ELG_7831.jpg
После очередной трагедии Илдус Нафиков поручил провести внеплановые проверки рынков

«ЭТО НЕ КАМПАНЕЙЩИНА, А ТЕКУЩАЯ РАБОТА...»

После пожара в ТЦ «Адмирал» прокуратура продолжает работать по своему досье предписаний и судебных решений, накопленных против розничных рынков. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в ведомстве, после пожара на Вьетнамском рынке в октябре прошлого года по линии пожарной безопасности было проверено 120 объектов. Например, в число нарушителей попал и технополис «Новая Тура», который уже горел в мае 2013 года. Проверяющими было выявлено там 14 нарушений требований пожарной безопасности, за что юридическое лицо, ООО «АзинтКэпитал», привлечено к административной ответственности и подвергнуто штрафу в размере 150 тыс. рублей. Кроме того, управляющей компании технополиса «Новая Тура» вручено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Но, видимо, они все-таки не такие существенные, чтобы добиваться закрытия комплекса.

Это не скажешь про Комсомольский рынок в Набережных Челнах. Еще до пожара в торговом центре «Адмирал» было вынесено судебное решение о приостановке его деятельности. Накануне стало известно, что прокуратура намерена добиваться его неукоснительного исполнения.

ELG_6346.jpg
В октябре прошлого года в результате поджога сгорел Вьетнамский рынок

Впрочем, на данный момент черный список Илдуса Нафикова не так уж велик, о каких-то массовых закрытиях торговых точек речь все-таки не идет, хотя «вскрытие покажет» — до 16 апреля ревизорам МЧС поручили побывать на 239 объектах.

— Эта контрольная проверка, к этим объектам имелись претензии раньше, — объяснил старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев. — Необходимо проверить, устранены ли нарушения. Это не какая-то кампанейщина, а текущая работа.

НЕ РЫНОК, А СКЛАД

И все-таки еще до новой волны проверок в черном списке претендентов на вылет кроме Комсомольского рынка оказался еще один пункт. Речь идет о мадам Дао Тхи Кой (ООО «Витарус») с возрожденным Вьетнамским рынком. Буквально на следующий день после пожара в торговом комплексе «Адмирал» прокуратура Татарстана решила воскресить дело о закрытии многострадального рынка. 12 марта в Верховный суд Татарстана направлено апелляционное представление на решение Советского районного суда Казани от 26 февраля. В этот день суд не удовлетворил иск надзорного ведомства с требованием приостановить деятельность ООО «Витарус» в связи с отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

После вмешательства Тимура Нагуманова собственник здания получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
После вмешательства Тимура Нагуманова собственник здания получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Напомним, 30 января районная прокуратура потребовала закрыть Вьетнамский рынок. Причина — отсутствие у собственника здания, в которое после пожара переехали торговцы, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В частности, претензии к новому зданию рынка заключались в том, что объект изначально был построен как складское помещение, но используется в качестве вещевого рынка. (Очень похоже на обвинения в адрес ТЦ «Адмирал», не правда ли?)

В качестве ответчика к делу был привлечен собственник здания — гендиректор ООО «КБФ» Михаил Фролов. Но попытка прокуратуры закрыть рынок была пресечена прямо во время судебного разбирательства. Фролову удалось получить заветную бумагу из Госстройнадзора буквально за несколько дней до решающего судебного заседания, и 11 февраля представитель в суде приобщил к материалам дела разрешение на ввод здания в эксплуатацию. В результате 26 февраля дело закрыли, а Вьетнамский рынок продолжил работу в обычном режиме. Впрочем, комментируя итоги процесса, помощник прокурора Советского района Максим Николаев уже тогда сообщил «БИЗНЕС Online», что данное решение суда будет обжаловано.

