ОБРАЗЦОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Открыть для фермеров Альметьевского района нишу по развитию плодово-ягодных культур (клубники, малины, смородины, яблок) в промышленных масштабах попытался накануне руководитель исполкома Альметьевска Айрат Хайруллин. На совещание «Развитие плодово-ягодного бизнеса в Альметьевске» для глав сельских поселений и немногочисленных представителей крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) Хайруллин пригласил владельца бренда «Ягодная долина» Ильдара Ситдикова. Почему его не совсем традиционный для Татарстана опыт по возделыванию клубники вдруг стал интересен альметьевскому главе? Ситдиков вместе с партнером Анной Тарабукиной выращивает клубнику (по-научному — землянику садовую) на плантации 6 га в селе Большие Яки Зеленодольского района Татарстана. Успехи хозяйства и бешеная (по-другому и не скажешь) востребованность ягод привели к тому, что КФХ Ситдикова летом прошлого года посетил Рустам Минниханов, порекомендовавший включить образцовое инновационное хозяйство в туристический маршрут Зеленодольского района.

Открывая встречу Хайруллин назвал Ситдикова истинным патриотом: «Ильдар — строитель, работал экономистом в строительной компании, сельским хозяйством ранее никогда не занимался, но несколько лет назад как истинный патриот своей страны вложил собственные средства в производство в промышленных масштабах такой ягодной культуры, как клубника. Сейчас он уже имеет очень большой опыт по выращиванию этой культуры, объездил полмира, изучил лучшие агротехнические технологии, которые позволяют получать высокие урожаи этой вкусной, полезной и очень рентабельной ягоды». Глава исполкома добавил, что теперь КФХ района, проявившие интерес к выращиванию на своих полях клубники, малины, смородины или яблок, смогут это сделать при поддержке уже опытного в агротехнических вопросах доки из Зеленодольска. Конечная цель, по словам Хайруллина, создать в Альметьевском районе ягодно-плодовый кластер. Хайруллин отметил, что пригласил на встречу глав сельских поселений, так как они лучше всех знают, кто мог бы заняться этим весьма и весьма перспективным бизнесом. Одним словом, главы тоже могли бы поспособствовать тому, чтобы в районе сформировалась новая отрасль сельского хозяйства и, соответственно, появились бы новые рабочие места.

ВСЕ ПО НАУКЕ

Делясь опытом, Ситдиков расказал, что начал свой бизнес с посадки земляники садовой на площади в 2 гектара. На следующий год плантацию расширили до 6 га, усовершенствовали технологию возделывания. Опыт интенсивного возделывания ягодной культуры фермер перенимал в итальянских и голландских питомниках, там же приобретал и посадочный материал. Его приживаемость почти стопроцентная. Через 40 дней после посадки куст клубники дает урожай — порядка 100 граммов. На гектар сажается 40 тыс. растений. Куст клубники стоит 15 рублей, малины — 30. Капельный полив снижает расход воды в 5 - 10 раз и позволяет эффективнее бороться с сорняками и вредителями.

Он объяснил причины своей заинтересованности в создании в Альметьевске ягодного кластера: «Спрос на десертную продукцию превышает наши возможности в десятки, а может быть, даже в сотни раз только по Татарстану. К нам обращаются предприниматели из Татарстана и из соседних республик и областей, и хотят закупать очень большие партии ягоды, но мы столкнулись с тем, что не можем удовлетворить этот растущий спрос. Мы закрываем максимум 5 процентов от потребностей Казани. Нам банально в пиковые моменты на сбор урожая требуются не меньше 100 человек. Поэтому очень хотелось бы не замыкать все производство ягоды на себе. Я хотел бы людей обучить, предоставить им самые лучшие технологии, самые перспективные сорта для нашей климатической полосы. Дело очень перспективное, вам не придется совершать ошибок, которые сделали в свое время мы, все будет сделано по технологиии и по науке».

Помимо практических советов компания Ситдикова берет на себя решение вопросов с поставкой посадочного материала и спецтехникой. По его словам, в республике есть всего одна универсальная итальянская машина, которая позволяет за один проход проделывать сразу несколько операций: глубокое рыхление и утрамбовку почвы, проделывание гряды, выравнивание ее поверхности, раскладку капельной линии, расстил и проделывание отверстий в пленке для саженцев и заделку краев пленки в почву. Ситдиков же планирует поставлять фермерам и систему капельного орошения. Но, главное, он обещает взять на себя вопрос сбыта продукции: «Мы сможем вам обеспечить спрос среди сетей, которые будут у вас покупать продукцию по 300 - 400 рублей за килограмм. Мы анализировали ценовой вопрос, в сетях стоимость импортной малины в мелкой упаковке доходит до 2 тысяч рублей за килограмм. Это очень высокая и недоступная цена для массового потребителя, но это же не экзотический продукт! Буквально вчера встречался с главой холдинга «Эссен», он мне говорит: «Вези, вези, вези ягоды». Только сеть «Эссен» может потреблять порядка 5 тонн ягод в месяц. Та ягода, которая продается в этой сети, выращена в Голландии, но она гораздо хуже по вкусовым качествам, потому что выращена на гидропонике и народ ее просто не берет. Я считаю, что только эта сеть может продавать тысячу тонн ягод в месяц. Но помимо нее ведь есть еще очень много других ретейлеров, которые тоже хотели бы у себя продавать местную, экологически чистую продукцию. Ее остро не хватает, и не хотелось бы, чтобы ягодами занялись иностранные товарищи, например, китайцы, которые неконтролируемо применяют пестициды и гербициды».

