«ЕСЛИ УЖ ЭТО КИНО ТАКОЕ АВТОРСКОЕ, МОЖНО ЛИ ЕМУ НАУЧИТЬ?»

26 марта в Казани стартовал по-своему уникальный арт-проект — «Школа авторского кино». Занятия будут проходить по вечерам и в выходные, поэтому учиться в ней смогут практически все желающие. Скажу честно, я очень горд, что принимаю участие в этом проекте. Помимо меня там будут преподавать очень известные и успешные кинематографисты: например, Денис Осокин — автор фильмов «Овсянки» и «Небесные жены луговых Мари», лауреат Венецианского кинофестиваля, фестиваля «Кинотавр» и премии «Ника». Занятия по операторскому мастерству будет вести Валерий Севастьянов — блестящий кинооператор, работавший со Станиславом Говорухиным, Алексеем Учителем, Александром Прошкиным и Сергеем Соловьевым, постановщик знаменитого советского фильма «Подвиг Одессы». Еще одним преподавателем школы станет Сергей Литовец — лауреат международных кинофестивалей, который много лет был постоянным оператором на фильмах Марины Разбежкиной.

Тут сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, что такое школа авторского кино и чем она может отличаться от школы не авторского кино? Во-вторых, что это вообще за феномен такой — авторское кино? И, в-третьих, если уж это кино такое авторское, можно ли ему научить? Мне бы хотелось сразу уйти от умозрительной схоластики и абстрактных рассуждений о природе искусства. Это абсолютно практический проект, направленный на достижение конкретных результатов, и, на мой взгляд, он может дать сильный толчок развитию татарстанского кино. Поэтому ответы на возникшие вопросы будут очень конкретны.

«ИНДУСТРИИ, КОНВЕЙЕРА ЗАКАЗОВ И ДОРОГОЙ ТЕХНИКИ В ТАТАРСТАНЕ НЕТ!»

Представьте, что вы мечтаете снимать кино и поступаете в киношколу в Москве. Вы понимаете, что находитесь в центре развитой киноиндустрии: вокруг вас студии, павильоны, современная аппаратура, специалисты, звезды, продюсеры, прокатчики, сотни проектов. Соответственно, обучать в такой школе вас будут с расчетом на то, что вы займете в этой сложившейся системе определенное место — как шестеренка в сложном механизме. Поэтому ваша учебная программа будет основана на следующих предпосылках.

Валерий Севастьянов
Валерий Севастьянов

1. Вас будут учить строго определенной профессии.

2. Вас будут учить работать в большой команде профессионалов, где каждый человек знает свой круг обязанностей и получает за это адекватные деньги.

3. Вас будут приучать к мысли, что все необходимое в кинопроизводстве может и должно покупаться за хорошие деньги.

4. Вас будут учить работать на дорогом оборудовании — таком, которое используется на большинстве успешных студий.

5. Вас будут учить работать на мейнстримных проектах. Расшифрую: конвейерная методика, быстрое и плотное производство, жесткое планирование, никаких экспериментов и творческих поисков на площадке, работа в соответствии с должностными инструкциями.

Такую модель обучения можно условно назвать «школой мейнстримного кино». В условиях Москвы такое кинообразование очень эффективно и действительно помогает трудоустроиться. Но если, пройдя такой курс, вы приедете в Казань, окажется, что эти знания для вас практически бесполезны. Ведь индустрии, конвейера заказов и дорогой техники здесь нет!

А теперь возьмем противоположную модель: школа авторского кино. Вы приходите туда, и вам говорят, что кино — это не производственный конвейер, а искусство, в котором уместны свобода и творческий поиск. Никаких шаблонов. Вы не обязаны быть шестеренкой в машине и работать по инструкции. Более того, вы узнаете, что успешное кино не обязательно снимается с большим бюджетом и на дорогую аппаратуру. Ведь у фильма есть только один критерий успеха: сильные зрительские эмоции и впечатления. И если вы знаете, как вызвать у зрителя острое сопереживание, не важно, на какую технику вы снимаете — хоть на сотовый телефон.

Про сотовый телефон — это не преувеличение. Буквально месяц назад фильм молодого американского режиссера Шона Бейкера, снятый на iPhone, стал событием кинофестиваля «Сандэнс» и вышел в США в кинотеатральный прокат. Примеров, когда на дешевую технику снимался очень успешный фильм, тысячи. Возьмите Валерию Гай Германику: сейчас она снимает сериалы для Первого канала, но ведь ее карьера началась с фильма «Девочки», который был снят на бытовую «мыльницу», и попал в программу Каннского кинофестиваля! Два года назад Иван Твердовский снял документальный фильм «Собачий кайф» на обычную видеокамеру и получил приз «Кинотавра». На волне этого успеха он выиграл государственное финансирование на полнометражный фильм «Класс коррекции», который вышел в широкий кинопрокат и собрал призы по всему миру. Можно также вспомнить Ларса фон Триера, который в культовом фильме «Идиоты» снимал бытовое видео о своих друзьях, или Роберта Родригеса, который создал свой первый фильм за три тысячи долларов, полученные за медицинские эксперименты над собой.

