Роберт Хайруллин
Верховный суд РТ оставил под арестом гендиректора ЗАО «УК «АС Менеджмент» Роберта Хайруллина

МИНУТНОЕ ДЕЛО

Сегодня в Верховном суде РТ гендиректор ЗАО «УК «АС Менеджмент» Роберт Хайруллин пытался обжаловать свой арест. На связь с судом он вышел по видеомосту из казанского СИЗО. В самом начале заседания адвокат Рамиль Ахметгалиев попросил судью приобщить к материалам дела справки о состоянии здоровья детей своего подзащитного. Как выяснилось, младший из них недавно перенес операцию и нуждается в уходе. Адвокат попросил приобщить решение Кировского районного суда от 19 июля 2013 года. Этим решением, по словам Ахметгалиева, установлено, что эксплуатацию здания, в котором расположен торговый комплекс «Адмирал», осуществляет ООО «Заря». «Решением суда четко установлено, на кого возлагает суд обязанности по обеспечению пожарной безопасности и устранению других выявленных нарушений на ООО «Заря», — рассказал Ахметгалиев. В решении суда также указано, что старший помощник прокурора Кировского района Казани исковые требования уточнил и просил суд исключить из числа требований пункт, касающийся необходимости приостановки деятельности торгового комплекса до устранения выявленных нарушений. В результате суд обязал ООО «Заря» устранить выявленные нарушения по пожарной безопасности без приостановки деятельности «Адмирала».

Когда слово предоставили Хайруллину, он напомнил, что готов сотрудничать со следствием и скрываться не собирается — при этом, по его словам, он еще ни разу не отказался от дачи показаний, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ. Но представитель прокуратуры, выслушав его, попросил судью не менять бизнесмену меру пресечения на более мягкую.

Судья удалился в совещательную комнату и буквально за минуту вынес решение — оставить Хайруллина под стражей.

В соседнем зале Верховного суда РТ тем временем разбирали аналогичное заявление замдиректора ООО «Заря» по технике безопасности Николая Каекина. Его просьбу выпустить его из изолятора суд также не удовлетворил.

«МОГУ ЛИШЬ ПРЕДПОЛАГАТЬ, В ЧЕМ СУТЬ ОБВИНЕНИЯ»

Газета «БИЗНЕС Online» через адвоката Ахметгалиева передала вопросы Хайруллину, который в настоящее время находится в казанском СИЗО. Отвечая на них, глава УК «АС Менеджмент» подтвердил генеральную линию компании, которую огласил в подробном интервью председатель совета директоров Алексей Семин.

По словам Хайруллина, он до сих пор не понимает до конца, в чем его обвиняют: «В предъявленных обвинениях не указано, какие именно нормы закона я нарушил, только общее обвинение, без деталей. Поэтому могу лишь предполагать, в чем именно суть обвинения».

IMG_2460.jpg
Пожар в ТЦ «Адмирал»

Напомним, что, согласно версии следствия, в 2008 году Хайруллин издал распоряжение об объединении в единое здание всех 4 заводских цехов бывшего предприятия «Серп и Молот» с установлением вида разрешенного использования объекта в качестве торгового комплекса. При этом он предоставил в РГУП БТИ и управление Росреестра по РТ недостоверные данные об объекте. Впоследствии Хайруллин якобы получил техпаспорт и кадастровый паспорт здания, что позволило в дальнейшем зарегистрировать право собственности на объект в качестве торгового комплекса.

Директор УК «АС Менеджмент» сообщил, что здание будущего ТЦ «Адмирал» перешло группе ASG от ликвидировавшегося ОАО «Инстрой», которое и получало документы об изменении статуса объекта. Но в то время, по словам Хайруллина, он в ОАО «Инстрой» уже не работал. При этом в самой регистрации здания в качестве торгового комплекса он ничего противозаконного не видит.

— Процедура изменения названия очень подробно прописана в законе и очень проста. Собственник может изменить название объекта без всяких на то разрешений, и это в нашем случае было подтверждено уполномоченными органами, совершившими учетные и регистрационные действия (БТИ, управление Росреестра). А вот процесс эксплуатации — это уже другая часть в законодательстве. Ответственность за эксплуатацию несет тот, кто использует этот объект. Здесь можно привести пример. В частности, сдали вы в аренду автомобиль и сказали арендатору: для того чтобы на нем можно было ездить, надо провести ремонт тормозной системы, а арендатор этого не сделал и начал эксплуатацию, совершил ДТП, так кто в такой ситуации будет отвечать?

Гусейн Гахраманов
Гусейн Гахраманов

«ГУСЕЙНА Я ВИДЕЛ ОДИН РАЗ. И ТО МЕЛЬКОМ...»

Управляющая компания, по словам Хайруллина, не имела полномочий на проведение реконструкции в этом здании и, получив объект от ПИФа в доверительное управление, начала поиск инвестора-арендатора, готового за свой счет превратить здание в торговый комплекс.

— И в силу закона, и в силу в последующем заключенного договора необходимые работы и получение всех необходимых разрешений взяло на себя ООО «Заря», — объясняет Хайруллин. — Переговоры проходили в обычном порядке довольно-таки длительное время. Обсуждались детально все условия договора, инвестор осматривал здание. Никаких отношений с предпринимателями, арендовавшими площади у подконтрольного Гусейну Гахраманову ООО «Заря», ASG не имело. Все здание было целиком передано в аренду ООО «Заря» под обязательство провести все необходимые восстановительные и ремонтные работы, получить разрешения и после использовать в соответствии с этими разрешениями.

