ГРАНТЫ НА КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Рустам Минниханов приехал в казанский IT-парк после открытия резиденции креативной индустрии «Штаб», о котором он сказал просто: «Моих мозгов на то, чтобы открыть подобное заведение, не хватило бы. Но я понял, что это правильно». Врио президента РТ отметил, что в Татарстане выросло новое поколение образованных людей, и их не интересует банальное потребление. Поэтому им необходимо пространство для собственной реализации. Врио главы республики проявил недюжинные знания современных терминов и новых креативных институций в столице РТ: «В 2013 году открылся центр современной культуры «Смена», сегодня у нас в городе работает 4 коворкинга. Мы планируем сделать Казань центром притяжения для творческих людей страны, планируем сегодня создание грантового фонда для поддержки творческих индустрий. Фонд будет поддерживать проекты, полезные для городской среды. Это сувениры, народные промыслы, культурное пространство, кружки и лекции. В первый же год существования гранта мы предоставим площадки для самореализации. Предоставим творческим людям пространство для обмена опытом с профессионалами из Москвы и из-за рубежа. Такие мероприятия мы будем проводить в системном порядке». Все это будет происходить под эгидой фонда креативных инициатив.

Минниханов отметил, что в республике приняли «госпрограмму по стратегическому управлению талантами на 2015 - 2020-е годы». В разработанной стратегии по развитию республики до 2030 года креативному кластеру также уделено много внимания. Все это происходило в рамках пленарного заседания Calvert Forum — международного проекта по изучению творческих индустрий в различных странах мира и развитию креативной экономики в регионах России. Проект пытается ответить на вопрос о том, какую роль должна играть творческая составляющая в развитии регионов России, а также выработать рекомендации по созданию благоприятной инфраструктуры для поддержки креативных инициатив на местах.

Calvert Forum инициирован факультетом свободных искусств и наук СПбГУ и британским благотворительным фондом Calvert 22 при участии Леонтьевского центра (разработчика стратегии «Татарстан-2030») и государственного Эрмитажа. Фонд Calvert 22 — британская благотворительная организация, основанная экономистом Нонной Матерковой в 2009 году. Миссия фонда заключается в продвижении современного искусства и культуры России и Восточной Европы за рубежом.

ЧЕЛОВЕК ПО РАБОТЕ С «ГОРОДСКИМИ СУМАСШЕДШИМИ»

Прибыл в Казань и экс-вице-премьер РФ Алексей Кудрин, который в последнее время часто гостит в Татарстане как «духовный отец» «Стратегии-2030» (сегодня как раз проходила посвященная ей конференция) и просто друг Минниханова. Он отметил, что ВВП страны развивается за счет разных направлений деятельностей. И на первый взгляд кажется, что создание пространства для творческой молодежи — это развлечение. Но если из этой «тусовки» будут выходить, к примеру, дизайнеры одежды, то это может дать толчок к развитию легкой промышленности. Сегодня, по словам Кудрина, в Татарстане не хватает культурно-досуговых учреждений для современного развития общества.

Западные эксперты, участвовавшие в форуме, сошлись на том, что для того, чтобы задержать в городе креативный класс, нужно соблюсти правило трех Т: технологии, талант и терпимость. Если создать необходимые условия, то в отдельно взятый регион можно привлечь самую талантливую молодежь. Примером может служить пресловутая Силиконовая долина, в которой львиная доля участников не уроженцы Америки, зато компьютерщикам нравится работать в тех специфических для обычной жизни условиях, которые были созданы в самом известном в мире бизнес-инкубаторе. Ну и если люди спокойно себя ощущают в городском пространстве вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания, то это тоже привлекает креативно настроенных людей. В пример привели Лондон, который за счет привлеченного человеческого капитала довольно мощно поднял свою экономику.

