РУССКИЕ ОТСТАЮТ ОТ ГРЕКОВ И КИТАЙЦЕВ

До жизни в Лейпциге я никогда бы не подумала, что элитное жилье необязательно возводить. Для него вполне сгодятся здания старых казарм или бездействующих фабрик, конечно же, приведенные в очень приличный вид. Причем покупка такого рода элитного жилья выходит дороже, чем покупка отдельного дома с небольшим земельным участком. На данный момент в Лейпциге «трешка» величиной 132 «квадрата» в здании старинной пивоварни в центре города идет с молотка почти за 360 тыс. евро, и еще дополнительно 5, 95% от суммы понадобится отдать маклеру за его услуги. Без маклера сделок купли-продажи не бывает.

Стоимость лофта сравню с постройкой двухэтажного дома. Правда, не в центре и без внутренней отделки, но с подключением к канализации и электричеству строение площадью около 150 кв. м обойдется в минимальных 200 тыс. евро. Здесь уже выбор за покупателем (и состоянием его банковского счета): новешенький дом на периферии или наследие старинной архитектуры в центре. Частный дом «со стажем» в Лейпциге стартует от 120 тыс. евро.

Вследствие раздельного исторического прошлого западной и восточной частей страны цены на недвижимость в государственных землях существенно разнятся. Самое дешевое жилье можно купить в городах на территории бывшего ГДР — Бранденбурге, пограничном с Польшей Герлице, автомобильной родине Трабанта — Цвиккау, а также Хемнице, который больше известен нам как Карл-Маркс-Штадт, в переводе песни превратившийся в «Ландыши».

В два-три раза дороже стоит недвижимость уже на западе — во Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе, Штутгарте, Гамбурге, Баден-Бадене, Мюнхене.

Последние четыре года на рынке недвижимости в Германии отмечается активный спрос со стороны греков и китайцев. Россияне больше заинтересованы покупкой жилья в теплых краях, но и Германию стороной не обходят — 7% от общего числа заграничных покупок жилплощади приходятся на немецкую недвижимость. Порой покупка квартиры бывает обусловлена желанием получить вид на жительство в стране. Но он не освобождает от уплаты налогов, коммунальных услуг и не подразумевает каких-либо финансовых поддержек. Потому перед такой покупкой нужно озадачиться не только целью приобретения, но и источником средств для дальнейшего проживания в стране.

ПАНЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИТКИ ИСТОРИИ

Последние несколько лет в городах восточной Германии дома активно... нет, не строят. Сносят. Те панельные многоэтажки («платтенбау»), возведенные советскими солдатами. Поскольку после падения Берлинской стены население массово «побежало» на запад страны, заброшенными оказались сотни домов. Некоторые из них постепенно заселялись новыми жильцами или вернувшимися старыми, приспосабливались под общежития, остальные дома продолжали пустовать. Куда экономнее их снести, чем тратить напрасно средства на отопление, канализацию, электричество, текущий ремонт и прочие расходы, а при надобности выстроить новые дома, красивые и качественные, с учетом современных реалий. При сносе панельных домов железобетонные блоки дробят, вынимают железную арматуру — ее отправляют на металлолом, оставшийся измельченный бетон пускают на щебень.

Строят многоквартирных домов куда меньше. Но зато небольшой этажности (максимум 5 - 6), с подземными гаражами и прилегающими скверами. Внутренние дворики — практически повсеместное явление. В последнее время в Лейпциге наметилась мода на постройку двухэтажных домов с гаражами для одной или двух семей.

В Германии преобладает рынок вторичного жилья, как облагороженного, когда местные хрущевки после ремонта не узнать, а посвежевшие старинные дома не уступают по комфорту новым; так и не очень ухоженного, что не мешает неопрятным строениям находить своих жильцов. У каждого дома есть собственник — фирма или частное лицо. И если у таковых денег на ремонт здания нет, то оно простаивает годами и разрушается. Такие дома являют собой печальное зрелище и на фоне отреставрированных соседей смотрятся как гнилые зубы в ряду своих здоровых собратьев.

