РЕКОРДЫ НА ФОНЕ ТУМАННЫХ ПЕРСПЕКТИВ

Почти на треть выросла выручка ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ): с 42,29 млрд. рублей в 2013 году до 53,75 млрд. в 2014-м (+27,1%). Такие данные приводятся в опубликованной на днях бухгалтерской отчетности предприятия. Не отчет, а песня. Себестоимость прибавила только 11,8%, что обеспечило рост валовой прибыли на 8,9 млрд. рублей до 29,5 миллиардов. Дополнительная экономия на коммерческих расходах помогла удвоить операционную прибыль — до 18,7 млрд. рублей. Чистая прибыль завода достигла 12,7 млрд. рублей, что в 2,36 раза больше, чем в 2013 году. В итоге рентабельность продаж по чистой прибыли удвоилась и достигла завидных 24%. При виде таких показателей начинаешь жалеть о том, что стать акционером КВЗ не получится — в сентябре 2012 года АО «Вертолеты России» (ВР) выкупило все 100% обыкновенных акций завода-передовика.

Словом, КВЗ показал рекорды по всем ключевым показателям. В чем причина? Разумеется, на первом месте — качество продукции КВЗ и его надежность как поставщика, что и позволило заводу получить большие долгосрочные контракты. При этом 84% в выручке от продаж вертолетов занимает экспортное направление, то есть самые «вкусные» контракты зафиксированы не в рублях, а в долларах и евро. Тут и падение российской валюты пошло на пользу.

Впрочем, надо отметить и явное оживление заказчиков на внутреннем рынке — на этом направлении наблюдается рост выручки на 61% до 7,8 млрд. рублей. Интересен и рост (на 38%) от продаж продукции гражданского назначения. Как подсчитал специализирующийся на анализе официальной информации предприятий ВПК блогер alexeyvvo, всего выпущено 107 машин (годом ранее — 100), из них на экспорт ушло 69, на российский рынок — 38. Средняя стоимость вертолета для инозаказчиков (а главный среди них в 2014 году — Индия с 41 Ми-17В-5) составила 592 млн. рублей, для российских эксплуатантов — 206 миллионов.

Однако есть опасения, что 2014 год может надолго остаться рекордной вехой для КВЗ: полученные от заказчиков авансы сократились на 10 млрд. рублей (в три раза) до 5,5 млрд., а это, не исключено, первый звоночек, свидетельствующий об уменьшении числа заказов. Впрочем, можно предположить, что авансовые достижения предыдущих лет были связаны с рядом крупных контрактов, которые либо выполнены в 2013 - 2014 годах, либо заканчиваются в 2015-м, а далее последуют новые.

Напомним, в 2011-м был заключен контракт с США, его выполнение завершено в 2014-м, поставлены 63 машины для Афганистана. В 2008 и 2012 годах с Индией заключили два контракта на 139 вертолетов. Поставки по первому завершены в 2013 году, по второму — заканчиваются в 2015-м... Как предполагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, сам факт авансирования не находится в прямой зависимости от объема контрактов, в конечном счете все зависит от их условий. «Однако справедливо и то, что в 2014 году о новых крупных контрактах для КВЗ не сообщалось», — констатировал он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Как известно, сегодня с индийскими партнерами обсуждается возможность заключения соглашения на закупку дополнительной партии Ми-17В-5. Не исключено, что возможное допсоглашение связано с необходимостью покупки машин для полетов высших индийских чиновников. Но в целом, как считает эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник академии им. Жуковского Евгений Матвеев, в последнее время индусы меняют общий вектор вертолетной политики в соответствии с формулой «не класть все яйца в одну корзину», а значит, крупных сделок с Россией больше не будет.

Наименование показателя

2013

2014

Абсолютное изменение 2014 к 2013

Изменение в %

Выручка от реализации по контрактам в сфере военно-технического сотрудничества

35658

42644

6986

19,6

Выручка от реализации по контрактам гособоронзаказа

3955

4703

748

18,9

Выручка от реализации гражданской продукции

1835

2534

699

38,1

Выручка от реализации гражданской продукции в рамках госзаказа

480

0

-480

-100,0

Выручка от реализации продукции прочим заказчикам

352

2207

1855

527,0

Выручка от реализации продукции на экспорт по прямым контрактам

10

1662

1652

16520,0

Выручка от продажи вертолетов

38230

48773

10543

27,6

Внутренний рынок

4863

7834

2971

61,1

Экспорт

33366

40939

7573

22,7

Выручка от продажи запчастей

3817

1995

-1822

-47,7

Поступления от НИОКР

207,6

99

-108,6

-52,3

По мнению Фролова, крупными заказчиками могут стать такие проверенные клиенты, как Египет, Ирак, а также африканские страны — Уганда, Ангола и другие. Можно ожидать новый заказ от Индии, о котором говорилось в последние годы, отмечает он, а также ряда отдельных контрактов по две-четыре машины...

