Махмут Ганиев
Махмут Ганиев

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С... ГАЗОНОКОСИЛОК

В конце мая челнинский институт КФУ намерен завершить сборку собственного гоночного болида. Об этом оригинальном проекте накануне на деловом обеде рассказал директор института Махмут Ганиев.

Университетская команда (15 человек) впервые будет участвовать в международных соревнованиях «Формула студент». «Приобщение» к спорту оценивается в 1 млн. рублей. Только на разработку и сборку самого автомобиля потратят 600 тыс. рублей. Остальные расходы — поездки студентов, приобретение материалов и так далее. Презентуя проект, Ганиев заверил, что его главная цель — устранение пробелов в образовании студентов: «Бывает, приходит на работу молодой специалист, но знает только свои узкие вопросы, поэтому ему тяжело акклиматизироваться в коллективе, внедриться в него. Например, конструктор зачастую не знает, как работают технологи, те не знают, как работают расчетчики, а экономист не знает, как работает бухгалтер. Это беда, если они не находят общий язык. Для того чтобы ликвидировать этот недостаток в образовании, нами придумана проектная работа, где ребята трудятся в команде, в которой участвуют и экономисты, и юристы, и технологи, и конструкторы, и расчетчики. У студентов появляется понимание, чем занимаются смежники. И все это мы решили сделать при помощи участия в проекте «Формула студент».

Проект этот зародился еще в 1978 году в США, когда коллективы трех университетов для развлечения устроили гонки на багги, сделанных из газонокосилок. В 1981 году к соревнованиям подключилось сообщество автомобильных инженеров, что существенно повысило их статус. Сейчас в «Формуле студент» участвуют уже не «газонокосилки», а настоящие гоночные болиды, которые изготавливаются в стенах вузов по соответствующим требованиям и регламентам. В официальную серию «Формула студент» входят североамериканский этап, а также этапы в Германии, Италии, Австрии, России, Австралии, Бразилии и Японии. В самых массовых соревнованиях участвуют 120 команд, в которых состоят более 2 тыс. студентов. Из российских вузов свои команды выставляют такие серьезные заведения, как Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Баумана.

Работа над болидом
Работа над болидом

НЕ ХВАТАЕТ 200 ТЫС. РУБЛЕЙ

Как рассказал доцент кафедры автомобилей, автомобильных двигателей и дизайна Ильдар Шамсутдинов, челнинская команда создана в 2013 году. За каждым из студентов закреплен конкретный узел автомобиля. Начинается все с проектирования болида, потом изготавливаются отдельные детали, собираются узлы и агрегаты, а затем все это уже соединяется непосредственно в болид. Далее — испытания и доводка автомобиля. Изначально перед командой стоит задача — максимальное количество работ выполнить собственными силами, не прибегая к помощи компаний-партнеров. Но полностью это сделать невозможно: «Определенную часть комплектующих команда покупает, — пояснил Шамсутдинов. — Например, комплект амортизаторов, дифференциал повышенного трения, тормозные механизмы, шины и колесные диски для гоночного автомобиля». Среди партнеров команды — Academic Motorsports Club Zurich из Швейцарского федерального технологического института, Hoosier, Motul, Loctite, Teroson и даже BMW. Силовой агрегат на челнинский болид установлен со спортивного мотоцикла Honda, объемом 600 куб. см (больше нельзя по регламенту), мощностью 110 л.с., расход топлива — 7,5 л. на 100 километров.

Соревнования, конечно, не похожи на те, что проводятся в «Формуле 1», несмотря на схожесть названия. Как пояснил Шамсутдинов, первая часть состязаний — это статические тесты: презентация бизнес-плана производства партии данных автомобилей в 1000 штук, продвижения их на рынке и реализацию. «Конечно, тысячу мы делать не будем, — уточнил Ганиев, — но рассчитать мы должны именно на это количество». Далее судьи тестируют конструкцию машины: команда должна рассказать о примененных в болиде решениях. Кроме того, студенты обязаны представить отчет о стоимости изготовления, опять же, не одного автомобиля, а партии в 1000 штук. Техническая инспекция проверит машину и дополнительное оборудование на устойчивость к поперечному опрокидыванию, уровень шума и так далее. Основная же часть — динамические тесты: это серия заездов на 75 м, проверка маневренности, точности управления и выносливости. Далее — гонка на 22 км с раздельным стартом и обязательной сменой пилота в середине дистанции.

Болид челнинцев почти готов, но для окончания работы не хватает 200 тыс. рублей. «Это могут быть не обязательно деньги, — пояснил директор института, — но и практическая помощь». По его словам, предварительная договоренность об изготовлении ряда деталей достигнута с рядом компаний, в том числе и с КАМАЗом. В данный момент, проектную экспертизу команда из Челнов уже прошла. Закончить же работы планируется в конце мая. Потом — сами соревнования: российский и международный этапы.