По версии прокуратуры, здание Вьетнамского рынка относится к зданиям производственного или складского назначения
По версии прокуратуры, здание Вьетнамского рынка относится к зданиям производственного или складского назначения

Стоит отметить, что немаловажную роль в решении проблемы Вьетнамского рынка сыграло вмешательство бизнес-омбудсмена РТ Тимура Нагуманова, вставшего на сторону мадам Кой. Пока в Советском суде рассматривался иск прокуратуры, в самом здании рынка Нагуманов 5 февраля собрал чиновников. На выездное совещание приехали представители контролирующих органов, от работы которых непосредственно зависело дальнейшее существование рынка. Вдаваться в подробности о том, каким образом будет решен вопрос, Нагуманов тогда не стал, но результат был впечатляющим — собственник здания получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию вовремя.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» Галиев, основанием требовать приостановки деятельности Вьетнамского рынка является то, что у здания по-прежнему есть разрешение на ввод в эксплуатацию только в качестве склада. «Собственник здания Вьетнамского рынка должен был получить разрешение на ввод объекта по фактическому использованию, то есть как торгового комплекса», — объясняет Галиев.

По словам Галиева, согласно федеральному закону № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», все здания делятся на несколько типов. И новое здание Вьетнамского рынка нельзя отнести к типу Ф3, к которому, согласно классификации в законе, относятся здания организаций по обслуживанию населения, в том числе здания организаций торговли. По версии прокуратуры, здание ООО «КБФ» относится к типу зданий Ф5, это здания производственного или складского назначения. «Следовательно, требования по пожарной безопасности к указанным пожарным объектам различны», — говорит Галиев.

Кроме того, в республиканские документы, в частности, в постановление кабинета министров РТ от 19 июля 2007 года №311 «Об утверждении плана организации розничных рынков на территории Татарстана», расположенный в здании ООО «КБФ» рынок по понятным причинам не включен.

Дао Тхи Кой: «Сейчас на Вьетнамском рынке установлена очень хорошая противопожарная система. У нас уже были люди из МЧС»
Дао Тхи Кой: «Сейчас на Вьетнамском рынке установлена очень хорошая противопожарная система. У нас уже были люди из МЧС»

«ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ ДЛЯ СКЛАДОВ ДАЖЕ ЖЕСТЧЕ»

«У нас уже были люди из МЧС. Тимерханов (начальник управления по делам ГО и ЧС Казани Фердинанд Тимерхановприм. авт.) приезжал, проверял, Кузнецов (заместитель руководителя исполкома Казани Иван Кузнецовприм. авт.) приезжал. Если были бы претензии, как они нам разрешили бы работать? — эмоционально отвечает директор ООО «Витарус» Дао Тхи Кой. — Есть гидрант, резервуары с запасной водой... Все есть!»

Всего, по ее словам, в торговом комплексе 450 торговых точек, но до сих пор заполнить их после пожара полностью не удается — пока работают порядка 250 человек.

Полностью уверен в пожарной безопасности здания и его собственник Фролов. По его словам, сейчас на Вьетнамском рынке установлена очень хорошая противопожарная система — на ее обеспечение было затрачено 20 млн. рублей.

«Многократно звучавшие слова о том, что это склад и он не приспособлен для торговли, — это абсолютная чушь! Пожарная нагрузка на складские помещения гораздо выше, чем на торговые, —заявляет в ответ на претензии владелец здания. — Заполняемость внутреннего объема склада товаром, который может гореть, и заполняемость товаром торгового помещения — совершенно разные вещи. На складе эта заполняемость в несколько раз больше. Соответственно, требования по противопожарной защите для складов гораздо более жесткие, чем для торговых помещений».

Фролов отметил, что здание Вьетнамского рынка построено в соответствии со всеми требованиями закона и противопожарной безопасности, предъявляемым к торговым центрам, за исключением одного-единственного момента — числа эвакуационных выходов, ширину которых для эксплуатации здания в качестве торгового комплекса необходимо было увеличить. По словам Фролова, речь идет о 4 дверях, которые нужно было расширить с 90 до 120 сантиметров.

«Физические пути эвакуации людей для складского здания по требованиям меньше, чем для торгового помещения, — объясняет собственник здания. — Сами эвакуационные выходы мы увеличили, а все остальное: системы пожаротушения, дымоудаления, размер противопожарных отсеков — требования к этим вещам для складского помещения, повторюсь, более жесткие, чем для торгового комплекса».