Сам же КВЗ оптимистично смотрит в будущее. В отчетности говорится, что в последние годы основную долю доходов завод получает от продаж постоянно модернизируемых модификаций вертолетов Ми-8 и Ми-17. Указывается, что до 2020 года Россия будет удерживать 45% мирового рынка средних вертолетов, и доля КВЗ в этом классе составит 16%.

«И все-таки фокус может сместиться с экспорта в заказы для российских силовых ведомств (только по линии министерства обороны, если не будет секвестра, можно ожидать заказа на порядка 40 вертолетов в год, плюс остальные), гражданских потребителей, а также в линейку «Ансатов», — считает Фролов. — С 2017 года, скорее всего, будет расти доля Ми-38 как более дорогого, хотя и менее многочисленного по сравнению с Ми-8 вертолета».

ХВАТИТ ЛИ СИЛ НА НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ?

Впрочем, и КВЗ давно дает понять, что вечно цепляться за долгожителя Ми-8/Ми-17 не получится, и в последнее время сам свое будущее все больше ассоциирует с Ми-38 и «Ансатом». Продажи первого должны начаться в 2017 году, второго — уже в этом. Но в отчетности предприятие явно дает понять, что пора бы подумать и о других моделях, причем проектируемых не в Москве, а в заводском ОКБ. Модельный ряд вертолетов, выпускаемых или планируемых к выпуску на КВЗ, включает в себя «Ансат» (взлетный вес — до 3,5 т), Ми-17 (до 13), Ми-38 (до 16,2), говорится в документации. «В этом ряду явно заметно отсутствие вертолета ультралегкого класса (взлетный вес порядка 1,5 тонн) и вертолета взлетным весом 6,5 - 7,5 тонн, — отмечается далее. — При условии заполнения этих сегментов вертолетами типа «Актай» и «Ансат-2» линейка модельного ряда приобретает такой вид, который гарантирует удовлетворение почти любого покупателя, известного нам в России и за границей».

Если об «Актае» говорят давно, то «Ансат-2» упоминается, кажется, впервые. Что за машина? На КВЗ об этом распространяться не стали, только отметили, что это развитие «Ансата». Но, учитывая увеличение взлетного веса машины в два раза, такой ответ вызывает немало вопросов. «Получится совершенно другой вертолет», — подтвердил наши «подозрения» идеолог создания «Ансата» — бывший заместитель генерального директора КВЗ, а ныне преподаватель КНИТУ-КАИ Валерий Карташев. Он припомнил, что некогда военные заинтересовались «Ансатом» с увеличенным взлетным весом. ОКБ КВЗ сделало техническое предложение 5,5-тонного (это максимальный вес, при котором мог быть сохранен облик «Ансата», и новая машина была унифицирована с ним на 60%) вертолета на двух пилотов и 14 пассажиров, построило макет. Но интерес к машине у минобороны пропал, и на этом все закончилось. Карташев отметил, что идея о 7-тонном (если усреднить) вертолете заставляет вспомнить выпускавшийся в 1952 - 1966 годах на КВЗ Ми-4: «Он как раз был на 7 тонн. И, уверен, его зря быстренько списали, когда появился Ми-8. Прекрасная была машина. Эксплуатанты нам говорили: зачем нам «восьмерка», если она возит те же 2 тонны, а больше и тяжелее (хотя и комфортнее) «четверки»? Но в СССР денег на керосин было немерено, и разницы не ощущали».

Без-имени-2.jpg

Карташев уверен, что 7-тонная машина нужна: «Между «Ансатом» и Ми-8 должен быть вертолет, который возил бы 1,5 - 2 тонны полезной нагрузки. Конкуренты? Вертолет AgustaWestland AW139, который начали собирать на российско-итальянском предприятии в подмосковном Томилино, слишком дорог. Ка-62 делают уже 20 лет, и конца процессу пока не видно, считает Карташев. А вот Матвеев, соглашаясь с тем, что 6,5 - 7,5-тонный вертолет нужен, указывает на то, что его конкуренция в сегменте — с AgustaWestland AW 139, Airbus Helicopters Н175, Ка-62 — будет не просто реальной, но и «зашкаливающей». «Роснефть», например, и вовсе намеревается закупить 160 чуть более тяжелых AgustaWestland AW189.

Но почему в России до сих пор не создан вертолет такой размерности? «Разучились строить коммерческие вертолеты», — констатирует Матвеев. Он также заверил, что на сегодня «Ансат-2» (а также «Актай») смотрятся как экзотические проекты, а потому в ближайшее время никаких надежд на будущее у них нет. Близок к этой точке зрения и Карташев. Он полагает, что сегодня конструкторских сил на то, чтобы заняться 7-тонником, нет ни в Казани, ни в Москве. Более того, у него крайне пессимистический взгляд на будущее: «Я не такой уж большой стратег, но считаю, что при отсутствии в Москве сил для разработки, если Казань себе задел на будущее не создаст, когда-нибудь придет к тому же, к чему пришли 16-й завод (КМПОприм. авт.), который «Газпром» заказами обеспечивает, авиации там почти нет, и 22-й (Казанский авиазаводприм. авт.), превратившийся в ремонтное предприятие. Но возможность все повернуть по-другому у КВЗ с его конструкторским бюро еще есть». Кстати, напомним, что в ноябре 2013 года генерального директора КВЗ Вадима Лигая назначили еще и заместителем генерального директора холдинга «Вертолеты России», причем он отвечает именно за создание перспективной техники.