НИКАКИХ ПОБОРОВ ОТ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

Альметьевские фермер уже прикидывали расходы и возможные доходы. Ситдиков заверил, что лучшего времени для занятия ягодным производством и не придумать, так как продовольственное эмбарго, введенное Россией в ответ на экономические санкции со стороны США и Евросоюза, предоставило для развития ягодных хозяйств великолепные возможности: «В России есть заводы, которые могут перерабатывать до 10 тысяч тонн ягод в год. Многие из них ранее работали с польскими фермерами, но в свете последних политических событий этот рынок оказался закрытым. Они пробовали работать с Китаем, но качество продукции из Поднебесной не лезет ни в какие рамки — она сильно загрязнена ядохимикатами. И сейчас эти заводы почти стоят из-за отсутствия сырья. Потребность татарстанских перерабатывающих предприятий только в замороженной черной смородине составляет порядка 5 - 6 тысяч тонн. Мы поэтому сейчас и стремимся развить наших местных фермеров. Скажем, фермеры юго-востока Татарстана поставляли бы ягоды на юго-восток республики; фермеры, расположенные ближе к Казани, работали бы на Казань».

Хайруллин добавил, что сетевые магазины смогли бы даже авансировать платежи за продукцию, чтобы вначале сезона фермер мог заложить основу хорошего урожая. При этом острый дефицит продукции позволяет исключить «поборы» со стороны торговых сетей, вроде платы за вход. Более того, отсрочки платежей или другие сдерживающие факторы со стороны магазинов при таком спросе на отечественные ягоды просто исключены. «Магнит», по словам руководителя исполкома, расплачивается с «ягодниками» вообще через три дня. Хайруллин попытался заглянуть и в «прекрасное далеко». По его словам, ягодное направление в дальнейшем сможет создать предпосылки для формирования в Альметьевске и пищевого кластера переработчиков: «Это и соки, и джемы, и сиропы, и сухофрукты и все-все-все, что с этим связано. Пищевая отрасль развиваться будет всегда, несмотря ни на какие кризисы, а в каких-то случаях может стать даже локомотивом поддержания продовольственной стабильности». Хайруллин добавил, что стране давно пора переходить на отечественное продовольствие, в том числе плоды и ягоды, которые пока мы покупаем за рубежом. По его словам, в Татарстане, кроме фиников и бананов, все остальное выращивать можно.

ИНВЕСТИЦИИ «ОТБИВАЮТСЯ» В ПЕРВЫЙ ЖЕ ГОД

Самые большие вложения фермерам, рискнувшим связаться с ягодами, по словам Ситдикова, предстоит сделать в первый год. В дальнейшем, по словам главы «Ягодной долины», деньги необходимы будут только на оплату труда людей, занятых уходом за растениями, на средства защиты и на питание растений. В первый год на посадку клубники на площади в 1 га потребуется минимум 1 млн. рублей. В Италии, по его словам, фермеры получают урожайность в 4 тонны с гектара. В России некоторые добились урожайности в 6,5 тонн. И с учетом неплохой продажной цены первоначальные инвестиции, по словам фермера, оправдываются. Кроме того, с этого года появились субсидии со стороны минсельхоза РФ на полив и затрат на посадку материала, которые оказались весьма и весьма кстати. «На посадку малины на гектаре земли потребуется порядка 400 - 500 тысяч рублей, — убеждал Ситдиков. — В первый же год инвестиции отбиваются, а на второй год вы сможете собрать уже 10 тонн ягоды с гектара. Мы в сезон собираем порядка 17 тонн малины с гектара, но итальянские агрономы утверждают, что в Татарстане можно получать и 20, и даже 25 тонн малины с гектара, нужно просто подучиться технологии выращивания. Цикл возделывания культуры составляет примерно 4 - 5 лет, потом посадочный материал придется обновлять».

Что касается яблоневых садов, то, по словам зеленодольского фермера, в Италии в яблоневом питомнике, где применяют интенсивную технологию возделывания культуры, яблони начинают давать урожай уже на четвертый год. Урожайность достигает 100 тонн с гектара. В России, по словам Ситдикова, тоже стали появляться подобные опытные хозяйства. В частности, татарстанская компания «Союз Агро» высадила у себя 400 яблонь. И в ближайшее время будут определены лучшие сорта, которые подходят нам по зимостойкости и по качеству плодов. Глава «Ягодной долины» утверждает, что в Татарстане не составит большого труда собирать по 60 - 70 т яблок с гектара. «Все зависит только от агронома и от технологий, — уверен он. — Все импортные ягоды и яблоки, которые мы сейчас покупаем в супермаркетах, и у нас отлично растут. Считаю, что никаких проблем выращивать у нас ягоды или яблоки нет — просто работать в этом направлении нужно захотеть и начать».

Затем дискуссия плавно перешла в разряд вопрос-ответ, и, судя по обилию практических вопросов, некоторые из пришедших на семинар действительно заинтересовались ягодным направлением. Во всяком случае, получили пищу для размышлений. Однако после совещания корреспондент «БИЗНЕС Online» все же услышал от одного из фермеров: «Мы лучше картошку будем выращивать...»