ДОКЛАДЫ ОБ УСПЕХАХ ЗАЧИТЫВАТЬ НЕ СТАЛИ

Такие же преференции, как и резидентам ОЭЗ «Алабуга», потребовали себе челнинские поставщики КАМАЗа в условиях кризиса, а бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов заметил, что нигде в республике предприниматели так много не жалуются на налоговую инспекцию, как в Набережных Челнах, и пора бы уже остановить процесс перерегистрации предприятий автограда в соседних регионах. Все вышесказанное — лишь вершина айсберга того откровенного разговора, который накануне случился в ТПП Набережных Челнов и Закамья между представителями республиканского правительства и бизнес-сообщества города. Однако изложим все по порядку...

По поручению президента Татарстана Рустама Минниханова для выработки антикризисных решений властей в каждом районе и городе республики проводятся встречи с представителями малого и среднего бизнеса в целях определения слабых мест и точек роста для развития МСБ. Вчера министр экономики РТ Артем Здунов, уже упомянутый Нагуманов и председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев провели встречи с предпринимателями Нижнекамска и Набережных Челнов. Напомним, что во время первой встречи Нагуманов рассказал о жарких дискуссиях, идущих в настоящее время в правительстве РТ, во время которых обсуждается вопрос о снижении налоговой ставки по «упрощенке» с 6% до 1% для некоторых категорий налогоплательщиков.

Приехав же в автоград, казанская делегация сначала посетила промпарк «Челны» общей стоимостью 13 млрд. рублей (с учетом будущих вливаний резидентов), претендующий на статус самого крупного в Татарстане. Его стопроцентный владелец — влиятельный челнинский бизнесмен Алексей Миронов, который широкой общественности стал известен после громкого «игорного дела» в автограде. «БИЗНЕС Online» уже писал, что руководство промпарка обратилось к властям города с просьбой пролоббировать несколько важных для него решений, касающихся строительства сетей, дорог и снижения налоговой нагрузки. А в ноябре прошлого года здесь побывал Минниханов, назвал промпарк «идеальной площадкой для привлечения инвестиций» и пообещал оказать поддержку.

Возвращаясь ко встрече в ТПП, отметим, что изначально в повестке дня значилось аж 7 докладов чиновников. Однако Агеев предложил в первую очередь говорить не о достижениях, а о существующих проблемах. Поддержали его в этом первый заместитель руководителя исполкома города Ринат Абдуллин, который вел встречу, и Здунов, который не стал зачитывать подготовленный доклад о мерах поддержки предпринимательства в Татарстане. «Давайте формат немножко поменяем, — сказал министр. — Начнем с ваших вопросов, а уж потом я расскажу про новшества. Тем более что в этом году существующие программы мы сильно не меняем. Разве что что-то добавляем с учетом ваших рекомендаций».

«С ВАШЕЙ СТОРОНЫ ЕСТЬ ПРАВДА, НО...»

Первым вопрос задал директор выставочного центра «Экспо-Кама» Сергей Яковлев, поднявший проблему субсидирования подключения к инженерным сетям своего учреждения.

— У нас по большому счету аналогия с промпарками, но цель немножко другая, — отметил Яковлев.

— Пока в перечне субсидирования, который минэкономразвития нам представляет, мы можем поддержать только резидентов промпарков, чтобы они у вас выставлялись, покупали билеты, оплачивали коллективные посещения, бытовые вещи, застройку. А чтобы вложить «инженерку» в вашу структуру, такого нет, — ответил Здунов.

Однако министр далее отметил, что если бы в «Экспо-Каме» было хоть какое-то производство, его можно было бы аккредитовать как индустриальный парк. Это дало бы возможность заявляться по программам для промпарков.

— Мы так делаем сейчас по парку «Челны», — конкретизировал чиновник. Однако выяснилось, что «Экспо-Кама» под промпарк никак не подходит: площадь — всего 1 га, а нужно 20 тыс. кв. м, да и расположен центр на территории города. Однако Здунов предложил все же поискать выход. В частности, заявиться по программам кластерного развития и по программе поддержки моногородов.

Сергей Яковлев
Сергей Яковлев

Далее в разговор вступил не представившийся постоянный участник тендеров на госзакупки по поставкам мяса.