Андрей Шаронов — ректор московской школы управления «Сколково», поддержал новый рождающийся тренд Татарстана: «Все инновации происходят в крупных городах. Сама плотность населения создает новую ценность за счет общения, невообразимой смеси людей, возрастов, профессий, которую может привнести только мегаполис. Казань — один из лидирующих городов-миллиоников и один из немногих, власти которого пытаются заниматься развитием среды, которая была бы привлекательна для творческих людей. Если вы посмотрите на тенденции в урбанистике, вектор идет на развитие среды, как альтернативы развития конкретных проектов руками государства». Государству, говорит Шаронов, теперь не нужно самому придумывать эти проекты: «И большое количество инфраструктуры бизнес-инкубаторов, коворкингов — это пример такой среды, которая привлекает, если хотите, фриков, то есть людей со странностями, которые в силу своей перпендикулярности и создают инновации. Именно потому что они не похожи и готовы не соглашаться с общественным мнением. И люди, которые управляют этими городами, должны быть готовы толерантно работать с этими людьми, понимать их ожидания, интересы. Не навязывая этим людям, чем им заниматься. Тема средового развития не свойственна нашей управленческой культуре».

«Я ДУМАЮ, ЧТО ПУТЬ К КРУТОСТИ НЕ БЫСТРЫЙ»

Интересный опыт был представлен испанскими гостями. Джорди Сейас Феррес — глава департамента творческих индустрий правительства Каталонии, поделился своим опытом, как государство помогает в существовании креативного класса. Пример был примечателен тем, что Феррес сравнил свою родную землю с Татарстаном в том плане, что Каталония хоть и является частью Испании, чувствует себя относительно независимой. По словам чиновника, в креативном кластере там работают 180 тыс. человек. Он отметил, что в Каталонии сотни маленьких городов, и в каждом есть театр и библиотека: «Культурная сеть должна работать вне зависимости от того, будет ли она приносить доход. Но именно идеи, которые рождаются в этой среде, двигают потом экономику».

Леонид Лимонов из Леонтьевского центра отметил, что если «белые» и «синие» воротнички стремятся в Москву, потому что там сосредоточена большая часть капитала, то креативный класс, который не привык ходить в рубашках, может избрать для своей концентрации любой другой город, не обязательно столицу нашей родины.

Но по каким критериям проходит этот селекционный городской отбор? На помощь пришел Шаронов: «В начале нулевых я занимался темой финансовых центров, мы изучали мировой опыт. И столкнулся с интересным феноменом. Есть Лондонская биржа, которая считается третьей по величине в мире. И есть Франкфурсткая, которая гораздо лучше оснащена технически. И немцы, как ни старались, но все равно немного, но проигрывали англичанам по показателям». Оказалось, что немцам не хватало креативных людей. «В Лондоне круче жить, — говорили они и отправлялись туда. — Поэтому города должны быть не просто чистыми и безопасными, должен быть еще какой-то волшебный притягивающий элемент, чтобы было круто».

«Я думаю, путь к крутости не быстрый, надо последовательно решать все задачи, — парировал Минниханов. — Первый шаг в изменении имиджа города был на тысячелетии Казани. Следующий этап — Универсиада. Она потребовала много вещей... Стали дальше думать, что можно сделать еще для привлекательности. Нам нужно изменить нашу ментальность. Мозги надо поменять. Нам нужны люди, которые бы показывали, что надо двигаться сюда. Зачем придумывать велосипед, если мы что-то можем перенять? Со своими интересами, конечно».

Несмотря на сложные отношения с Западом, России никто не мешает быть передовой в экономическом смысле, подытожил Кудрин: «Есть возможность прорываться в ведущих отраслях и перенимать опыт. В Татарстане, как и у всей нашей страны, есть зависимость от нефти. Давайте начнем с Татарстана преодолевать эту зависимость. За счет креативного класса, за счет поддержки малого бизнеса».