По мнению Фролова, проблема является надуманной и упирается в простую формальность: «Как только завершится процесс регистрации и здание поставят на кадастровый учет как объект завершенного строительства, я как собственник здания выпускаю приказ и переименовываю здание в торговый комплекс».

Через полтора месяца после пожара рынок возобновил работу в новом здании
Через полтора месяца после пожара рынок возобновил работу в новом здании

ЗАЩИТА ОТ ПОЖАРА ЗА 20 МЛН. РУБЛЕЙ

По просьбе «БИЗНЕС Online» Фролов подробно рассказал о том, что сделано в комплексе для защиты от огня.

«Наше здание построено полностью из негорючих материалов, — говорит Фролов. — Там нет пластиковых панелей, которые, говорят, были в «Адмирале», никакого токсичного пенопласта и чего-либо подобного. Конструктивно все здание — это железобетон и негорючая базальтовая сэндвич-панель. Несущие металлические конструкции — колонны, балки перекрытия — обработаны защитным составом, который выдерживает воздействие прямого огня: колонны продержатся 1,5 часа, балки перекрытия — 45 минут».

В здании построены внутренние противопожарные перегородки. Все двери на лестничных площадках и между отсеками, а также ворота — противопожарные, уверяет Фролов. Объект оборудован внутренним противопожарным водопроводом с большим количеством шкафов с пожарными рукавами (больше, чем требуется для торгового комплекса). Отдельно от здания располагается собственная насосная станция, установлен отдельный 60-киловаттный резервный генератор, который в случае отключения электричества включается в автоматическом режиме и начинает подавать питание на насосы и аварийные системы внутри здания. Установлена автоматическая противопожарная сигнализация.

«Это все объединено в единую систему, — объясняет Фролов. — В случае сработки датчиков автоматически срабатывает сигнализация, включаются насосы, система дымоудаления, загорается табло «Выход» и так далее». Противопожарная система здания также предусматривает два 300-кубовых резервуара с водой, которые подключены к насосной и внутреннему водопроводу.

Ко всему прочему на Вьетнамском рынке круглосуточно работает служба безопасности, которая отслеживает ситуацию с помощью 90 видеокамер. На посту охраны есть пульт, на который транслируется информация со всех противопожарных датчиков. Противопожарная система подключена к ЧОП «Центр охраны «Саирс», которое также будет уведомлено в случае срабатывания датчика (ЧОП занимается охраной банкоматов Сбербанка в Казаниприм. авт.).

БУДУТ НАРУШЕНИЯ — ЗАКРОЕМ

Фролов рассказал, что на следующий день после пожара в ТЦ «Адмирал» пытался организовать проверку Госпожнадзора в своем здании. «Я заинтересован в получении положительного заключения Госпожнадзора. Я как собственник здания абсолютно не хочу судьбы Хайруллина (Роберта Хайруллина — гендиректора ЗАО «УК «АС Менеджмент» прим. авт.), которого из-за решетки показывают», — заметил Фролов. В итоге к зданию Вьетнамского рынка в этот день приезжали пожарные из 6-й части, ответственные за объект в случае пожара. «Они приезжали с точки зрения практики: посмотреть, как тушить, как машина подъедет, где встанет, где рукава... И они остались увиденным довольны. Они даже не ожидали, что у нас все подготовлено», — рассказал Фролов.

К грядущим проверкам и судебному разбирательству с прокуратурой Фролов относится философски: «Если пожарный надзор вдруг укажет на какие-то существенные нарушения, которые действительно сложно устранимы или представляют какую-то угрозу, мы сами Вьетнамский рынок закроем, причем немедленно. Если же нарушения будут незначительными или они вообще не будут выявлены, тогда мы продолжим функционирование».

Какое решение будет принято по Вьетнамскому рынку, на котором в данный момент работают в том числе погорельцы из «Адмирала» (только в день пожара к мадам Кой за торговыми местами обратились 50 предпринимателейприм. авт.), покажет время. Дата рассмотрения апелляционной жалобы прокуратуры в Верховном суде Татарстана пока не назначена.