Алексей Созинов

«МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ ЗАКРЫВАТЬСЯ И СЛИВАТЬСЯ»

В столице Татарстана существуют сразу три медицинских учебных заведения: это медицинский университет — высшее образование, медицинская академия последипломного образования и Институт фундаментальной медицины и биологии, который входит в состав Приволжского федерального университета. КГМУ готовит специалистов не только для Татарстана, но и для многих других регионов — Калмыкии, Чечни, Ингушетии, а по некоторым специальностям — и для других регионов России. Естественно, первое, о чем пошел разговор с Алексеем Созиновым, — усиление Института фундаментальной медицины и ослабевание в связи с этим позиций КГМУ: «Острота разговоров, связанных с Институтом фундаментальной медицины и биологии КФУ, появилась из-за того, что слишком маленький отрезок времени прошел с момента его открытия. Два с половиной года существует этот институт, он быстро развивается. И все возможные слухи, связанные и с нами, и с ними, возникают вследствие неопределенности. Я не сомневаюсь, что в течение трех-четырех лет произойдет стабилизация взаимоотношений функциональных и, если хотите, политических на образовательном и медицинском рынке. Мы не собираемся закрываться, мы не собираемся сливаться. Мы живем вполне полноценной жизнью. Слух о том, что новый вуз у нас активно переманивает кадры, не соответствует действительности».

По словам ректора, в медицинском университете работают около 700 преподавателей. 420 — это постоянное ядро, около 300 учебное заведение приглашает по трудовым договорам — это врачи, заведующие отделением, руководители 35 клинических баз. «За последнее время от нас ушли около 10 человек. Это, конечно, заметно по некоторым специализациям, но сказать, что мы лишились большого количества кадров, нельзя. Мне кажется, не столько деньги уводят людей. Дело в том, что Институт фундаментальной медицины и биологии при КФУ сегодня привлекает работников тем, что очень динамично развивается. Когда вы работаете в уже состоявшемся коллективе, где есть заведующий и свой лидер, у вас есть амбиции, вы понимаете, что понадобится энное время для того, чтобы продемонстрировать свои потенции, показывать свое мастерство, чтобы вырасти. А тут есть возможность сразу занять должность, получить звание и заниматься работой. Это нормальное жизненное явление. Конечно, мы конкурируем с КФУ. Но для конкуренции важен продукт. Врачей-то пока нет в Институте фундаментальной медицины. И это важный посыл. Деклараций очень много, что такое хорошо, а что — плохо. Давайте подождем четыре-пять лет, потом будем сравнивать. И я думаю, это будет здоровая конкуренция, мы будем учиться друг у друга. А кидать в огороды камни — это непродуктивно. Емкость научного рынка безгранична».

В МЕДИЦИНЕ БАСНОСЛОВНЫХ ЗАРАБОТКОВ НЕТ

Даже в США, где труд врача оплачивается более чем достойно, есть дефицит медицинских работников, Прежде всего в южных штатах. В КГМУ поступают обращения даже из скандинавских стран по направлению врачей по некоторым специальностям. И нет сомнений, что владеющий английским языком выпускник российского вуза, в том числе и Казанского медицинского университета, сможет найти работу за границей.

В Татарстане сегодня трудятся 12 тыс. врачей. Чтобы покрыть существующий дефицит, как говорит министр здравоохранения РТ Адель Вафин, республике не хватает 730. Кто-то уходит на пенсию, кто-то переезжает, происходит естественное движение. За год по разным причинам из отрасли уходят около 8% ее работников. КГМУ в год выпускает порядка 300 - 340 врачей, 200 из которых остаются в Татарстане.

«Из отрасли уходят в основном люди более молодого возраста», — констатирует Созинов. — Если человек остается, значит, там комфортно и хорошо. Если нет, значит, недостаточно денег, недостаточно условий. Здравомыслящий прагматичный молодой человек вряд ли пойдет в медицину, тут баснословных заработков нет. Поэтому к нам приходят ребята, которые все-таки ориентированы на медицинскую деятельность. Мы каждый год проводим процедуру профессионального трудоустройства. Надо учитывать, что в рамках поддержки сельских врачей к нам стало больше поступать тех, кто идет по целевой программе, кто после окончания вуза вернется к себе на родину и будет отрабатывать полученное образование».

ВМЕСТО БОЛЬНОГО НАНИМАЮТ АКТЕРА

Подавляющее число иностранных студентов, кто учится в КГМУ, — это граждане Индии. Если учесть, что в год в КГМУ поступают около 850 человек, то 130 мест занимают граждане из-за рубежа. В начале мая делегация университета уезжает на большую выставку образования, прокатится по всей Индии. «По отзывам наших рекрутеров, Казанский медицинский университет в Индии воспринимается как российский вуз номер один, — говорит Созинов. — В нашем вузе учатся студенты из 56 стран мира. Есть даже граждане США, правда, они индийского происхождения. Понятно, что из Индии ближе добраться до Австралии, там тоже есть крупнейший образовательный рынок. Но у нас получается дешевле, а качество образования вполне сопоставимо. Мы полностью преподаем на английском языке. Кроме того, в нашем вузе ведется подготовка к сдаче на медицинскую лицензию для работы в США. Она осуществляется с использованием методики стандартизированных пациентов. Американцы не ведут студента к больному. Они нанимают актера, и ты на нем должен показать все свое умение. По такому же пути пошли и мы. У нас около 40 актеров со знанием английского, кто изображает больных, и мы им платим деньги за работу. Среди них — и бывшие врачи, и заслуженные артисты РТ... И роли могут быть разные. К нам пятый год подряд будут приезжать американские профессора, которые принимают экзамен у наших студентов на получение медицинской лицензии. Воспользоваться этой возможностью могут и российские студенты, но в основном эта услуга пользуется спросом среди иностранцев. Для нас иностранцы — это не столько деньги, на россиянах можно гораздо больше заработать. Но мы должны постоянно себя держать в тонусе. Если работать и смотреть только на внутренний рынок, то можно потерять свою конкурентоспособность».

