324 ИМЕН В .TATAR

Сегодня в полдень стартовала открытая регистрация в национально-культурном домене .tatar. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе информатизации и связи РТ, за первые два часа поступило 174 заявки. Для регистрации доменного имени необходимо обратиться к одному из аккредитованных регистраторов или просто подать предварительную заявку с сайта регистратуры. Стоимости регистрации у каждого регистратора разная: через Ru-Center она обойдется желающим в 830 рублей в год (продление — также 830 рублей в год), через REG.RU — 555 рублей, через Webnames.ru — 520 рублей. Найти информацию у «Опенпровайдера» о стоимости на сайте не удалось.

Зарегистрировать доменное имя в новой зоне может любой человек или организация, уточняют в минсвязи, «в том числе лица, которые интересуются культурой, языком и историей татарского этноса, предприятия, которые производят товары или оказывают услуги, предназначенные для удовлетворения нужд татар».

Согласно прогнозу, количество возможных регистраций и потенциальных пользователей в домене .tatar превышает 8 млн., рассказывала ранее «БИЗНЕС Online» первый замдиректора ЗАО «Технический центр «Интернет» Марина Никерова (также обслуживает главный реестр и систему регистрации национальных доменов .ru, .рф и домена .su). Регистрацию поделили на несколько этапов: с 29 августа по 27 октября 2014 года (приоритетная), с 5 по 25 ноября 2014 года (приоритетный порядок для органов госвласти республики), с 1 по 21 декабря 2014 года (для владельцев товарных знаков, СМИ и некоммерческих организаций). Премиальная регистрация проходила также в несколько этапов с 3 февраля по 16 марта 2015 года. В пресс-службе минсвязи РТ «БИЗНЕС Online» уточнили, что заявки на получение имени в домене .tatar подали компании Google, Microsoft, Facebook, Instagram, YouTube, LinkedIn, «Татмедиа», «Татнефть», «Таттелеком», «Татспиртпром», «Иннополис», а также «АК БАРС» Банк и Татфондбанк, администрация Сабинского района республики и др. — всего около 150 имен с августа. Более 80% доменных имен зарегистрированы организациями, расположенными на территории РТ.

Напомним, идея создания домена верхнего уровня принадлежит властям Татарстана — в 2012 году по поручению президента республики Рустама Минниханова был создан координационный центр, который выступил заявителем на получение домена .tatar. Заявка была подана 12 января 2012 года, а в июне следующего года успешно прошла рассмотрение: координационный центр получил право на заключение соглашения с корпорацией ICANN на администрирование домена верхнего уровня. Техническим оператором реестра, отвечающим за комплексное обслуживание инфраструктуры домена .tatar, назначено ЗАО «Технический центр «Интернет».

«В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЭТО РАБОТАЕТ НА ПРОДВИЖЕНИЕ»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила у еще не зарегистрировавшихся представителей бизнеса, насколько им интересен домен.

Олег Афанасьев — руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

— В домене .tatar мы зарегистрируемся вскоре — в течение ближайших нескольких дней. Это принципиальная позиция нашей компании — мы есть во всех доменных именах, которые есть на территории России: .org, .ru, .com, .рф. Хотим, чтобы доменное имя КАМАЗа, что называется, сразу попадало. Мы считаем, что это одно из условий продвижения нашей продукции. Неважно, сколько посетителей в этих доменах, в любом случае это работает на продвижение. Естественно, мы следим за тем, чтобы наше доменное имя не попало к другим людям, организациям.

3.jpg

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Для региона наличие .tatar — это хорошо, а вот пользу для бизнеса трудно оценивать. В туристической отрасли у компаний, аккредитованных международной ассоциацией перевозчиков, есть специальные доменные имена — .aero и .travel. Если бы мы делали внутренний продукт, связанный именно с Татарстаном, тогда домен .tatar был бы нам интересен. Туристическим компаниям, ориентированным именно на прием туристов в Татарстан, это может быть интересно. Но тогда уж надо было сделать .tatarstan. Со словом tatar может быть немало путаницы.

Владислав Хорочкин — руководитель агентства недвижимости «ЮрЦентр»:

— Думаю, .tatar может стать популярным доменом, если, к примеру, там зарегистрируются крупные игроки, лидеры рынка. Либо, возможно, федеральные игроки откроют здесь свой филиал и зарегистрируют сайт в зоне .tatar. Для работы с сайтом очень важно, чтобы на данный ресурс заходили, чтобы данный ресурс продавал. Поэтому реклама такого домена просто необходима. Пока же регистрироваться на таком домене я бы не стал. Основная причина — это то, что к доменам .ru и .com уже все привыкли, при работе в поисковой строке данные домены набираются автоматически.

Дмитрий Демидов — генеральный директор ИК «Матрица»:

— Никаких технических проблем в работе домена быть не должно. У Ru-Center все обкатано, они уже столько доменных имен запустили. Так что технический вопрос по работе домена сразу снимается.

Что касается прогнозов, популярность будет зависеть от позиционирования. В первую очередь важна цена. Если она будет невысокой, то очень многие закупят домены для своих проектов. Стоимость домена — средняя рыночная цена. За 600 рублей идет регистрация в Ru-Center, за 590 — на рынке для частников. На оптовом рынке, конечно, цена низкая. Я могу закупать домены в зоне .ru и .рф за 90 рублей.

Инна Яркова — директор некоммерческого фонда поддержки современного искусства «Живой город»:

— Если мы работаем с какими-то международными организациями, то если у нас имя в домене .tatar, это будет вопрос самоидентификации, вопрос принадлежности к республике. Почему бы и не завести такое доменное имя?