Айдар Абдулхаков
Айдар Абдулхаков: «Нам не нужны деньги, нам нужно, чтобы автомобилисты надолго не приезжали в центр»

73% ВОДИТЕЛЕЙ ПЛАТЯТ С ТЕЛЕФОНА

Председатель комитета по транспорту исполнительного комитета Казани Айдар Абдулхаков отвечал на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» на протяжении двух с половиной часов. И больше половины этого времени ушло на разговор о муниципальных парковках. Напомним, в центральной части города сегодня под них выделено 27 участков улично-дорожной сети, рассчитанных на 1250 машино-мест. 16 марта Госсоветом РТ была приняты поправки к статье 3.16 КоАП РТ, которые предусматривают ответственность за неуплату размещенного транспортного средства на платных муниципальных парковках. Штраф составляет 2,5 тыс. рублей. С 1 апреля парковочное пространство будет полностью «активировано», именно с этого момента начнут формироваться протоколы об административном правонарушении. Так что автомобилисты должны быть готовы к новым «письмам счастья».

Абдулхаков сообщил интересную подробность. Несмотря на то что вся ответственность для водителей за оставленный в центре автомобиль начнет действовать только с 1 апреля, около 1800 человек уже оплатили стоянку своей машины и таким образом пополнили бюджет на 140 тыс. рублей. Причем большая часть поступила с парковок на улице Театральной и площади Свободы. Жаль, неясно, кто проявил такую сознательность — студенты или ответственные работники из кабмина.

С 9 февраля в столице республики в тестовом объеме запущена система оплаты через паркоматы. «Это было необходимо, чтобы люди смогли провести хотя бы по одному платежу, чтобы не тратить время на освоение системы, когда время станет платным», — говорит чиновник. Оплатить по предложенным тарифам можно в паркомате с помощью банковской карты, СМС на короткий номер 3116 (при этом, если нет денег на телефоне, можно попросить это сделать, к примеру, свою жену, достаточно позвонить ей и назвать номер парковки) и мобильного приложения. Однако сегодня транспортную карту принимает только один паркомат на площади Свободы. «Есть проблемы по модулю криптозащиты, который банковскую карту распознает как транспортную, — объяснил Абдулхаков. — Это произошло из-за того, что действуют западные санкции, очень тяжело приобрести необходимый модуль. Но тем не менее в первых числах апреля ожидается его поставка в Казань, и мы дооснастим все паркоматы необходимым оборудованием».

На сегодняшний день 73% сознательных граждан оплатили парковку с помощью СМС и мобильных приложений, 27 — непосредственно с паркомата. По словам чиновника, в администрации города сознательно решили отказаться от оплаты наличными, как, впрочем, и в остальных 15 городах России, где внедрена аналогичная система муниципального паркинга.

«Если он будет принимать наличные средства, то получается, что это уже не паркомат, а полноценный банкомат. Там внутри должен быть мощный сейф, это требует дополнительных усилий по обслуживанию. Те же инкасаторы и многое другое. Ну и опыт стран Западной Европы показывает, что люди часто стараются засунуть вместо монеток любые иные железяки, а в купюроприемник — грязные банкноты, отчего такие паркоматы быстро выходят из строя. Проследить за тем, чтобы их не портили таким вот способом, на улице возможности нет».

Однако председатель комитета по транспорту уверен, что никаких сложностей с оплатой возникнуть не должно. Практически у каждого гражданина, в том числе и у пенсионера, есть мобильник и банковская карта. В каждой семье есть транспортная карта. Всего в Казани 800 тыс. пользователей этой услугой.

БЕСПЛАТНО ДЛЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И ИНВАЛИДОВ

Абдулхаков предупреждает, что нужно строго следовать тем рекомендациям, как в данном месте лучше поставить свою машину. В случае, если «хозяин» припарковался как попало и его автомобиль мешает движению, сотрудники ГИБДД могут эвакуировать данный транспорт, даже если водитель оплатил свое место. Контроль будут осуществлять специальные автомобили, которые каждые 15 минут будут фиксировать нарушителей. Однако, если во время стоянки кто-то покусился на вашу машину, муниципалитет не несет ответственности за это происшествие.

«Оставление транспортного средства — это не что иное, как занятие места, предназначенного для общественного пользования, — разъяснил чиновник. — То есть это муниципальная земля. И размещение ТС на определенное время на муниципальной парковке и есть та услуга, которую мы предоставляем. Мы не предоставляем услуги по хранению или охране. Вы же не предъявляете претензии муниципалитету, когда оставляете машину в других местах уличной дорожной сети, которая не обозначена знаком о платной парковке».

Бесплатно парковаться смогут автомобили инвалидов 1-й и 2-й группы, машины оперативных служб, а также электромобили.

«Нам часто задают вопрос, для чего электромобилям нужно оставлять бесплатную парковку, их же всего в Казани три-четыре единицы! У нас в транспортной стратегии РФ прописан переход на экологические виды транспорта, пусть это пока реализуется не так хорошо, как хотелось бы, но есть норматив. По такому же принципу льготы электромобилям предоставляются в других городах России без привязки к персоналиям. Любой может купить электромобиль и пользоваться парковками бесплатно. Для этого необходимо зарегистрировать его в нашей базе данных с тем, чтобы пользоваться местами на бесплатной основе».

Однако владельцам этих чудо-каров в случае получения «письма счастья» о нарушении придется сначала все же выложить 2,5 тыс. рублей, затем обратиться в муниципалитет с фотографией «с места преступления», только после этого деньги вернут.

