В паритетном ранее СП баланс смещается в сторону американцев
В паритетном ранее СП баланс смещается в сторону американцев (фото: fordsollers.com)

FORD-SOLLERS СТАНОВИТСЯ ЗВЕЗДНО-ПОЛОСАТЫМ

О том, что в СП Ford-Sollers баланс смещается в сторону американцев, стало известно в конце прошлой недели. Как сообщила компания Sollers, 31 марта стороны пришли к соглашению, в соответствии с которым Ford предоставит совместному предприятию дополнительное финансирование на выполнение инвестпрограммы. За это при сохранении равных долей обыкновенных акций Ford получит пакет привилегированных акций и «управленческий контроль» над компанией. Также заключено допсоглашение, по которому Sollers может продать Ford свою долю полностью по цене не ниже $135 миллионов.

Любопытно, что еще до этой информации авторитетный автоблогер rusautomobile, рассуждая о том, кто следующий — после General Motors — кандидат «на вылет» из России, отметил: «А мне кажется, что сюрприза стоит ожидать от Ford. Причем не в виде полного ухода с рынка (хотя и это не исключено), а в виде разрыва отношений с Sollers. Давно уже доносятся со стороны фордовцев «сигналы» о недовольстве сотрудничеством со Швецовым».

Из финансовой отчетности Sollers по МСФО стали известны результаты работы Ford-Sollers за 2014 год. Убыток составил 10,9 млрд. рублей при выручке 52,2 миллиарда. По остальным направлениям деятельности у Sollers проблем значительно меньше: общий убыток компании по МСФО составил 3,7 млрд. рублей. И если бы не партнерство c Ford, компания получила бы прибыль.

В конце прошлого года в Набережных Челнах запущено производство Ford EcoSport
В конце прошлого года в Набережных Челнах запущено производство Ford EcoSport (ford.ru)


В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ ПРОДАЖИ УПАЛИ НА 71%

Причина проблем, как у всех автопроизводителей, — кризисное падение спроса. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году продажи Ford в России снизились на 38% до 66 тыс. машин, в январе-марте 2015-го — на 71% до 5 тыс. машин. Пострадала и непосредственно Елабуга — одна из главных промышленных надежд Татарстана: там индекс промышленного производства в 2014 году рухнул со 147% до 95%. Главный «виновник» — Ford-Sollers, на который приходится 40% выпуска продукции в городе. Ситуация такова, что в начале февраля без особого удивления была воспринята неофициальная информация о том, что Ford-Sollers может приостановить конвейер в Набережных Челнах. Впрочем, пресс-служба СП тогда эту информацию опровергла.

Все это, казалось бы, ставит под вопрос воистину гигантскую программу Ford-Sollers в Татарстане. Напомним, завод в Елабуге (1,6 тыс. работников) производит Ford Transit, Ford Transit Custom, Ford Tourneo Custom, Ford Edge, Ford S-MAX, Ford Galaxy, Ford Explorer, Ford Kuga. Только что реконструированный завод в Набережных Челнах летом планировал начать выпуск Ford Fiesta и уже запустил производство Ford EcoSport, выпуск которого видится концептуальным: EcoSport расширяет производящуюся в РТ линейку фордовских внедорожников до четырех (EcoSport, Kuga, Edge, Explorer) и, таким образом, формирует внедорожный ряд всех размеров. Объем инвестиций в челнинский проект — $400 млн., производственная мощность — 115 тыс. автомобилей в год, численность сотрудников — 1,2 тыс. человек. Мало того, в декабре в ОЭЗ «Алабуга» планируется открыть завод по производству двигателей Ford, планируемая годовая мощность на первом этапе — 105 тыс. двигателей с возможным увеличением до 200 тыс., количество работников — 1,4 тысячи. Также на Ford-Sollers завязано открывшееся недавно в «Алабуге» штамповочное производство турецкой компании «Джошкуноз». В создание этого предприятия вложено $70 млн., инвестиции планируется увеличить до $100 миллионов.

Собственно, одной из наиболее вероятных причин изменений, по данным источников газеты «Коммерсантъ» в автомобильной отрасли, могло стать «нежелание или, скорее, неспособность» Sollers финансировать масштабную инвестпрограмму. Поэтому Ford «возьмет на себя всю финансовую нагрузку, получив контроль», а ответственность российской стороны будет заключаться «во взаимодействии с госорганами и локализации». Представители Sollers и Ford-Sollers от комментариев отказались... В целом рассчитанный на 2011 - 2020 годы инвестпроект оценивался в 74 млрд. рублей, из которых 39 млрд. рублей в 2011 году предоставил ВЭБ, остальную часть должны были вложить партнеры. В госкорпорации «Коммерсанту» заявили, что СП Ford-Sollers получило одобрение на сделку, на условиях кредитов она не отразится. В прошлую пятницу финансовый директор Sollers Николай Соболев заявил, что ВЭБ одобрил выделение СП еще 12,5 млрд. рублей.

НЕ НАЧНУТСЯ ЛИ ГОНЕНИЯ?

На этом фоне источник «БИЗНЕС Online» в промышленных кругах Татарстана сообщил, что Ford-Sollers будет выполнять заказ для военной автоинспекции (ВАИ). В пресс-службе предприятия информацию подтвердили: планируется поставка для ВАИ различных модификаций джипов Explorer, микроавтобусов Transit и минивэнов Tourneo Custom. Цена и количество автомобилей не уточняются.