...И ПРОЧИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ

Но мало просто получить большую выручку, необходимо следить и за расходами. Тем более военно-промышленная комиссия провозгласила курс на жесткий контроль за тратами в оборонке.

Круто сэкономить удалось за счет услуг комиссионера — снижение на 1,7 млрд. рублей до 6,3 миллиарда. Кто же этот «пострадавший», но, судя по всему, все равно неплохо получающий (12% от выручки) с КВЗ комиссионер? В пресс-службе ВР «БИЗНЕС Online» ответили: «Информация имеет коммерческое значение для компании и не может быть предоставлена». Будем надеяться, что никакой «присоски-посредника» при КВЗ нет, а комиссию получает главный государственный экспортер вооружений — «Рособоронэкспорт»... В 2,6 раза, до 71,4 млн. рублей, КВЗ урезал затраты на рекламу. На консалтинговых и юридических услугах завод сэкономил 75 млн. рублей, заплатив всего 16,6 миллиона.

Изучая отчетность, мы было изумились стремительному 50-кратному повышению оплаты за услуги управляющей компании ВР. Однако в холдинге нас заверили, что о крутом росте аппетитов московского офиса речь не идет: в пояснительной отчетности опечатка, а реальные темп прироста всего 4,9%. Так или иначе, но 253 млн. рублей УК за свои услуги получила. И это в дополнение к отдельной и резко выросшей статье по оплате труда управленческого персонала КВЗ (767,7 млн. рублей; в 2013-м — 474,7 млн.), а также к «прочим управленческим расходам» (115,8 миллиона). В сумме получается более 1,1 млрд. рублей. Кстати, Карташев высказывается по этим вопросам достаточно свирепо: «В управляющей холдингом компании — 700 человек! В министерстве авиационной промышленности СССР работали 1,2 тысячи, так на них было 2 миллиона рабочих мест и десятки предприятий, институтов».

Нельзя не отметить положительных тенденций в зарплатной политике КВЗ. Затраты на оплату труда в структуре себестоимости выросли с 734 млн. рублей в 2013 году до 1848 млн. в 2014-м (при этом среднесписочное число сотрудников почти не изменилось — увеличилось на 2 человека до 6770). Средняя зарплата в отчетности не указана, но несложные вычисления на основе официальных данных выдают приблизительно 32,3 тыс. рублей. В 2013-м это были 18,3 тыс. рублей в месяц, то есть видим рост на 76,5%.

Не пройдем мимо баланса прочих статей, тем более что обороты по ним удвоились. В целом баланс ухудшился: отрицательное сальдо выросло на 214 млн. рублей до 942 миллионов. Это при том, что от курсовых разниц завод получил положительное сальдо в 2 млрд. рублей, а еще 1,24 млрд. субсидий на проценты по кредитам. Особые вопросы вызывает статья «иные прочие расходы», списания по которой выросли в 4 раза до 1,05 млрд. рублей. Также среди прочих расходов благотворительность: КВЗ направил на нее 239 млн. рублей, что в 2,9 раза больше, чем в 2013 году.

В два раза больше пришлось заплатить за «прочие профессиональные услуги» — 1,425 млрд. рублей против 670 млн. в 2013-м. «Под прочими профессиональными услугами подразумеваются лицензионные отчисления государству (отчисления государственному агентству ФАПРИД), авторский надзор (отчисления разработчику) и серийное сопровождение (отчисления разработчику за услуги по серийному сопровождению вертолетов)», — пояснили в ВР. А говорят, авторские права в России тотально нарушаются. Просто нужно быть автором в правильной сфере, чтобы гарантировано получать сотни миллионов отчислений. Неплохо бы донести эти данные до выбирающей жизненный путь молодежи — вот она и повалит в конструкторские бюро.

В 2,5 раза до 62 млн. выросли траты на IT, и на 306 млн. рублей дороже обошлись транспортные расходы. Интересно, как вырастет последний пункт, когда КВЗ, наконец, заведет свой корпоративный «Ансат». «Когда в «Вертолеты России» приезжают высокие гости, хорошо будет в аэропорту их встретить на своем вертолете, это будет красиво, эффектно и эффективно с точки зрения маркетинга. То же самое и в Казани», — рассказывал «БИЗНЕС Online» директор КВЗ по маркетингу и сбыту Валерий Пашко. Выпустить представительские машины планировалось в 2015 году. Что ж, это, наверное, тот случай, когда «понты» оправданно дороже денег. Глядишь, и татарстанские бизнесмены-политики, массово закупающие «Беллы», «Аугусты» и прочие «еврокоптеры», проникнутся призывом «Покупай татарстанское!»

==table493==