«ЕСТЬ СТУДЕНТЫ, ПОЛУЧАЮЩИЕ СТИПЕНДИЮ 30 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ»

Впрочем, как «подстраховались» участники делового обеда, цели добиться победы они не ставят. «Это не PR-кампания, — сказал заместитель директора института КФУ Марат Умаров, — и не заработок. Главное — повышение уровня образования, грамотности наших выпускников». Отвечая на вопрос участников круглого стола, Ганиев рассказал, что у челнинского института КФУ много направлений работы с городскими предприятиями, в частности, с КАМАЗом, с ОЭЗ «Алабуга», с Sollers. «Предприятия поняли, что если не подключиться на середине подготовки, то мы получим инженеров, достаточно отвлеченных от производства, — рассказал он. — А если начать на третьем-четвертом курсе, то за два года они столько узнают, что потом без всяких проблем у них происходит акклиматизация в коллективе».

Ганиев также упомянул, что вуз закупает программное обеспечение, которое используется на предприятиях — потенциальных работодателях для выпускников: «Вот есть на КАМАЗе Siemens, программы по проектированию, по разработке. Мы точно такое же купили. И у ребят никаких проблем с переводом на программное обеспечение на заводе не возникает. Промышленные предприятия нам четко говорят, какие нужно предметы преподавать, и мы это делаем. Наше преимущество как федерального вуза в том, что мы можем делать совершенно новые учебные программы». В плане будущего трудоустройства своих выпускников для студентов проводятся и ярмарки вакансий, в последней, кстати, участвовали 20 предприятий. По словам Ганиева, в центре занятости Челнов на учете не стоит ни один выпускник челнинского филиала КФУ.

испытания и доводка
Испытания и доводка

Ученый также сообщил, что у института налажены хорошие связи с иностранными вузами. Подписаны договоры о взаимодействии с 18 учебными заведениями: «Это вузы Германии, Бразилии, Америки, Южной Кореи, Китая. Наши студенты выезжают туда на практику. Более того, по окончании бакалавриата они могут в магистратуру ехать в другие вузы, то есть могут получить два диплома — нашего и иностранного учебного заведения», — сказал директор вуза. По его словам, базовая стипендия в челнинском институте КФУ — 1400 рублей, однако если есть пятерки, то будет доплата — 50%. Если же студент занимается наукой, спортом, общественной жизнью, то получает дополнительные выплаты. В итоге, заявил директор вуза, есть студенты, которые получают стипендию в 20 - 30 тыс. рублей.

«МЫ ДОСТИГЛИ МИНИМУМА — 10 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК»

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Ганиев признал, что на некоторых кафедрах вуза мало преподавателей, работающих на полную ставку. «Проблема такая, к сожалению, действительно, есть, — сказал директор филиала КФУ, — существуют у нас ставки и 0,7, и 0,8, и 0,9. Связано это в первую очередь с тем, что у нас уменьшилось количество студентов. Тут и демографическая ситуация влияет, и то, что мы повышаем требования к абитуриентам. Мы могли бы набрать много, как раньше, но тогда мы потеряем качество. В общем, снижается число студентов — с 13 тысяч где-то до 10 тысяч упало. Соответственно, уменьшается нагрузка на преподавателей». Ганиев признал, что в этой ситуации приходится оптимизировать штат, но заметил, что университет не идет на то, чтобы просто уволить людей: «Во-первых, из-за социальной ответственности нашего вуза. А во-вторых, считаю, что мы по количеству студентов прошли минимум. То есть завтра-послезавтра нам придется преподавателей искать. Чтобы этого избежать, мы хотим сохранить людей, наши кадры. Есть и еще одна причина снижения ставок: не может один преподаватель читать 20 предметов, кто-то читает только узкие дисциплины. Соответственно, и ставка у него снижается. Но замечу, что пока нам удавалось эту оптимизацию проводить мягко. У нас преподавали люди из других вузов, мы в первую очередь от них отказались. Кто-то на пенсию ушел. Но, думаю, пик мы прошли, и в будущем ситуация улучшится».

Почти готовый болид
Почти готовый болид

Второй вопрос «БИЗНЕС Online» касался обязательных для преподавателей научных публикаций в международных журналах — минимум двух в год. Это требование прописано в договорах с сотрудниками вуза, которые перезаключаются каждый год. Проблема в том, что каждая из публикаций стоит от 20 до 40 тыс. рублей. Причем деньги уходят за границу, так как журналы иностранные. По словам преподавателей, публикуются они на личные средства, руководство вуза обещало вернуть затраты, но возместили их лишь единицам.

Директор института подтвердил, что норма по публикациям действительно существует. «А почему мы говорим именно об иностранных журналах, то это связано с программой по вхождению в Топ-100 вузов мира, а для этого требуются именно международные публикации», — сказал Ганиев, оговорившись, что не все журналы выставляют счета за публикации. А тем преподавателям, кто действительно заплатил, говорит директор вуза, институт все возместил. Может быть, с определенной задержкой, но заплатил. Ганиев заверил, что эта кампания уже приносит плоды. Благодаря тому, что КФУ уверенно движется к Топ-100, институт выиграл грант, по которому в прошлом году получил 600 млн. рублей, в этом должен получить еще 450 миллионов. Эти средства направляются на развитие инфраструктуры, научной базы, в частности, на эти средства создается и инжиниринговый центр в Набережных Челнах.