Ford Transit. Минниханов при этом попросил кого-то из спутников сфотографировать его на фоне автомобиля, чтобы потом выложить в Instagram. После чего врио президента по просьбе Ширинова прокатился на Ford Mondeo нового поколения, который совсем недавно поступил в продажу. Однако, понравился ли Минниханову автомобиль, осталось неизвестным, так как на завод он не вернулся.

«ЛОКАЛИЗАЦИЯ К 2018 ГОДУ СОСТАВИТ 60 ПРОЦЕНТОВ»

После завершения официального мероприятия здесь же, в цехе завода, состоялось совещание поставщиков автомкомпонентов, которые готовы рассматривать вопрос локализации для Ford-Sollers. Директор по производственным закупкам СП Ford-Sollers Николай Ходосевич рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что на совещание были приглашены более 50 компаний РТ. Он же пояснил, что общий уровень локализации по группе компаний Ford-Sollers на сегодняшний день составляет 40% и сейчас перед топ-менеджментом компании стоит задача локализовать в России еще 30% комплектующих, поставляемых в настоящее время из-за рубежа.

В числе предлагаемых к локализации комплектующих есть детали электрики, шасси, силовой системы автомобиля, а также интерьера и экстерьера. Но упор, по словам Ходосевича, компания хотела бы сделать на производимые в Татарстане пластиковые изделия для автомобилей.

«Мы знаем, что в Татарстане очень хорошо развита нефтехимическая отрасль, поэтому местным компаниям предложили рассмотреть возможность локализации именно деталей из пластика. Перед нами стоит задача каждый год ежегодно увеличивать степень локализации производства минимум на 5 процентов. На конец 2015 года у нас должно быть 45 процентов локализированных комплектующих, а на конец 2018-го — 60 процентов», — сообщил Ходосевич. Напомним, такую обязанность Ford-Sollers взял на себя в рамках соглашения с правительством РФ «О промышленной сборке», подписанного весной 2005 года.

Требования, которые компания предъявляет к поставщикам, по словам директора по закупкам, стандартные — это соответствие компании системам менеджмента качества ISO/TS 16949 и системе защиты окружающей среды ISO 9000. Кроме этого, на предприятии должна быть налажена электронная система отправки и приемки заявки заказчика поставщику, чтобы он мог видеть заказы в электронном виде и отгружать в соответствии с ними свою продукцию. В процессе работы с поставщиком Ford-Sollers будет мониторить историю поставок и качество каждого производителя по уровню PPM (количество дефектов на 1 млн. деталейприм. ред.). «По этим критериям мы и будем мерить соответствие поставщика нашим требованиям», — рассказал Ходосевич, добавив, что вся техдокументация на интересующую поставщика деталь будет ему передана после проведения аудита и заключения соглашения о конфиденциальности.

«БИЗНЕС Online» уже писал, что Ford-Sollers старательно делает все для «обрусения» Ford. По словам Ширинова, максимально возможный уровень локализации — примерно 88%: «Мы не будем говорить о локализации электроники, разъемов, которые делают три-четыре компании в мире, и некоторых других супертехнологичных процессах, где автоматизация требует миллионных инвестиций». А вот остальное... По обещанию Ширинова, главная повестка дня Ford-Sollers — полномасштабная интеграция в экономику страны производства, от сырья до конечного продукта. По словам вице-президента Ford-Sollers, сегодня общее количество российских поставщиков компании — 70, из них 24 — в Татарстане, и это далеко не предел.

Ширинов также отметил, что компания долго ждала пришествия западных коллег, которые принесли бы технологию по производству «правильного сырья», и в итоге потеряла время. Но сегодня уже все готово для производства, например, бампера, инструментальной и дверных панелей и так далее (всего 7 наименований). «В конце этого квартала начинаем производство этих деталей из локального сырья, — говорил Ширинов в начале февраля. — Это стоило нам определенных сложностей. Но то, что мы можем делать сами, мы должны делать сами. И эти 7 спецификаций мы должны превратить в 107, производящихся в Татарстане».

Отметим также, что еще до посещения завода Ford-Sollers Минниханов, по сообщению пресс-службы президента РТ, посетил индустриальный парк «А Плюс Парк Алабуга». Площадь парка составляет 200 тыс. кв. м, здесь планируется возведение целого ряда производственных помещений. Первый объект площадью 16 тыс. кв. м уже сдан. В нем разместить свое производство изъявили желание четыре компании-резидента: ООО «Гелиотехника Сириус» (производство солнечных модулей, 5,5 млрд. рублей инвестиций); ЗАО «Данафлекс» (выпуск пищевой упаковки, 4 млрд. рублей инвестиций); ООО «Форд Соллерс Алабуга» (производство полимерных деталей экстерьера, 255 млн. рублей инвестиций) и ООО «Алабуга-моторс» (линии по сборке и покраске автомобилей, 191 млн. рублей инвестиций).

КОНТРОЛЬ ЗА FORD-SOLLERS ПЕРЕШЕЛ К АМЕРИКАНЦАМ

Напомним, что в начале апреля «БИЗНЕС Online» писал о том, что компания Sollers сдает американской корпорации Ford операционный контроль за их совместным предприятием, а в будущем, возможно, и вовсе выйдет из СП. Стороны пришли к соглашению, по которому Ford предоставит СП дополнительное финансирование на выполнение инвестпрограммы. За это при сохранении равных долей обыкновенных акций Ford получит пакет привилегированных акций и «управленческий контроль» над компанией. Также заключено допсоглашение, по которому Sollers может продать Ford свою долю полностью по цене не ниже $135 миллионов.

Из финансовой отчетности Sollers по МСФО стали известны результаты работы Ford-Sollers за 2014 год. Убыток составил 10,9 млрд. рублей при выручке 52,2 миллиарда. По остальным направлениям деятельности у Sollers проблем значительно меньше: общий убыток компании по МСФО составил 3,7 млрд. рублей. И если бы не партнерство c Ford, компания получила бы прибыль.

Причина проблем, как у всех автопроизводителей, — кризисное падение спроса. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году продажи Ford в России снизились на 38% до 66 тыс. машин, в январе-марте 2015-го — на 71% до 5 тыс. машин. Все это, казалось, ставит под вопрос воистину гигантскую программу Ford-Sollers в Татарстане на 2011 - 2020 годы, объем которой до кризиса оценивался в 74 млрд. рублей. Но, как видим, свои планы американцы реализуют с завидным на фоне ухода из России GM упорством.