При ремонте зданий мусор выкидывают по строительному мусоропроводу, чтобы обеспечить минимум пыли. Брусчатку вокруг объекта покрывают полотном, поверх которого укладывают асфальт. Таким образом, тяжелая техника и грузовые машины не разбивают дорогу. По окончании работ полотно с асфальтом убирается, а брусчатка служит дольше. Если дом огорожен забором, для любопытных взрослых и детей прорезаются окошки для лучшей видимости результата, а сам забор может быть красиво расписан.

Впрочем, это касается больше строящихся зданий, чем ремонтируемых. Самое трудоемкое — это фундамент, требующий много времени, а после здание растет, словно на дрожжах. Два месяца — и коробка готова. Еще пару месяцев отделочных работ, и новый дом можно заселять.

НЕДЕШЕВАЯ «ТАРЕЛОЧКА»

Для тех, кто предпочитает обзавестись не квартирой, а частным домом, существуют многочисленные образцы домов. Во Франкфурте-на-Майне для наглядности даже выстроен целый «образцовый» райончик с прилегающей инфраструктурой, дабы клиент мог выбрать, сравнить и оценить на местности любой коттедж.

Владельцам частных домов выгоднее перейти на экологические варианты отопления биогазом и выработки электричества — посредством установки солнечных батарей на крыше. Неизрасходованную энергию от солярного источника можно продавать и тем самым быстро окупить его стоимость.

Немцы предпочитают не покупать жилье, а снимать его. Во-первых, на покупку жилья элементарно нет средств, а во-вторых, аренда позволяет избежать хлопот и остаться мобильным. Нашел работу или учебу в другом городе, сдал квартиру и переехал в другую. Переезд можно поручить фирме, сотрудники которой упакуют все вещи и спустят их вниз из окна по специальному подъемнику. Или же обойтись своими силами, помощью друзей и арендованным автомобилем. Для переезда продаются специальные картонные коробки, которые отличаются от обычных надписью «Переезд» и ценой как минимум полтора евро за тару. Да и в пределах одного города переезды нередки — появилась работа в другом районе, место в детском саду досталось далеко, цену на жилье подняли... Про женщину, что 43 года без перерыва снимает одну квартиру, аж написали в местной газете. Кстати, в Германии нет номеров квартир, а на домофоне и почтовом ящике указывается фамилия жильца.

Однако снять жилье не так просто, как кажется на первый взгляд. Для начала нужно предоставить владельцу или фирме-арендодателю договор на работу, а также показать свои доходы за последнее время и тем самым доказать, что ты платежеспособен. В случае отсутствия работы в центр занятости относится справка о той норме квадратных метров, которые положены, и оформляется договор на аренду квартиры. Платить за нее в этом случае будет центр занятости.

Второе условие — залог за квартиру на случай ремонта после тебя. Если такового не понадобится, то есть квартира вернется к владельцу без изъянов, со стандартными белыми стенами и залепленными просверленными отверстиями, залог вернут через несколько месяцев в полном объеме.

Обычно сумма залога определяется двумя «холодными платами», то есть стоимостью аренды квартиры без учета воды и отопления. С их учетом арендная плата становится «горячей», и каждый месяц именно ее надо перечислять на банковский счет собственника жилья. Размер квартплаты может меняться раз в год. С такой периодичностью снимаются показания счетчиков, по которым производится перерасчет. При экономии переплаченную сумму вернут, при перерасходе — заберут. Или повысят «горячую плату». Впрочем, если квартира подыскивается на несколько дней/недель и меблированная, то оплата сводится к передаче денег из рук в руки без лишних бумаг и расчетов.

Прочие блага цивилизации оплачиваются, не выходя из дома, — интернет-провайдеру, телефонной компании и прочим организациям нужно дать номер своего банковского счета, и плата будет сниматься в срок автоматически.

При оформлении аренды подписывается договор, где до мелочей расписаны права и обязанности жильца. Помнится, в учебнике по немецкому языку был показательный текст о том, что одна фрау установила спутниковую тарелку на стене дома, хотя таковые полномочия в ее договоре не значились. На беззаконие фирме-владельцу указали соседи. В финале справедливость восторжествовала: оступившаяся заплатила штраф и тарелку убрала. Почему-то моих учебных коллег этот текст не тронул, а вот меня такая бдительность со стороны соседей, пусть и ненастоящих, насторожила. Живи Карлсон на крыше не в Швеции, а в современной Германии, наверняка все бы пошло по другому сценарию.