IMG_2232.jpg

Накануне в выставочном центре «Казанская ярмарка» стартовал традиционный ежегодный конгресс «Чистая вода. Казань». В этот раз участников рекордно мало – всего 38 организаций (в 2012 году – 67, в 2013-м – 50, в 2014-м – 80). Ранее весьма впечатляла сопровождающая форум выставка, нынешняя же экспозиция оказалась значительно скромнее, как по количеству участников, так и по выставленным проектам.

Конгресс открывали председатель комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев, чрезвычайный и полномочный посол Дании в РФ Томас Винклер, заместитель председателя rомитета Госcовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ Марат Сайфутдинов. Хадеев напомнил, что Татарстан владеет огромным водным ресурсом: «Мы имеем 3 тысячи средних и малых рек, около 8 тысяч крупных и средних озер, а также 4 тысячи родников. Если посмотреть водную поверхность, то от всей территории вода составляет 6,5 процентов. И для нашей республики, как и для любого общества, для любого субъекта государства очень важно иметь хорошую питьевую воду, воду, которая обеспечит промышленные предприятия, сельское хозяйство».

Винклер рассказал о том, что в Дании разработано огромное количество технологий по очистке воды и на выставке представлены датские компании, предлагающие разнообразные услуги в этой сфере.

Отметим, что на выставке все же было немало интересного. Можно было узнать об оборудовании, которое препятствует появлению накипи в котлах и теплообменниках; о методах борьбы с биообрастанием оборудования. Во время презентации стенда минстроя РТ было сказано о насущных проблемах, например, в замене нуждаются 33% водопроводных сетей.

КАЗАНСКИЙ «ВОДОКАНАЛ» НЕ ФИНАНСИРУЮТ УЖЕ 6 ЛЕТ

Традиционно работу выставки сопровождают круглые столы. На одном из них заместитель начальника отдела надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора по РТ Рамзия Галлямова посетовала на то, что лишь 78,6% жителей сельских районов республики получают воду, отвечающую всем необходимым требованиям, в то время как в городе эта цифра составляет 100%. Правда, городским жителям, тоже есть о чем задуматься, отметила доцент кафедры гигиены, медицины труда с курсом медэкологии ГБОУ ВПО Казанский ГМУ минздрава России Елена Тафеева. По ее словам, нынешний контроль питьевой воды не в полной мере учитывает возможность возникновения бактериальных кишечных инфекций. Так, уже были случаи, когда в питьевой воде установленного стандарта находили сальмонеллу и другие бактерии.

Другой круглый стол проходил с участием специалистов из Дании, которые весьма заинтересованы в установлении контактов с Татарстаном. Винклер рассказал, что на встрече с врио президента РТ Рустамом Миннихановым договорились о заключении в ближайший месяц контрактов с датскими компаниями. Затем он обратился к представителям организаций, отвечающих за качество поставляемой населению воды, с вопросом о том, какие формы взаимодействия с датчанами им интересны. Директор казанского «Водоканала» Андрей Егоров рассказал, что в Казани используют и технологии датчан, и наработки их конкурентов, а также заверил, что «Водоканал» всегда готов предоставить свою площадку для обкатки новых технологий. А затем вдруг признался: «Жаль, сегодня нет представителей министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, потому что мы ощущаем огромный дефицит денежных средств, не получаем поддержку от государства. Казанский «Водоканал» никто за последние 6 лет не финансировал». Егоров подчеркнул, что организация живет только за счет средств абонентов. И тут достаточно необычное решение проблемы предложил Винклер, и его слова прозвучали интригующе на фоне заявлений МИДа Дании об ужесточении санкций против России. Оказывается, деньги найти можно: «Датский кредитный фонд продолжает свою работу в России, возможность получить поддержку есть, но все будет зависеть от устойчивости самого проекта», — подчеркнул Винклер. Представители датских компаний также предложили помощь, заверив, что они могут предоставить «несколько легальных схем» для получения существенных «преференций». В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Винклер подтвердил, что Дания готова содействовать финансированию некоторых проектов, но условия будут обговариваться по каждому предложению отдельно.

IMG_2242.jpg

«ВЫРОСЛИ ЦЕНЫ, СТАЛО СЛОЖНЕЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С ПАРТНЕРАМИ, ЗАМОРОЗИЛИ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у участников форума, как идет бизнес в условиях кризиса.

Михаил Андреев — коммерческий директор механического завода по очистке воды (Балашиха):

— В Татарстане мы ставили очистные сооружения для Иннополиса, есть еще несколько небольших проектов. Правда, по программе «Чистая вода» мы не попали ни в один проект, впрочем, слышали, что интерес к ней со стороны государственных структур стал угасать. Что касается кризиса, наверное, нет ни одной компании, которая бы не ощутила его на себе. Мы уже знаем, что финансирование некоторых наших проектов будет приостановлено либо сокращено. Впрочем, таких пока немного. И цены мы повышаем, поскольку завозим оборудование из Европы и Японии. Но нам удалось договориться с производителями о скидках, и мы очень надеемся на то, что курс будет падать.

Иван Собченко — представитель компании «ЭкоХимПрибор» (Москва):

— Мы сотрудничаем с «Казаньоргсинтезом», миннибаевским ГПЗ, Альметьевскими тепловыми сетями, «Нижнекамскнефтехимом». Безусловно, мы столкнулись с кризисом, причем «по всем фронтам»: выросли цены на наше оборудование, с партнерами стало сложнее договариваться, заморожены многие инвестиционные программы, кредиты стало брать тяжелее. Сейчас активно занимаемся локализацией производства: из Германии в Россию, тем самым, сумеем снизить наши издержки.

Айрат Зайнашев — представитель компании Globalex, ООО «Глобалекс Дистрибьюшн» (Казань):

— Не смогу сказать, что кризис сильно прошел по компании. Благодаря большому складу и хорошим связям с партнером-производителем мы смогли сохранить цены на прежнем уровне.