Наилю Магдееву были представлены три новых бизнес-проекта
Наилю Магдееву были представлены три новых бизнес-проекта

«ЕСЛИ ВЫ ОТ НАС УЙДЕТЕ, МЫ ПОДНИМЕМ ЛАПКИ КВЕРХУ!»

Сегодня в Набережных Челнах в рамках антикризисного штаба руководителю исполкома города Наилю Магдееву были представлены три новых бизнес-проекта. Генеральный директор ГК «Кориб» Олег Коробченко предложил аутсорсинговое обслуживание автомобильной техники МУП «Предприятие автомобильных дорог» (ПАД). Коробченко вкратце рассказал, что его компания занимается капитальным ремонтом грузовой автомобильной техники, имеет заказы минобороны РФ. Он также заметил, что с ПАД был проработан вопрос об обслуживании автопарка, и добавил, что разработанную им бизнес-модель пока никто из челнинских предприятий не применяет. А она подразумевает, что «Кориб» берет на свое обслуживание весь автопарк. Таким образом, у предприятия полностью отпадает необходимость в содержании собственных сервисных и ремонтных служб, а все подразделения и специалисты — ремонтно-механические участки, склады, кладовщики, слесари, механики, снабженцы — все до одного переходят на работу в его компанию.

«Главная наша задача: чтобы у автопарка постоянно коэффициент готовности был не ниже 95 процентов, — подчеркнул Коробченко. — Всю работу по модернизации автопарка, ТО, мелкосрочному и капитальному ремонту, сезонному обслуживанию, утилизации автомобилей и обучению персонала берем на себя. У транспортной компании в этом случае выпадают расходы на экологические платежи, компания может просто ликвидировать свою сервисную и снабженческую службу, так как все вопросы по работоспособности техники лягут на нас», — отметил Коробченко. Он также добавил, что есть успешный опыт сотрудничества с малыми нефтяными компаниями, в частности, с МНК «Шешма-Ойл», которую возглавляет сын бывшего гендиректора «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова Рустам.

— Несколько лет назад мы зашли к ним на работу по аналогичной схеме, — продолжил Коробченко. — У них готовность парка составляла 68 процентов. Техника была самая разношерстная: «КрАЗы», «МАЗы», «ЗиЛы», «КАМАЗы», тракторы и бульдозеры. Мы проанализировали весь их автопарк и предложили его модернизировать — перевести всю специальную технику на шасси «КАМАЗа». Это сразу сократило огромные расходы по складскому хранению запчастей. Спецнадстройки мы отремонтировали и переместили на шасси «КАМАЗов», выкупили у них весь склад запчастей, ремонтно-механический участок тоже забрали к себе и стали заниматься там узловым ремонтом. У них было около 50 слесарей, мы их тоже всех забрали к себе.

Олег Коробченко
Олег Коробченко

— То есть нефтяная компания занимается только добычей, а вы своей работой? — спросил Магдеев и, получив утвердительный ответ, продолжил. — То есть в «Шешма-Ойл» удалось это сделать?

— Я буквально позавчера проводил переговоры с ними, — отметил Коробченко. — Говорю: давайте мы вашу базу восстановим, дадим вам грамотных слесарей и от вас уйдем. На что их финансовый директор сказал: «Если вы от нас уйдете, мы поднимем кверху лапки и будем умолять вас не уходить». У них от сотрудничества с нами не менее 30 процентов экономии получается, плюс к этому они полностью возмещают уплаченный НДС, — подчеркнул Коробченко.

Магдеев прямо во время совещания попросил соединить его с Рустамом Тахаутдиновым и спросил у него о сотрудничестве «Шешма-Ойл» с «Корибом». Тот, судя по всему, действительно подтвердил слова Коробченко.

— Если даже малые нефтяные компании, у которых хорошие прибыли, задумываются о своих издержках, то при наших не очень высоких тарифах (мы же с гражданами работаем, тариф поднять не можем) нам путь один — искать внутри себя издержки. Предприятиям, работающим в рамках бюджета города, республики, сам бог велел обратить внимание на подобные компании, — обратился Магдеев к директору ПАДа Фариду Киямову.

После этого подошли к самому интересному вопросу — денежному. В парке у ПАДа, как выяснилось, находится 268 единиц техники. По предварительным расчетам Коробченко, чтобы привести всю эту технику в порядок, ему понадобится порядка 117 млн. рублей. Но где взять деньги? Средства, судя по реплике Магдеева, муниципальному предприятию придется заработать самому. Для выполнения этой задачи Коробченко попросил сити-менеджера пролоббировать вопрос монопольного положения ПАД на рынке Челнов и близлежащих районов. «Если они научатся зарабатывать деньги, то смогут с моей помощью начать экономить», — отметил Коробченко.

