СЕРИЯ ПРЕРВАНА

В чем-то Кубок Европы кажется странноватым турниром. Во-первых, на стадии плей-офф здесь допускается ничья, что вообще противоречит самой сути баскетбола. Во-вторых, здесь можно проиграть заключительный матч финала, но все равно поднять над головой кубок. Однако правила соревнования, по которым УНИКСу было необходимо одержать победу с двузначной разницей в счете после поражения 78:87 в первой игре, мало сказались на исходе четвертьфинальной серии. По окончании ответного матча «Локомотив» и полуфинал Еврокубка стало разделять сокрушительное 21 очко. Да, железнодорожники выступали без лидеров Энтони Рэндольфа, Деррика Брауна и Мантаса Калниетиса, но и УНИКС играл без Виктора Саникидзе, Антона Понкрашова и Кита Лэнгфорда. Последний травмировал спину как раз в первой игре четвертьфинала с «Локомотивом», так что 7 дней между матчами серии казанская команда фактически училась играть заново без своего ведущего игрока.

В этом сезоне «Локомотив» и УНИКС встречались четыре раза, Казань ни разу не побеждала. Матчи всегда означали жесткую контактную борьбу локоть в локоть и брутальный финал, когда побеждал тот, кто проявлял характер, а не тот, кто показывал высокий уровень организации. Вот и сегодня были моменты, когда профессиональные игроки отличались пробежками и двойными ведениями, а в концовке зеленая форма УНИКСа словно стала сильной дозой криптонита для краснодарского супермена. Железнодорожники до недавнего времени выигрывали в 20 играх Еврокубка подряд — самая продолжительная серия за всю историю турнира, но победная череда прервалась в самый неподходящий для клуба момент.

ДВЕ МОДЕЛИ ИГРЫ

На паркете краснодарского «Баскет-холла» (почти копия казанской арены) было два разных УНИКСа. Первый из них начал игру. Пару минут под предводительством разыгрывающего Сергея Быкова команда старательно пыталась заигрывать центрового Дмитрия Соколова, который хорошо зарекомендовал себя в прошлой встрече. Видимо, основные тренерские наработки и были нацелены на то, чтобы безболезненно задействовать габаритного российского игрока. Тем не менее стратегия не работала: до Соколова попросту не могли довести мяч. Комбинационное нападение окончательно забарахлило, когда на паркете появился Кертис Джерреллс в качестве первого номера. Американец долго не мог найти момента для развития атаки и зачастую растерянно проходил под кольцо, натыкаясь на блок-шоты из-за неправильно выбранного направления движения.

И вот на фоне этой разрухи появился второй УНИКС — упрощенный, стритбольный, построенный на индивидуализме, без особой мысли, в общем, казанская команда предстала в страшном для болельщика обличии. Но если в начале сезона такая манера игры довела казанцев до вылета из Евролиги, то теперь простой рисунок нападения стал главным ключом к успеху. Было легче оформлять свои притязания на победу, нагло прорываясь под кольцо и делая скидки открывшимся «большим», из-за двух факторов. Во-первых, казанцы не делали невнятных передач и не совершали потерь, а во-вторых, в плане индивидуального мастерства УНИКС все еще один из самых сильных клубов в Европе — казанцы не испытывают проблем в обыгрыше один на один.

«Локомотив» отвечал тем же. Играл на манер «семь секунд или меньше», этакий «Финикс Санз» Стива Нэша, пулял шальные дальние броски через соперников, организовывал по возможности быстрые отрывы. Только стремительный баскетбол, которым славится главный тренер «Локо» Сергей Базаревич, теперь не приносил результата. В концовке краснодарская команда держалась лишь за счет смелых действий Андрея Зубкова, основного конкурента казанца Павла Антипова в расширенном составе сборной России на Евробаскет-2015. Кубанцы имели шансы на выход в полуфинал, так как за минуту до конца матча из-за специфики турнира счет для них был не 58:72, а 58:63 и нужно было занести в свой актив, скажем, пару трехочковых попаданий. Но в итоге болельщикам клуба пришлось смириться с реальностью — в один миг все 20 побед перестали что-либо значить.

«На выходе из арены видел двух девушек, которые плакали. Страшно представить, что сейчас чувствует команда» — такие сообщения проскальзывали на странице «Локомотива» в социальной сети «ВКонтакте».

УАЙТ ВЗЯЛ ВСЕ В СВОИ РУКИ

Никто не был вдохновлен казанской командой после первой игры четвертьфинала: УНИКС играл без воли, отдав важный матч на домашнем паркете. На пресс-конференции Евгений Пашутин бросил, возможно, самый жесткий комментарий за всю свою многолетнюю тренерскую карьеру: «Наша команда была по-женски мягкой». Поэтому не было и особых ожиданий от игры в гостях (кто тогда верил, что разобранные казанцы смогут выиграть у самой успешной команды турнира?!), мы предсказывали, что Быков, представший лидером на площадке, понаблюдает за тем, как казанский коллектив начнет тонуть, и после самолично будет посылать все к чертям. Мы ошибались. Нет, Сергей не играл хуже обычного — он все так же служил гарантом выверенной игры на дуге как в защите, так и в нападении. Просто роль главного альфа-самца, которая освободилась после травмы Лэнгфорда, на себя примерил Джеймс Уайт. Американец занимал позицию за 6 - 7 м от кольца, получал мяч, обыгрывал спиной к кольцу, разворачивался и бросал с отклонением. Стритбольно, эгоцентрично, просто, но эффективно — команда получила надежду и после достигла устрашающего соперника разрыва в 21 очко. А сам Уайт записал в свой актив впечатляющие 29 очков, что достойно звания «самого полезного игрока четвертьфиналов Еврокубка».

Пожалуй, любой эксперт, освещавший игры УНИКСа, сомневался в целесообразности пребывания американца в команде, болельщики ужасались, когда Джеймс выплясывал перед судьями и халтурил в защите, но теперь придется собраться с мыслями и сказать: Уайт выиграл пока что самую важную игру для УНИКСа в этом сезоне.

Соперником казанцев в полуфинале Еврокубка будет испанская «Гран Канария».