ПЛАТА ЗА ОБУЧЕНИЕ ПОВЫСИТСЯ НА 11%

По поводу платы за обучение для россиян ректор отметил, что есть норматив, который утвержден министерством образования РФ. Цены колеблются от 63 до 112 тыс. за прошлый год. Министерство образования устанавливает минимум платы для того, чтобы вузы не демпинговали. В эту стоимость входят зарплата персонала, приобретение материально-технических средств, коммунальные расходы и многое другое. В среднем на обучение одного студента тратится от 80 до 100 тыс., уровень рентабельности не очень большой. Тем не менее в КГМУ стараются сделать цены на некоторые направления вообще по 40 тыс. за год. «Дело в том, что мы не относится к министерству образования, мы относимся к министерству здравоохранения. Они нам минимальные границы по оплате за обучение не обозначили, поэтому у нас есть возможность сделать цены немного ниже». Тем не менее, по словам ректора, в этом году цена обучения вырастет. Несмотря на то что финансирование из федерального бюджета сократилось в среднем на 10%, стоимость образования в вузе вырастет на 11% — именно столько, по мнению ректора, составила инфляция в нашей стране.

Созинов уверяет, что буквально единицы не могут платить за свое обучение. Тем более существует порядок перевода из коммерческого в бюджетную сферу. В среднем за год происходит около 40 таких «обменов». Отчислять приходится за неуспеваемость. По словам ректора, некоторым приезжим, особенно из деревень, воздух свободы совсем дурманит голову, они занимаются всем чем угодно, только не учебой. Поэтому он советует родителям на первом-втором курсе повременить с устройством своего чада в «общагу» и, если есть возможность, снимать для студента на это время квартиру...

ЧТО ДЖУЛИЯ РОБЕРТС ЗАБЫЛА В КАЗАНИ

В ходе разговора Созинов сообщил любопытную новость: в 2016 году в Казани пройдет всемирный конгресс по болезни Ретта. Это психоневрологическое наследственное заболевание, которое встречается почти исключительно у девочек с частотой 1:10000 - 1:15000 и является причиной тяжелой умственной отсталости. Всемирный конгресс должен собрать порядка тысячи только зарубежных гостей и ученых. Приедут родители больных детей. Партнерами в России станут теннисистки Вера Звонарева и Елена Дементьева. Спортсмены нередко участвуют в аукционах и вырученные средства передают в фонд помощи больным. К примеру, Дементьева отдала ракетку, с помощью которой стала олимпийской чемпионкой, Александр Карелин тоже дал какие-то свои аксессуары. По мнению ректора, очень нужны поддержка и внимание государства к этой проблеме.

«По расчетам, таких девочек в Татарстане должно быть около 40, а их зарегистрировано 8 или 9. Они есть, только лечатся от других заболеваний, потому что правильно поставить диагноз довольно трудно. В стране это тысячи девушек, в мире — сотни тысяч. Проблема носит глобальный характер. Пока нет лекарственных средств, которые позволили бы проводить лечение. Мы уже получили поддержку президента Татарстана Рустама Минниханова в проведении данного всемирного конгресса».

Почему именно Казань стала местом проведения конгресса? По словам Созинова, сейчас такая международная обстановка, что в столицу Татарстана гости из Европы еще могут поехать, а в Москву — не очень хотят. Для нашего города это, конечно, дополнительные очки на международной арене. Не исключено, что кроме Звонаревой и Дементьевой приедет и Джулия Робертс. На Западе именно она занимается привлечением внимания к этой болезни. По крайней мере переговоры о ее визите, по словам ректора, уже ведутся. «Я редактор казанского медицинского журнала, мы отслеживаем, как журнал воспринимается в сети, и как-то увидели, как Памела Андерсон ретвитнула ссылку на наш материал. Она занимается привлечением внимания к болезни гепатита С. И видимо, кто-то ей нашел статью в нашем журнале. И мы увидели резкий приток читателей и цитируемостей. Вот почему необходимо, чтобы лидеры и кумиры многих участвовали в подобных акциях».

Созинов не видит ничего дурного в Ice Bucket Challenge, когда люди по всему миру обливались холодной водой, дабы привлечь внимание к фонду по изучению бокового амиотрофического склероза. Правда, чем больше продолжался этот мировой флешмоб, тем меньше людей точно могли назвать причину, почему они выливают на себя ушат холодной воды. Многим просто нравилась эдакая мировая игра, в которую они оказались вовлечены.

«Любые акции, если они не сопровождаются унижением человеческого достоинства или нравственности, имеют право на жизнь, — считает ректор и приводит пример направления, нуждающегося в поддержке. — Доцент кафедры физиологии нашего университета Марат Мухамедьяров вышел с проектом лекарственного средства, которое предназначено для лечения болезни Альцгеймера. Эта разработка получила премию как лучший проект России, причем премию вручал президент Владимир Путин. Наша задача — привлекать внимание не обливанием водой, а продвижением нашего проекта, который получил американский и российский патент, но пока не может продвинуться на рынок. Причина банальна — на конечном этапе всегда не хватает денег».

Полную стенограму интернет-конференции с Созиновым читайте в скором времени на сайте «БИЗНЕС Online».