«У компании есть асфальтный завод, есть техника, люди. Я могу пообещать, что пролоббирую участие ПАДа в реконструкции не только челнинских дорог, но и дорог в соседних с Челнами районах. Кстати, генподрядчик, который выиграет тендер на ремонт челнинских дорог, должен будет взять в подрядчики ПАД. Во всяком случае, устные договоренности с минтрансом об этом есть», — поделился Магдеев.

«У НАС ВМЕНЯЕМЫЕ ЛЮДИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ, ВЛАСТЬ МОГУТ ПОСЛУШАТЬ»

Второй проект предложила ассоциация мебельщиков Закамья. По нему любой человек, приобретающий квартиру в автограде, сможет купить ее не только с чистовой отделкой, но и с мебелью. Как уже писал «БИЗНЕС Online», в конце прошлого года продажи мебели в автограде упали на 25 - 30%, а в начале 2015 года практически встали — люди не могут себе позволить купить мебель, так как большинство приобретали ее в кредит, а выгодных кредитных продуктов коммерческие банки предложить не могут. Чтобы как-то удержаться на плаву в кризис, мебельщики предлагают Магдееву взять под свое шефство совместный кластерный проект по взаимодействию предприятий-производителей мебели, строительных компаний и учебных заведений по разработке дизайн-проектов квартир.

Как сказал на встрече с сити-менеджером руководитель ассоциации мебельщиков Закамья, гендиректор мебельной фабрики «Ак Барс» Накип Галимов, все участники проекта будут только в выигрыше. «Люди берут ипотеку для приобретения жилья. Самый низкий процент по ипотеке — 12 процентов. Причем сегодня 70 процентов жилья приобретается по ипотеке. Но радость от покупки квартиры сменяется расстройством от того, что там, кроме подоконника, сесть и лечь больше не на что. Начинается второй круг — люди опять идут по банкам и под 24 - 28 процентов оформляют кредит на покупку мебели. Мы предлагаем сдавать дома с мебелью. В этом проекте задействованы и строители, и студенты-дизайнеры, и жители. Будут предоставляться 5 - 6 вариантов проектов квартир. Любой человек, оформляющий ипотеку, может сразу оформить и сертификат. Мы привозим, устанавливаем, монтируем. Но это не обязаловка, это только желающим», — объяснил Галимов.

Замруководителя ассоциации Евгений Севастьянов пояснил, что номинал сертификата будет зависеть от площади приобретаемого жилья. Сертификатом можно оплатить понравившуюся мебель в салонах предприятий — членов ассоциации. При этом выбор не будет ограниченным, а покупателю квартиры не придется переплачивать за этот товар, так как его цена будет входить в стоимость жилплощади. На оборотной стороне сертификата можно обозначить мебельные фирмы бренда «Мебель Татарстана», к которым этот покупатель может обратиться. Более того, при предъявлении сертификата будут предусмотрены дополнительные дисконты, а торговая наценка исключается, так как мебель реализуют сами производители.

Суть второго проекта под названием «Каталог», предложенного мебельщиками, заключается в создании глянцевого каталога с различными дизайн-проектами строящихся квартир по аналогии с каталогом IKEA. Основной задачей каталога является предоставление готового решения. На каждом предмете будет указана его стоимость и место, где его можно купить. Цены в каталоге должны быть ниже рыночных, заметил Севастьянов. Разрабатывать проекты могут студенты Камского института искусств и дизайна — с вузом договоренность уже имеется. Выгода для застройщиков от этих проектов, по мысли мебельщиков, заключается в конкурентном преимуществе предлагаемого жилья, увеличении продаж и дополнительном доходе от номинала выданного сертификата. Выгода для мебельщиков очевидна. Помимо этого, по мнению производителей, выстроится очередь из желающих вступить в мебельный кластер, в том числе и из тех, кто делает мебель в гаражах и не платит налоги в казну.

Магдеев проект одобрил, но намекнул, что нужно обговорить все моменты со строителями. «Если ты покупаешь вместе с квартирой и дизайн-проект с сертификатом, ты его все равно будешь иметь в виду. И людям будет хорошо. У нас вменяемые люди в строительных компаниях, думаю, что они власть могут послушать. Спектр услуг для жителей надо увеличивать и оживлять рынок жилья и рынок производства мебели, налоги в местном бюджете будут крутиться, из гаражей люди повылезают», — заключил сити-менеджер.