— Наша фирма ориентирована конкретно на госзаказ, — пояснил он. — Наша продукция — говядина первой категории — зависит от курса валют. И если в октябре-ноябре мы закупали сырье по 170 рублей, то сейчас — по 210. И мы сейчас 25 процентов ежемесячно теряем. И получается, что мы сейчас находимся... Ну, понятная ситуация. Чем вы нам можете помочь?

Предприниматель также пояснил, что когда проводился тендер по госзакупкам, были одни финансовые условия, а сейчас они кардинально изменились. В частности, курс иностранных валют в конце осени поднялся вдвое. А выполнять условия контракта поставщики должны на условиях договора, которые заключены были полгода назад. Ответить на этот вопрос взялся Нагуманов. По его словам, обращение по данному вопросу его службой получено, аналитика подготовлена.

— Вас и еще нескольких ваших коллег мы пригласим на следующей неделе, чтобы отдельно проработать варианты решения проблемы. Потому что сегодня на уровне правительства очень активно обсуждается этот вопрос. Он обсуждается с той позиции, что, к сожалению, исполнение госконтракта идет якобы недобросовестно. Вопрос в том, что бюджет сегодня не может позволить себе увеличить расходы. С вашей стороны есть правда. Но в этой ситуации не вы один находитесь, — сказал Нагуманов и попросил всех остальных участников встречи, кто оказался в подобных условиях, оперативно предоставить ему информацию, так как ведомство уполномоченного ее сейчас обобщает. — Если вы сегодня из-за «ножниц цен» идете в большой минус, но при этом обязаны исполнять госконтракты, дайте нам конкретные данные.

Чуть позже эту же тему затронул представитель ООО «Конкор-Оптика» Дмитрий Федоров. Он рассказал, что его компания изготавливает искусственный глазной хрусталик по эксклюзивной технологии. Этот товар продается по всей России, кроме Татарстана.

— Там по стандарту всего 4 показателя, а в госзакупках указано 36! Это однозначно сделано под конкретного производителя — английскую фирму «Райнер». Зачем тогда ГОСТ нужен? — вознегодовал бизнесмен. Здунов назвал это чем-то из ряда вон выходящим и пообещал разобраться.

Дмитрий Федоров
Дмитрий Федоров

«ДАЙТЕ ЦЕЛЕВЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ НАМ ДЕНЬГИ, ЧТОБЫ МЫ ПРИШЛИ НА КАМАЗ И КУПИЛИ МАШИНЫ»

Министр экономики РТ также пообещал рассмотреть вопрос софинансирования создания брендового фильма о Набережных Челнах. Сценарий уже разработан той же компанией, что снимала фильм об Универсиаде. Руководитель агентства по привлечению инвестиций автограда Сергей Майоров сказал, что фильм об автограде стоит в 4 раза дешевле, чуть более 1 млн. рублей, и требуется софинансирование.

— Сегодня мы активно занимаемся продвижением продукции местного товаропроизводителя, — пояснил Майоров, — работаем с 22 крупнейшими госкорпорациями. И если бы такой фильм появился, мы бы могли его презентовать, например, в ходе бизнес-миссий, это было бы только в плюс.

— У нас предусмотрены программы по популяризации предпринимательства, — ответил Здунов. — Если это не частный случай по продвижению конкретной компании, то мы этот вопрос рассмотрим.

Вопрос с бородой поднял генеральный директор ООО «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг.

— Мы вывозим из Нижнекамска продукцию примерно на 4,5 миллиарда рублей и в республику привозим примерно столько же. Но начинается закрытие дорог, и мы останавливаем свою деятельность. О какой антикризисной программе может идти речь, если мы не можем работать?! У нас «летят» кредиты, лизинги, мы не можем платить ипотеку. Мы по городам республики не ездим, а дороги в городах хуже, чем на федеральной трассе. А тут сидят предприниматели, которые зависят от нас. Мы же можем поднимать цены на перевозки, но мы этого пока не делаем. Давайте мы здесь сдвинемся хотя бы на этот сложный период?

Второй вопрос Штейнберг задал по приобретению нового грузового транспорта. По его словам, этот аспект финансируется многим сферам бизнеса, но не перевозчикам.