Нет сомнений, что сегодня в дело пойдет любая возможность для стабилизации положения. И контракт с военными, конечно, большой плюс. Тем более что ВАИ начинает показывать себя стабильным партнером. Известно, что в прошлом году она уже заказывала Ford-Sollers (но не татарстанским предприятиям) 115 автомобилей: «В 2014 году по гособоронзаказу в подразделения ВАИ поступило 115 единиц новых образцов автомобилей марки «Форд», из них 92 легковых, 15 с полным приводом и 8 микроавтобусов, — рассказывал «Красной звезде» начальник ВАИ Сергей Постников. — Все они произведены компанией Sollers на заводах в таких городах, как Нижний Новгород и Волжский, Ленинградской области» (в этом году завод во Всеволжске получил от ВАИ новый заказ на Focusавт.).

Да, конечно, легковушки или микроавтобусы ВАИ — это не бронеавтомобили, но легкое недоумение по поводу иностранного происхождения приобретаемых инспекцией авто все же есть. Во-первых, отношения с США сегодня «дружеские» настолько, что повсеместно говорят о новой холодной войне, которая невольно перетекает и в коммерческую плоскость. Одна история с кампанией против McDonald’s чего стоит! Во-вторых, военные так настаивают на импортозамещении, что даже малейший намек на обратное начинает восприниматься как святотатство.

Не видят ли сами военные полицейские в выборе американских автомобилей некоего противоречия? С этим вопросом мы и обратились в ВАИ, но нам порекомендовали направить запрос в главное управление военной полиции. На момент выхода материала ответа получено не было. Однако в ВАИ нам неофициально растолковали, что никакого предпочтения «буржуйской» техники нет: просто под параметры, выданные полицейскими для госзакупки, идеально подошли только автомобили «Форд», причем (и это принципиально) сделанные в России. Впрочем, о том, что военные полицейские неровно дышат к продукции Ford и весьма желали бы ездить именно на ней, говорит другой отрывок из вышеупомянутого интервью «Красной звезде»: «Автомобили марки «Форд» являются более надежными, эксплуатируются с наименьшим количеством неисправностей и требуют меньших затрат на их содержание», — рассказал шеф ВАИ.

Минобороны не нашло в России аналогов Explorer
Минобороны не нашло в России аналогов Explorer

СВОЕГО ПРЕДЛОЖИТЬ НЕ МОЖЕМ...

Главный редактор портала «Автомобильный каталог» Александр Привалов считает, да, обидно, что военные полицейские будут ездить на импортном, но выхода нет. К тому же автомобили от Ford-Sollers официально признаны продукцией отечественного автопрома. «Давайте отличать военную автомобильную технику (ВАТ) от остальной, — разъяснил Привалов «БИЗНЕС Online». — Если коротко, то ВАТ — это автомобильная техника, разработанная по тактико-техническим заданиям минобороны и предназначенная для перевозки войск, для буксирования и/или для монтажа вооружения и военной техники и для обеспечения их боевого применения. Иными словами, техника, которую использует ВАИ, — это не военная техника. Поэтому полицейским в принципе может быть поставлена и иностранная техника или техника, разработанная за рубежом, но собранная в России. Да, конечно, хочется, чтобы в ВАИ была только наша, российская техника, причем не только техника российских брендов, но и разработанная и изготовленная в России до последнего болта и гайки. Реалии сегодня уже совсем иные — в постсоветский период такую технику для ВАИ не найти. Поэтому в силу вступает юридическое определение, о котором я начал дискуссию еще 8 лет назад: какую технику считать российской, что считать отечественным автопромом? По мнению специалистов головной научной организации автопрома — Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, вся автотехника, производимая или собираемая на территории России, юридически считается российской».

На то же обратил внимание «БИЗНЕС Online» главный редактор информационно-аналитического журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский: «Во-первых, техника эта небоевая. Во-вторых, считается, что она российского производства, раз предприятие зарегистрировано и находится в России. В-третьих, у нас попросту нет аналогов машинам, которые ВАИ закупает и собирается закупать у Ford-Sollers. ГАЗ со своей «Газелью» микроавтобусов с такими параметрами не выпускает. И минобороны использует фордовские автомобили не только в автоинспекции. Кстати, и для гарнизонной службы не вижу в России аналогов тех машин, которые собираются закупать. Что касается разъездных автомобилей в войсках, то, насколько знаю, минобороны сейчас закупает УАЗ «Патриот» как замену «УАЗ-469» (Ульяновский автомобильный завод тоже входит в группу Sollersавт.)».

главная повестка дня По словам Адиля Ширинова, повестка дня для Ford Sollers — полномасштабная интеграция в экономику страны производства
По словам Адиля Ширинова, повестка дня для Ford-Sollers — полномасштабная интеграция в экономику страны производства

ЛОКАЛИЗАЦИЯ — 40,7%

Справедливости ради нужно сказать, что Ford-Sollers старательно делает все для «обрусения» «Фордов». В 2011 году Sollers, Ford и минэкономики заключили соглашение, которое обязывает к 2018 году достичь уровня локализации в 60%. Сейчас она — 40,7%. По словам исполнительного директора, первого вице-президента Ford-Sollers Адиля Ширинова, максимально возможный уровень локализации — примерно 88%: «Мы не будем говорить о локализации электроники, разъемов, которые делают три-четыре компании в мире, и некоторых других супертехнологичных процессов, где автоматизация требует миллионных инвестиций». А вот остальное... По обещанию Ширинова, главная повестка дня Ford-Sollers — полномасштабная интеграция в экономику страны производства, от сырья до конечного продукта. По словам вице-президента Ford-Sollers, сегодня общее количество российских поставщиков компании — 70, из них 24 — в Татарстане, и это далеко не предел.