Сергей Литовец
Сергей Литовец

ДВА ЛАГЕРЯ КАЗАНСКИХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ

По сути, школа авторского кино предлагает своим ученикам альтернативу: если у вас нет большого бюджета и дорогой техники, вы можете компенсировать это за счет оригинального режиссерского решения и авторского взгляда. У вас есть бытовая камера и ноутбук? Этого вполне достаточно, чтобы снять фильм, о котором будут говорить, который покажут на престижных международных кинофестивалях. А если фильм будет хорошо принят на фестивалях, вас наверняка заметят серьезные продюсеры и дадут вам возможность сделать карьеру в «большом кино».

На самом деле обе модели кинообразования — мейнстримная и авторская — одинаково популярны и распространены в мире. Например, в США работают сотни киношкол, о каждой из которых можно заранее прочитать в интернете, ориентированы ли они больше на массовое или авторское кино. Аналогичная ситуация в Москве: например, курсы при Мосфильме изначально ориентированы на работу в индустрии, а известная школа Разбежкиной и Угарова — чисто авторская. Даже в разных мастерских режиссуры ВГИКа, хотя это, казалось бы, один вуз, есть своя специализация, которая зависит от личности мастера. Для Татарстана, на мой взгляд, авторская модель кинообразования может оказаться бесценной.

Дело в том, что казанские кинематографисты сегодня условно делятся на два лагеря. И те, и другие очень хотят, чтобы в Татарстане развивалось национальное кино, но представители первого считают, что государство должно сначала вложить большие деньги — скажем, 30 или 50 миллионов долларов — в создание инфраструктуры: строительство павильонов, закупку самой современной техники, подготовку специалистов за рубежом и так далее. Дескать, тогда и только тогда нас ждет неизбежный успех! Представители второго лагеря предлагают развиваться постепенно, шаг за шагом, начав с той скромной базы, которая в городе уже есть. Когда-то я относился к первому лагерю: писал письма президенту, разрабатывал экономические обоснования, бизнес-планы, выступал перед высокопоставленными людьми, призывая их вложить большие деньги в кино. Но в какой-то момент я решил для себя, что этот путь бесперспективен. Президент не будет вкладывать в национальный кинематограф никакие миллионы до тех пор, пока не увидит реальных, очень ярких примеров успеха казанских кинематографистов. А как получить такие результаты, если индустрия развита слабо и деньги в кино почти не вкладываются? Путь только один: в Казани должны появиться люди, которые способны на доступной технике и за небольшие деньги снимать по-настоящему мощное, успешное кино. То есть люди, которые нехватку бюджета способны компенсировать за счет своего таланта и авторского взгляда.

«ШКОЛА АВТОРСКОГО КИНО» ОТКРЫЛАСЬ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Именно поэтому мы создаем в Казани «Школу». Для нас это не бизнес, не способ заработать деньги: в первую очередь мы стремимся создать сообщество очень творческих и хорошо подготовленных кинематографистов, которые будут общаться друг с другом, привлекать друг друга на проекты, а в будущем образуют устойчивые команды и станут частью татарстанской киноиндустрии. Нам уже удалось достичь серьезных результатов на базе Института кинематографии и телевидения КазГУКИ, подготовить таких международных лауреатов, как Рустам Рашитов, Ильшат Рахимбай, Алиса Галиева, Павел Москвин, Настя Петрова-Хусаинова, Булат Сабитов и другие. Однако вуз — это особая среда: там учатся молодые люди, вчерашние школьники, готовые потратить пять лет на дневное образование. А для нас важно, чтобы в кинорежиссуру имели возможность прийти взрослые люди, с жизненным опытом, которым есть, что сказать.

Конечно, обучить авторскому кино взрослых, сформировавшихся людей — очень непростая задача. Можно показать человеку, как пользоваться видеокамерой, монтировать в программе Adobe Premiere или пересказать ему содержимое книги Митты «Кино между адом и раем». Такие предметы может преподавать любой видеограф. В некоторых частных киношколах так и происходит: студентам обещают, что у них будут преподавать «кинематографисты с большим опытом», а на деле курсы читают видеографы и режиссеры рекламы. Но методики авторского кино нельзя пересказать по учебникам. Их можно освоить только на практике, и научить этому могут только те люди, которые сами прошли весь путь — от задумки фильма до диплома и золотой статуэтки в руках. К счастью, нам удалось собрать такую команду и запустить проект.

Я был приятно удивлен, когда на первом занятии увидел, кто пришел учиться к нам в киношколу. Среди наших студентов есть взрослые работающие люди старше 30, которые мечтают снять свое кино, есть иностранцы, есть специалисты, занятые на телевидении и в рекламе. Некоторые ученики даже приехали из районов Татарстана. Во ВГИКе считается нормой, что на кинорежиссуру приходят учиться люди старше 30, и что увлечься кино, так же, как живописью или литературой, можно в любом возрасте. Но татарстанское киносообщество еще никогда не пополнялось такими кадрами. И мне не терпится узнать, какие новые идеи и проекты они принесут с собой.

Алексей Барыкин
Фото: barykin-film.ru