Далее Хайруллин делает сенсационное заявление: оказывается, во время заключения договора контактировал не с арестованным директором ТЦ «Адмирал» 30-летним Гусейном Гахрамановым, а с его влиятельным отцом.

— Отца Гусейна Гахраманова я узнал только в связи с заключением данного договора. Он участвовал в переговорах от имени ООО «Заря», — рассказывает Хайруллин. — Гусейна же я видел один раз, и то мельком.

Хайруллин, отвечая на вопросы отметил, что во время заключения договора контактировал с отцом Гусейна Гахарманова Гюльгусейном (на переднем плане)
Хайруллин, отвечая на вопросы, отметил, что во время заключения договора контактировал с Гюльгусейном — отцом Гусейна Гахраманова
(на переднем плане)

Это косвенно подтверждает ранее выдвинутую источниками газеты «БИЗНЕС Online» версию о том, что Гахраманов-младший не был главным в бизнесе и что важные вопросы решал его отец, который официально нигде не числится ни в качестве руководителя, ни в качестве собственника. Его супруга Наталья Сорокина записана как директор ресторанов «Давыл», а сын — на рынке «Адмирал». Сейчас Гахраманов-старший, по словам адвоката его сына Людмилы Исламгуловой, находится на лечении: «Никуда он не сбежал, он лежит в больнице. Он диабетик, у него зашкалила допустимая норма сахара».

Напомним, отец семейства широко известен в кругах азербайджанской диаспоры и не только. Как говорят, он приехал в Казань уже давно, около 30 лет назад, здесь женился и обзавелся семьей. В 90-е начал обзаводиться и бизнесом (злые языки приписывают ему и криминальные связи). Изначально он контролировал часть торговых точек на улице Нариманова (в окрестностях Центрального рынка). Однако в феврале 2013 года, после того как вступило в силу требование федерального закона о запрете рыночной торговли в некапитальных строениях, павильоны пришлось снести. Незадолго до этого, в январе 2013 года, было зарегистрировано ООО «Заря», которое в марте и стало арендатором бывшего здания «Серп и Молот». А уже в мае, через два месяца, состоялось техническое открытие комплекса на 20 тыс. кв. метров.

Соответственно, Хайруллин призывает следствие более плотно заняться арендатором.

— Органы следствия, активно проверяя деятельность управляющей компании, тем не менее по необъяснимым причинам оставляют без должного внимания деятельность арендатора здания — ООО «Заря». А теперь возникают вопросы. Для этого не нужно быть специалистом в области финансов или юристом. Кто заинтересован в быстром введении в эксплуатацию здания, проще говоря, кому выгодно быстро и много собирать плату с предпринимателей? Правильно, тому, кто вкладывал десятки миллионов в открытие торгового центра, — считает он.

«СЛЕДОВАТЕЛЬ НЕ ЗАДАЛ НИ ОДНОГО ВОПРОСА ПО СЕМИНУ!»

Возбуждение уголовного дела в отношении себя и Хайруллина Семин ранее объяснил «издержками военного положения». Как выяснилось, такое впечатление сложилось и у его компаньона.

— Несомненно, необходимо тщательно расследовать все обстоятельства этой трагедии, — считает Хайруллин. — Поэтому и возбуждение уголовного дела по этому факту не может вызывать претензий у любого неравнодушного человека. Именно поэтому 12 марта я сам обратился в органы следствия и предоставил всю документацию, имеющую отношение к расследованию случившегося. Те же самые заключения независимых экспертиз. Фактически основная документация по этому зданию, которая и способствует расследованию, была предоставлена нами. Мы и пояснения дали следователям, да и не один раз. Я лично допрашивался как свидетель около четырех раз.

Задержание 14 марта стало, по словам Хайруллина, для него полной неожиданностью.

— На словах в следственном отделе объяснили, что, мол, видите какой резонанс, так надо. Утром и после обеда я следователям давал разъяснения, а вечером меня еще раз попросили зайти. Я как раз должен был и документы дополнительные передать. А потом арест... Я никогда не был в такой ситуации, конечно, что скрывать — был шокирован. Но работать со следствием надо в том же формате — полное содействие. Нужно разобраться во всех деталях, а это процесс не быстрый.

В своем интервью Семин попросил «всех заинтересованных лиц не тратить время и силы на попытки передела собственности ASG». По всей видимости, за своим уголовным преследованием Хайруллин также подспудно начинает видеть иную, нежели расследование трагедии в ТЦ «Адмирал», подоплеку.

— Мне следователь не задал ни одного вопроса по Семину, — заявил «БИЗНЕС Online» Хайруллин. — Наверное, и сам понимает, что ни фактически, ни по закону Семин руководством текущей деятельности организации не занимается. Поэтому детали переговоров и конкретные условия заключаемых сделок ему не сообщались. При таком количестве объектов и совершаемых с ними сделок это и физически было невозможно, даже если брать в расчет только относительно крупные сделки.

Куда более живой интерес следователей, как выясняется, вызывают не история здания ТЦ «Адмирал», а обширная бизнес-империя миллиардера из списка Forbes.

— Честно говоря, я и сам перестал понимать, что все-таки сейчас расследуют, все последние запросы в компанию касаются, как объяснили на словах, «активов Семина», их интересуют, например, земельные участки в республике и других регионах России. Какое они отношение имеют к пожарной безопасности и случившейся трагедии, мне не понятно. Я и следователю задал вопрос: «Вы все-таки сейчас что расследуете? Причины пожара и ищете виновников, или занимаетесь активами Семина?» Ответа не последовало. Наверное, как и в случае с моим арестом, так надо. А кому надо, не знаю. Но опасения, что следствие перестанет выяснять истинные причины этой трагедии, есть.