ПСЕВДОЭЛИТАРНОСТЬ КАК УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА

После пленарного заседания в том же зале собрались эксперты, чтобы обсудить проблемы развития городской среды и создания креативных пространств. Собственно в качестве экспертов выступили директор урбанистической школы при Институте искусств Глазго Брайан Эванс, создатель Impact Hub, директор нового пространства газеты The Guardian Джонатан Робинсон, доцент Института управления, экономики и финансов КФУ Светлана Хуснутдинова, арт-директор центра современной культуры «Смена» Кирилл Маевский и помощник врио президента РТ Наталия Фишман. Модератором стал координатор Calvert Forum в России Валерий Нечай. Главный вопрос, который обозначил Нечай: как сделать так, чтобы максимально широкие слои населения участвовали в создании и развитии креативных пространств? А также Нечай поинтересовался у экспертов, в какой степени проявлен запрос к таким пространствам и насколько он удовлетворен.

По словам Хуснутдиновой, есть три важных фактора, от которых зависит, будут ли развиваться креативные пространства. Это экономическое положение города, человеческий капитал и городская среда. «Мы говорим о творческой индустрии как об индустрии, которая дает доход городу. На примере Казани почему сейчас говорим о творчестве как об экономическом аспекте? — сказала она. — Любая успешность креативных индустрий невозможна без подготовленной среды. Среда — это то, что позволяет возникнуть и развиваться креативным индустриям. В Казани я констатирую, что в последние годы есть устойчивый интерес к творческому времяпрепровождению. Примеры: Шаляпинский и Нуриевский фестивали, представления в кукольном театре, где билеты на новогодние представления были раскуплены за полтора месяца ранее. Симфонический оркестр проводит бесподобные фестивали. Появились замечательные традиции — Новый год в опере, консерватории. «Смена» — замечательное место. Кафе «Циферблат» — интересный пример кафе. Это все примеры создания креативных индустрий». По мнению спикера, эти пространства создают здоровую конкуренцию торговым центрам.

Есть и проблемы. По словам Хуснутдиновой, вся информация о мероприятиях в Казани идет online. «Создается замкнутость, псевдоэлитарность, а это упущенная выгода. Не приглашаем весь город, а если бы приглашали, было бы лучше. Важно, чтобы закрытые пространства стали открытыми. Это открытость, в том числе в финансовом плане. Есть примеры — Kremlin live», — считает она.

Как представитель собственно креативной индустрии о проблемах сообщил и Маевский. «У нас три ипостаси: галерея современного искусства, многопрофильный лекторий и книжный магазин. «Смена» в какой-то момент стала третьим местом после дома и работы для творческих людей, — сказал он и перешел к проблемам. — Какую-то функцию должны взять на себя СМИ. Существующие СМИ, даже если пытаются заниматься структурированием культурной среды, это не всегда получается. Полностью никто пока ничего не сделал, по крайней мере, то, что надо «Смене».

Проблемные вопросы подняла и аудитория. Например, директор детского центра «Сакура» Асия Садыкова поинтересовалась у экспертов, будет ли уделяться внимание при создании городских пространств дворам и территориям около домов, а также прорабатывается ли программа воздействия на общественное сознание. Фишман не смогла ответить на первый вопрос, сообщив, что вопрос находится в компетенции администрации районов города. А про общественное сознание и влияние на него ответила утвердительно, мол, работать, конечно, надо.

Логично прозвучал вопрос из зала от одной зрительницы, которая сообщила, что люди хотят покупать ее картины, но у них нет денег. «О каком тогда развитии творчества, пространств может идти речь?!» — восклицала она. Впрочем, Фишман проблемы тут не увидела. «Надо подумать. Такие вопросы нужно решать отдельно. Вам нужен менеджер, чтобы продвигать работы», — сказала она.

Итогом почти двухчасовой беседы стали слова экспертов о том, что нужно чаще собираться и воодушевляться, ведь «ресурсы и воображение есть у всех».