«ГОТОВОГО РЕШЕНИЯ НЕТ, НО МЫ ВАС УСЛЫШАЛИ»

Кроме того, на сегодняшней встрече Ильдар Шаяхметов — руководитель представительства компании «СКБ Контур» в Татарстане, специализирующейся в области облачных технологий, рассказал об итогах пилотного проекта, реализованного в Набережных Челнах. Проект, получивший одобрение Рустама Минниханова, касается внедрения программных продуктов, облегчающих взаимодействие власти и бизнеса. Шаяхметов попросил содействия у Магдеева в донесении до начинающих предпринимателей информации об уникальных, как он выразился, продуктах компании «СКБ-Контур». В частности, они связаны с облегчением сдачи отчетности в контролирующие органы. По словам Шаяхметова, даже начинающий предприниматель, не владеющий необходимыми навыками сдачи документации в статистические и налоговые органы с помощью сервисов, которые разрабатывает его компания, сможет это легко сделать, уделяя больше внимания своей непосредственной деятельности. Кроме того, Шаяхметов хотел бы плотнее сотрудничать с челнинскими вузами.

Сити-менеджер автограда поручил начальнику отдела по поддержке предпринимательства исполкома Радмиру Беляеву подготовить совместно с Шаяхметовым презентацию продуктов, разрабатываемых «СКБ-Контур», для высших и средних учебных заведений с его личным участием. Кроме этого, Магдеев поддержал предложение Шаяхметова по дальнейшему внедрению программного обеспечения для малого бизнеса, но уже в рамках всего Закамья. Координировать работу должна будет ТПП Набережных Челнов и региона Закамье.

Напомним, что решение о проведении еженедельных встреч с предпринимателями в рамках антикризисного штаба было принято Магдеевым на расширенном заседании правления ТПП Набережных Челнов и Закамья, состоявшемся 5 февраля. Тогда челнинский бизнес поднял такие проблемы, как малоэффективность работы приставов, недоступность и дороговизна кредитов, обострение проблем во взаимодействии крупного и малого бизнеса, увеличение кадастровой стоимости земельных участков и многие другие. «Вопросов, понятно, много. Они будут и есть, и хорошо, что они есть, — сказал Магдеев, подытоживая то заседание. — Такой формат встреч, считаю, достаточно удобный. Мы друг друга слышим, пытаемся найти решения». Сити-менеджер автограда сообщил, что отныне каждую субботу в ТПП с 7 до 9 часов утра он будет принимать предпринимателей с их насущными вопросами.

С тех пор Магдеев и правда каждую неделю встречается с двумя-тремя бизнесменами. Например, недавно директор «Главстроя» Сергей Лопырев презентовал сити-менеджеру решетки, которые служат для создания экопарковок и которые можно использовать и для строительства дорожек в скверах и парках. До этого, скажем, шла речь о производстве сувенирной продукции, ведь в августе Набережные Челны отметят 85-летие. Еще одним проектом, презентованным Магдееву, стал очистной роботизированный комплекс КОР-3, предназначенный для очистки и дезинфекции мусоропроводов.

Сергей Майоров
Сергей Майоров

В прошлую субботу, 4 апреля, председатель наблюдательного совета агентства по привлечению инвестиций Сергей Майоров поднял перед Магдеевым проблему необходимости создания в Набережных Челнах инжинирингового центра. По его словам, из-за его отсутствия 9 из 10 заказчиков уходят в другие регионы, где такие инжиниринговые центры есть. К слову, эту же тему Майоров поднимал в ходе круглого стола «БИЗНЕС Online» с участием производителей автокомпонентов. Он отметил тогда, что одновременно с падением спроса на традиционную номенклатуру автокомпонентщиков валом идут заказы на новые изделия — заказчики ищут возможности для пресловутого импортозамещения. Но никто из предприятий не может потянуть освоение их производства в одиночку.

«За последние четыре месяца на наши предприятия обрушился поток заказов, но они проходят мимо, — заявил Майоров. — Это заказы, возникшие из-за курсовой разницы, из-за подорожания китайской продукции, из-за отсутствия поставок с Украины, из-за санкций. Заказчики теперь бегают и ищут, кто им даст альтернативу. Но если в Китае новый продукт выводят на рынок за две-три недели, то у нас — полтора года, если не два, потому что нет ни оборудования, ни персонала под эти процессы. Заказчик имел ежедневные поставки, и ему нужно вчера. На подготовке производства можно ведь работать и в ноль, важно то, где серия останется, а серия в 99 случаях из 100 остается там, где готовилось производство, где есть специалисты. Чтобы взять эти заказы, нам нужны быстрые конструкторские разработки, оперативное изготовление прототипов. Поэтому нам жизненно необходим инжиниринговый центр для Челнов и Закамья, а также сертификационно-испытательный центр как для автомобилей, так и для компонентов».

Магдеев ответил Майорову, что пока у него нет готового решения данного вопроса. «Но мы вас услышали и посмотрим», — обнадежил сити-менеджер.