Владимир Васильев не лукавит ни разу: «Даруй нам мир» — его кредо с неизменной верой в торжество всеобщей любви

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХОРЕОГРАФ ВАСИЛЬЕВ

Премьера Владимира Васильева «Даруй нам мир» в Казани, несмотря на выразительные средства, явно относящиеся к эпохе великого советского балета, оказалась в тренде. Тема духовных скреп сильно занимает руководителей всех уровней и требует непременного художественного отклика. Скрепляться необходимо на основе традиционных ценностей и желательно с помощью признанного авторитета. Васильев, несомненно, очень искренен в своем высказывании, и горе будет тому, кто подумает об этом плохо.

Музыка католической мессы интерпретируется православным хореографом как вневременная и вненациональная Божественная литургия, в которой все мы — причастники и соучастники. В этом исповедальном спектакле Васильев выразил, наверное, самые сокровенные свои мысли человека, стоящего на пороге самой важной встречи (дай Бог ему крепкого здоровья и долгих лет жизни!). Васильев не лукавит ни разу: «Даруй нам мир» — его кредо с неизменной верой в торжество всеобщей любви.

Что же до балетной труппы театра, то в предложенной селекционной хореографии сложно рассмотреть дарования коллектива. Труппа очень красиво бегает, с чувством выполняет пластические задания, как то: протянуть или воздеть вверх руки, живописно замирает в вокальных эпизодах. Мужской состав обладает красивыми торсами, женский неплохо воспроизводит знаменитый «плывущий» ход ансамбля «Березка». Все танцовщики с увлечением прыгают, правда, бесшумных приземлений не получалось, но тут свою роль сыграла высокая плотность артистов на небольшом сценическом пространстве, отведенном для танцев. Три разноплановые пары солистов честно выполнили поставленные задачи, нигде ничего не завалив. Драматические хореографические намеки наиболее чутко уловила бразильянка Аманда Гомес, внесшая внезапную сумрачную ноту в дистиллированные па, что заставляет предположить в ней недюжинный темперамент. Кристина Андреева, запомнившаяся по телевизионному проекту «Большой балет», была грациозна в дуэтах и очень естественно представляла идеалистическую сторону танцевального повествования.

Dona nobis pacem после скандала вокруг постановки оперы «Тангейзер» вполне может стать хоругвью собирающегося крестного хода руководителей театров по «очищению» отечественного искусства от «налипшей скверны»

РУССКАЯ ДУХОВНОСТЬ НЫНЧЕ ОПЯТЬ В МОДЕ

«Даруй нам мир» — автопортрет Васильева. Он понравится тем, кто любит и ценит великого танцовщика и хореографа, и тем, кто радеет за чистоту и духовность искусства. Спектакль, появившийся (совершенно случайно!) после «эль скандаль» в Новосибирске вокруг постановки оперы «Тангейзер», вполне может стать хоругвью собирающегося крестного хода руководителей театров, затевающих художественно-политический процесс по «очищению» отечественного искусства от «налипшей скверны». Художественные лекала уже выкроены и ждут своего дальнейшего использования: эпатажно-провоцирующей символике и пластике отныне будут противостоять белые одежды, пионерская дружба, тщательно выверенный арсенал классического танца, исключающий любой намек на чувственность.

Чрезвычайно востребованной будет позиция из серии «Ребята, давайте жить дружно!»: в процессе продолжительного нагнетания всеобщей истерии, подозрительности и ненависти всегда необходим духовный противовес, напоминающий о вечных ценностях. В Казани создан идеальный ответ на возможные попытки менее умиротворенных и недостаточно просветленных художников высказаться в более жесткой и циничной манере по волнующим их вопросам. Не надо никакого раздражения, убираем всевозможные подтексты и ассоциации, намеки и политичность. Даешь чистое и высокое искусство! А кто имеет иную художественную точку зрения — тот против духовных скреп. Великий крестный ход начал свое шествие из Казани.

Предстоящий показ спектакля в Москве 18 апреля, несомненно, выльется в торжество Васильева: мало кто из современных хореографов имеет столь ясный и гармоничный взгляд на мир, в котором нет сумасшедшего дома и мучений плоти, из раза в раз присутствующих в сочинениях другого великого отечественного балетмейстера-исповедника Бориса Эйфмана. Ностальгия по советскому балету (а хореография Васильева верна именно его принципам) всколыхнет в сердцах зрителей теплую волну благодарности, меломаны-эстеты будут признательны за нечасто исполняемое произведение Баха. Неплохие шансы имеет «Даруй нам мир» и в гастрольной перспективе: русская духовность нынче вновь в большой моде (хотя бы как реликтовый пережиток грозного Советского Союза), а у руководства казанского оперного театра есть редкая возможность вывезти хор, балет и оркестр в одном флаконе. Жаль только, что среди вокалистов нет ни одного местного солиста.

Ольга Федорченко
Фото: «Элита Татарстана», «БИЗНЕС Online»