МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Однажды я пригласил свою дальнюю родственницу на симфонический концерт в Международный дом музыки в Москве. Она очень успешный бизнесмен, воспитала двоих сыновей, всегда вела активный образ жизни, но до того вечера ни разу не была в концертном зале и не слышала живой оркестр — так уж получилось. Концерт прошел замечательно, я даже помню, что мы тогда играли: сюиту из балета Стравинского «Жар-птица» и рапсодию на тему Паганини. Это классика, которую все знают с детства, джентльменский набор. После концерта родственница подошла ко мне, чтобы поблагодарить за выступление, и я ее буквально не узнал: с ней будто бы произошел внутренний переворот, она даже в лице изменилась.

Хорошая музыка в качественном исполнении творит с людьми удивительные вещи. Могу сказать по собственному опыту: большинство слушателей, впервые оказавшись в зале, реагируют на выступление оркестра совершенно необъяснимыми внутренними течениями — иногда эта буря эмоций даже может вызывать слезы. Разумеется, плачут на концертах далеко не все, да и нет у музыкантов такой задачи — растрогать любой ценой. Но факт остается фактом: даже неподготовленный и минимально эрудированный в музыкальном плане слушатель не остается равнодушным, когда звучит классическая музыка в достойном исполнении.

Музыка — это отточенная столетиями живая вибрация, отпечаток эпох, через которые когда-либо проходило человечество. Это то, с чем человек рождается, и то, с чем он уходит в мир иной, то, без чего наша душа бедна по определению. Почему же тогда круг любителей классической музыки в России остается достаточно узким? И почему многие люди после первого похода в концертный зал наотрез отказываются идти туда снова?

ТРИ ПРИЧИНЫ, ЗАСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУМАТЬ,
ЧТО КЛАССИКА — НЕ ДЛЯ НЕГО

Первая и самая большая проблема в том, что музыканты и дирижер часто не оправдывают слушательских ожиданий. Даже маститые профессионалы иногда позволяют себе вольности, которые публика не прощает — это фальшивая или некачественная игра оркестра, небрежное отношение к музыкальному материалу. Музыка должна накрывать весь зал эмоциональным вихрем, который оркестр создает благодаря дирижеру, но если у дирижера и исполнителей нет желания выкладываться, концерт никогда не вызовет даже минимального отклика. Человек и так приходит в зал неподготовленным и немотивированным, а если при этом его еще и не захватывает происходящее на сцене, у него возникает закономерный вопрос: зачем я буду в следующий раз тратить время и деньги на мероприятие, которое не доставляет мне никакой радости? Часто музыканты предъявляют претензии к залу — мол, плохо принимали, не поняли замысла, не достаточно громко хлопали. Но я уверен, что в первую очередь нужно спрашивать с самого себя. Как любая созидательная работа, музицирование — это двусторонний труд, который требует отдачи и от слушателя, и, разумеется, от исполнителя.

Вторая важная причина, по которой у нас все еще достаточно мало ценителей классики, — искусственные самоограничения. Люди ссылаются на занятость, усталость, бытовые заботы... Я пережил кризис 1998 года и помню, как в какой-то момент залы опустели, оркестры стали разрушаться, начались массовые увольнения консерваторской профессуры, а многие талантливые музыканты просто ушли из профессии. Конечно, в такие времена об искусстве никто не думает — в жизни любого человека существуют приоритеты, и когда ему нечего есть, его сложно мотивировать на приобщение к прекрасному. Сейчас мы тоже переживаем не самую простую эпоху, но все же нельзя сравнивать 90-е и нынешнее время — сегодняшняя ситуация гораздо менее катастрофична. Поэтому я очень надеюсь, что рано или поздно люди откажутся от этих искусственных отговорок и все же придут в концертный зал.

Но прежде им предстоит избавиться от самого главного стереотипа, который звучит так: «я не понимаю классическую музыку». Мне очень хочется донести до каждого одну важную мысль: музыку не нужно понимать, ее нужно чувствовать! С точки зрения восприятия она не имеет к мозгу никакого отношения. В структуру и логику произведения должен вникать исполнитель, а от слушателя требуется только прийти в зал, сесть в кресло и принять тот поток энергии, который направляется на него со сцены.

В ЧЕМ СХОДСТВА МЕЖДУ ПОЗНАНИЕМ МУЗЫКИ И ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА?

Существуют люди, которые понятия не имеют, как пользоваться столовыми приборами. Есть те, кто умело орудует ножом и вилкой, но при этом не владеет иностранными языками. А некоторые из тех, кто знает языки, так плохо коммуницируют с другими людьми, что даже иностранная лексика не позволяет им наладить человеческий контакт. Есть разные уровни культуры и воспитания, но самое главное, чтобы человек умел отличать подделку от подлинника. Если мы говорим о классике, человек, который воспитан на подделке, не понимает, что сами по себе красивый зал, большая сцена и нарядные музыканты не являются гарантией качества исполнения. Чтобы почувствовать, насколько то, что ты только что услышал, близко к совершенству, нужно иметь колоссальный слуховой опыт. Но как научиться ориентироваться в этом гигантском музыкальном океане?