— Дайте целевым назначением нам деньги, чтобы мы пришли на КАМАЗ и купили машины.

Здунов признал, что эти вопросы звучат не в первый раз.

— Мы, действительно, оказываем поддержку на приобретение техники, но перевозчикам ее не оказываем, — признал министр. — Хотя вы могли бы послужить хорошим «плечом» для КАМАЗа, который сейчас нуждается в заказах. Его нужно поддержать именно заказами. У нас есть антикризисный план, и если там пункт про перевозчиков появится, мы откроем хорошую нишу.

Сергей Майоров
Сергей Майоров

«НИ В ОДНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ НЕТ ТАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ К НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ, КАК В ЧЕЛНАХ»

Поставщики КАМАЗа подняли вопрос отсутствия кредитования. По их словам, сейчас банки поголовно отказывают в выдаче займов компаниям, работа которых сильно завязана с автогигантом. Причем отказывают в выдаче кредита даже в том случае, если есть ликвидное залоговое имущество и хорошая кредитная история.

— Мы сталкивались с тем, что банки блокируют кредиты высокими процентами, но чтобы просто отказывали. Тут надо отдельно собраться, обсудить, — прокомментировал Здунов.

Другая проблема компаний, работающих с КАМАЗом, заключается в том, что автогигант работает по общей системе налогообложения, то есть является плательщиком НДС, и МСБ также вынужден работать по той же системе, иначе КАМАЗу они будут неинтересны. «Эта система выстроена таким образом, что предприятия разоряются. Но у нас нет другого выхода! Нам надо в городе сделать особую экономическую зону, как «Алабуга», дать такие же преференции по налогам, иначе у нас многие предприятия просто развалятся», — высказала предложение не представившаяся женщина.

Здунов ответил на это, что федеральный центр не против, чтобы на местах организовывались центры опережающего развития, но сугубо за счет налогов, собираемых в субъекте.

Предприниматель Дмитрий Новицкий, производитель тары, затронул тему проверок бизнеса. По его словам, у него работают пять бухгалтеров и из них трое — исключительно на налоговую инспекцию.

— Мы судимся с ними постоянно! — сказал бизнесмен. — Но у них постоянно неуплата растет в геометрической прогрессии: в один год 50 тысяч рублей, в следующий — 150, потом 500 тысяч и так далее. Мы суды выигрываем, но хоть бы раз пришли извиниться.

Новицкий сообщил, что работает на рынке с 1999 года, и за это время не раз становился свидетелем того, что многим такое положение вещей надоедало и они предпочитали перерегистрироваться в других регионах. Нагуманов отметил, что этот вопрос уже не раз поднимался челнинскими бизнесменами и руководитель исполкома автограда Наиль Магдеев обещал разобраться в вопросе, но раз проблема не снята, то нужно принимать более решительные меры.

Дмитрий Новицкий
Дмитрий Новицкий

— Ни в одном районе республики нет таких претензий к налоговой службе! — заявил Нагуманов. — Надо провести аналитику, сколько предпринимателей снялись с учета, почему. А вот вы жалуетесь на налоговую...

— Я не жалуюсь, — сказал Новицкий, вызвав смешки в зале, на что Нагуманов посоветовал ему не останавливаться на полпути и бороться до окончательного решения проблемы.

Тему дополнил директор ООО «АвтоЗИЛцентр» Фарит Зарипов, сказавший, что таких служб в Челнах немало, которые «кошмарят бизнес».

— В прошлом году у меня было две-три проверки за весь год, а после того как объявили, что проверок станет меньше, их количество кратно возросло, с начала этого года уже пять-шесть проверок было!

— Эта одна из основных для бизнеса проблем. С одной стороны, бизнес говорит, мол, нам не надо помогать, только не мешайте, с другой, проверяющие органы заявляют, что у них план, их работу оценивают по количеству взысканных штрафов. Контролеров много, а толку мало. Как показывает практика, эффективность их работы нулевая, — сказал Нагуманов, видимо, намекая на пожар в ТЦ «Адмирал», и добавил, что сейчас создается реестр проверок, который, возможно, позволит обуздать рвение контролирующих органов.

Дальше разговор продолжился за закрытыми дверями. Нагуманов провел прием бизнесменов по личным вопросам.