Что касается инвалидов, то на парковках для их автомобилей выделено до 10% от общего количества мест. Обозначаются они специальными знаками.

«Если инвалид приехал и видит, что его место занято, он не имеет права бесплатно оставить автомобиль рядом, — говорит Абдулхаков. — В этом случае нужно либо дождаться, когда место освободится, либо ехать на соседнюю парковку. Если здоровый человек занял место со специальным значком, то ему грозит штраф — 5 тысяч рублей».

Регистрация нужна для того, чтобы машину инвалида внесли в специальную базу. В случае, если она попадает в поле зрения парктрона, то квитанция не формируется. Однако тут есть определенная возможность для махинации. Никто не запрещает инвалиду выписать доверенность на управление авто абсолютно здоровому человеку, даже если машина находится в базе.

«У нас нет задачи пополнить бюджет за счет таких штрафов, — заявил Абдулхаков. — Мы не будем проверять удостоверение у водителей. Занимая место для инвалидов, он мешает людям с ограниченными возможностями, пусть это остается на его совести...»

КАК ТАРИФОМ СОГНАТЬ АВТОМОБИЛИСТОВ С УЛИЦЫ

По словам начальника комитета, в центр Казани каждый день приезжает в 5 раз больше людей, чем в нем проживает. Тем не менее по количеству парковок в сердце Казани наш город можно сравнить с Мюнхеном. Всего в столице Татарстана возведено 17 многоуровневых паркингов на 6 тыс. машино-мест, а в центре их 10 на 4,5 тысячи. «Мы стали лидерами по количеству машино-мест на квадратный километр в России и по этим показателям сравнялись с центральной частью Мюнхена. Это самая богатая земля Европы, Бавария, там работают два автогиганта — Audi и BMW, в каждой семье по три-четыре машины, там нет бесплатных мест, все эти богатые бюргеры используют общественный транспорт. А если едут в центр на машине, то понимают, что надо платить».

То же самое теперь ждет и казанцев. Что касается бесплатности для автомобилей, то она закончилась. По нормативам от места многоуровневой парковки до работы или увеселительного заведения должно быть не менее 1,5 километров. В центральной части Казани все находится в 5 - 7 минутах ходьбы.

«Мы заявляем, что если вы хотите надолго оставлять машину, то оставляйте на многоуровом паркинге. Там есть гибкая система тарифов, программа лояльности к клиенту. На наших уличных парковках мы специально делаем некомфортную цену, чтобы всегда были гарантированно пустые места. Нам не нужны деньги, нам нужно, чтобы автомобилисты надолго не приезжали в центр», — отметил председатель комитета по транспорту исполнительного комитета Казани.

Абдулхаков объяснил логику ценообразования так: максимальная цена на многоуровневых паркингах — 50 рублей в час, значит, вдоль проезжей части она должна быть не ниже. В противном случае никто многоуровневыми парковками в долгосрочной перспективе пользоваться не будет. На улице можно ненадолго оставить машину, быстро сделать свои дела и уехать. Необходимо, чтобы у гражданина была полная уверенность, что он всегда сможет найти недешевое место в центре города. Правда, со временем все же возможно будет изменить тарифную политику муниципального паркинга.

«В мае прошлого года мы проводили опрос. Большинство нам говорило, что 30 рублей в час автолюбителей вполне устроит. Ежедневно на обочинах свои машины в центре оставляют 2,5 - 3 тысячи человек. А у нас всего 1250 мест. То есть с ценой в 30 рублей все эти места будут заняты. Пока мы не поймем заполняемость с такими тарифами, мы не сможем их регулировать. Предположим, на площади Свободы при 50-рублевом тарифе всегда все будет занято. Значит, нужно будет поднимать цены до 60 рублей в час. А на Кави Наджми за такую стоимость вообще никто ставить не будет, что тоже неправильно». По словам руководителя комитета по транспорту, на исследование по поводу того, какие где лучше тарифы установить, может уйти как минимум полгода.

ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ, А НЕ ДЛЯ МАШИН

Тем не менее бесплатные паркинги в центре столицы Татарстана все же пока остались. Первый — Баумана, 56 с заездом на Островского. Это земельный участок, который может быть продан и застроен. Но пока там временная стоянка. Пока машину бесплатно можно оставить у Центрального стадиона. Еще один «пятачок» — Батурина — Дзержинского — Чернышевского. Этот муниципальный участок земли продан, но пока не приступили к строительству, он используется под стоянку автомобилей. Три-четыре аналогичных местечка так же можно найти.

С перехватывающими парковками ситуация не самая лучшая. На станции «Горки» есть подземный перехватывающий паркинг — 230 машино-мест. «Мы передали его «Метроэлектротрансу», и парковка закрылась в прошлом году из-за своей невостребованности. Средства на его содержание огромные для предприятия, это коммунальные расходы, пожарная безопасность и т. п. Люди не оставляли автомобили, при том что стоимость там была 30 рублей в час и довольно дешевый был абонемент.

Потому что нашим людям надо бесплатно да так, чтобы было еще и удобно. А бесплатно теперь не будет, и начинаем мы с центра. Может быть, дешевле до центра теперь на общественном транспорте доехать, с кем-то скооперироваться и вчетвером на машине приехать, тогда в четыре раза меньше автомобилей будет в центральной части. Мы же хотим сделать город для людей, а не для автомобилей», — рассказал Абдулхаков.

Подробный отчет с оnline-конференции будет опубликован в ближайшие дни.