Познание музыки всегда напоминало мне изучение иностранных языков. Самое сложное в этом деле — во второй день занятий заставить себя сесть за стол и выучить пару новых слов. Чтобы начать разбираться в музыке, нужно интересоваться, читать, слушать — хотя бы по чуть-чуть, но каждый день. Почему не все люди говорят на иностранных языках? Потому что изучение связано с усилием воли, на которое способен далеко не каждый. Но я убежден, что музыка достойна того, чтобы люди совершали над собой усилие.

К концертам можно и нужно готовиться, и самым главным помощником в этом процессе станет интернет — Google, YouTube, любой другой ресурс. Когда мы покупаем билет, мы знаем, на какую программу собираемся пойти, и при желании можем выяснить, какие конкретно произведения будут звучать. Наберите в поисковике название композиции и вам на выбор предложат миллиарды интерпретаций. Послушайте хотя бы пару из них, это не займет много времени: симфония в среднем длится около 40 минут. Возьмите флешку с собой в машину, включите музыку, пока стоите в пробке, это идеальное место! Симфоническая музыка успокаивает: басы из сабвуфера делают человека агрессивным, классика же снимает напряжение и, если верить некоторым исследованиям, даже оказывает положительное влияние на организм. Но главное, когда вы окажетесь на концерте, вы сможете сравнить разные версии одного и того же произведения и, возможно, сделаете какие-то выводы.

Второй совет: постарайтесь как можно больше узнать о произведении, композиторе и эпохе, в которую он творил. Если это опера, прочитайте либретто, если симфония — узнайте, когда и по какому случаю она была написана. К примеру, свою третью «Героическую» симфонию Бетховен посвятил Наполеону, и когда композитор понял, как ошибался в этом человеке, он даже попытался сжечь партитуру. Если вы знаете исторический контекст произведения, музыка воспринимается совсем иначе, возникают новые ассоциации, прослушивание наполняется более глубоким смыслом. Я, например, лет до 30 не мог понять, о чем писал Вагнер (и до сих пор не уверен, что понимаю его музыку до конца). В основе его опер — запутанные и на первый взгляд необъяснимые истории, которые уходят корнями в древние немецкие и датские мифы, легенды, исторические тексты. С точки зрения исполнения у Вагнера все тоже непросто: для своих произведений он под покровительством монарха Людвига II Баварского построил особый театр, предусматривающий принципиально новую на тот момент конструкцию оркестровой ямы. Если вам хочется прикоснуться к творчеству Вагнера, во все эти детали нужно попытаться вникнуть — благо, информации в интернете предостаточно и найти ее можно в два клика.

Richard_Wagner.jpg
Рихард Вагнер

СПАСИБО, ЧТО ПРИШЛИ, ИЛИ ДЕРЖИТЕ СВОИ НОМЕРКИ КРЕПЧЕ

Еще один важный аспект приобщения к классической музыке — культура поведения во время концертов. Мы безумно рады, что наши выступления сегодня пользуются популярностью и зал не пустует, но, к сожалению, подготовленность слушателей пока далека от совершенства. Симфония — это четырехчастный цикл, и хлопать в перерывах между частями считается дурным тоном, но даже если мы специально об этом предупреждаем, все равно находятся те, кто начинает аплодировать. Конечно, за 5 лет, что я наблюдаю казанскую публику, люди стали гораздо более подкованы, но от идеала мы все еще очень далеки.

В самых тихих, завораживающих моментах, когда большинство слушателей сконцентрированы на одной музыкальной точке, кто-нибудь обязательно уронит номерок, закашляется или хлопнет дверью. Если вы опоздали, не нужно пытаться занять свое место в середине первого ряда партера — встаньте с краю, дождитесь перерыва, не отвлекайте оркестр и других слушателей. Ходить на концерты в джинсах и свитерах — дурной тон, ведь поход в зал должен быть праздником! Недаром музыканты соблюдают строгий дресс-код: бабочки, парадные костюмы или платья, лакированные туфли. Это демонстрация уважения к слушателю, и оркестр вполне вправе рассчитывать на взаимность.

Я понимаю, что хочу очень многого. Люди приходят в концертный зал после работы, для них это уже в какой-то мере подвиг — и мы его по-настоящему ценим. Но все же не стоит останавливаться на достигнутом. Исторически классическая музыка была привилегией знати — курфюрсты, герцоги и короли содержали при дворе исполнителей и композиторов, оркестры и театры считались предметом гордости в любой земле. Тогда далеко не каждый имел возможность приобщиться к музыкальному знанию, насладиться его плодами. В наше время это искусство стало абсолютно доступным, однако пока этим пользуется только ограниченный круг людей. И задача музыкантов — донести до слушателей, что в классике нет ничего отталкивающе сложного, и при желании частью этой культуры может стать каждый.

Александр Сладковский