Андрей Родыгин
Андрей Родыгин

ЗАМОРОЖЕННЫЕ ГИДРАНТЫ И ЛОПНУВШИЙ ГАЗОПРОВОД

Сегодня в 8:30 утра у ТЦ «Адмирал» было не так многолюдно, из журналистов помимо корреспондентов «БИЗНЕС Online» присутствовала только одна съемочная бригада федерального телеканала. На месте пожара всю ночь не прекращались поисково-спасательные работы, сегодня утром сотрудники МЧС обрушили последнюю стену здания. Как сообщил руководитель пресс-службы МЧС РФ по Республике Татарстан Андрей Родыгин, демонтаж фасада завершен, продолжается дальнейший вывоз мусора. «Идет продвижение внутрь завалов. В течение ночи спасатели продвинулись вглубь на 30 - 40 метров».

По последним данным, под завалами здания могут находиться еще 17 человек. Эту информацию подтвердил глава Приволжского регионального центра МЧС России Игорь Паньшин. «Сейчас работники МЧС ищут еще 17 человек, именно столько поступило заявлений о поиске родственников, — заявил представитель министерства. — Мы знаем, где находятся два человека, мы туда продвигаемся». Он также добавил, что эта работа связана с опасностью для жизни самих спасателей. «Сейчас снимаем металлические несущие конструкции, которые на полу, после этого начинаем послойное снятие строительного мусора для поиска тел пострадавших», — прокомментировал Паньшин текущие действия служб. На поиски пропавших также направлены кинологи с собаками. С места пожара вывезено почти 4 тыс. куб. м строительного мусора. По словам главы Приволжского регионального центра МЧС России, задачи вывезти больше нет, сейчас в приоритете поиск тел пострадавших — спасатели, как археологи, снимают пласты завалов слой за слоем. Всего на месте трагедии работают 398 человек и 46 единиц техники, работы продолжаются в круглосуточном режиме. Что касается жертв, то, по его словам, погибшие в результате пожара в торговом центре «Адмирал» в Казани имели высокие шансы на спасение, но не воспользовались ими. «Люди бегали, вытаскивали имущество, они могли спастись неоднократно, раз 10 — это точно».

DSC_5662.jpg

Также сегодня в СМИ появились новые подробности, объясняющие низкую эффективность тушения пожара. Отвечая на вопросы «Вечерней Казани», начальник ГУ МЧС России по РТ Рафис Хабибуллин заявил, что пожарные машины приехали полностью заполненные водой, а проблемы возникли из-за того, что пожарный гидрант оказался заморожен, его пришлось очищать от снега и льда. Когда же его очистили, оказалось, что вместо положенных четырех атмосфер давления он обеспечивает едва половину атмосферы. Водопроводная сеть в районе ТЦ «Адмирал», по словам Хабибуллина, не обеспечивала необходимого количества воды для тушения. По этой причине и потребовалось привлечение 14 автоцистерн, пожарного поезда, вертолета МЧС России и городской водополивочной техники. В довершение всего в ходе тушения пожара на месте ЧП лопнула газовая труба и образовался факел...

«РАНЬШЕ И ПРОЙТИ ЗДЕСЬ БЫЛО СТРАШНО»

Если сегодня на место трагедии взирали лишь несколько зевак с лестницы близлежащего кафе, то накануне у того, что осталось от ТЦ «Адмирал», было все еще много людей, в том числе из числа тех предпринимателей, кто работал здесь. Некоторые из них не имели ни малейшего желания разговаривать с журналистами, хотя между собой живо обсуждали судьбу арестованного директора торгового центра Гусейна Гахраманова и вспоминали, как «Адмирал» повлиял на жизнь района...

«Раньше здесь и пройти страшно было. И алкаши, и бомжи — в этом районе кого только не было. Он внешний вид района изменил. Здесь чистенько стало, порядок, люди работают... — согласилась поговорить с нашим корреспондентом женщина, представившаяся Мариной. — Мы от этого пожара мало что потеряли, точку, которая у нас в тот момент была, мы сдавали в аренду». При этом наша собеседница хорошо отозвалась о Гахраманове: «Гусейн был спокойным, доброжелательным человеком. Говорят, что он сам поджег, но мне в это не верится». Хотя Марина согласна, что директор ТЦ должен нести ответственность за произошедшее: «Конечно, он виноват, что пожарную безопасность не соблюдали. Но ведь изначально очаг пожара небольшой был».

Гусейн Гахраманов
Гусейн Гахраманов

А торговцы Салман и Сулим и вовсе вспомнили, как вместе с директором тушили пожар: «Мы тоже торговали на этом рынке. Директор был вообще бесконфликтный человек, он всем помогал. Людям со сгоревших рынков он места давал. Его арестовали зря. При чем он здесь? Если бы был виноват, то был бы в бегах, а он в Казани остался. Со мной вместе тушил пожар. А пожарные без воды приехали», — снова повторяет расхожую фразу торговец.

«АЛЖИРУ МЫ ПОМОГАЕМ, АФРИКЕ МЫ ПОМОГАЕМ...»

Самым эмоциональным рассказом были свидетельства предпринимательницы Кадрии Губайдуллиной: «Я не считаю, что он (Гахраманов прим. ред.) в чем-то виноват. Он хорошим директором для нас был. Он принял нас сюда, когда мы, сгоревшие, пришли из «Туры». Нам очень нравилось здесь работать. Мы тут работали, что называется, со всей душой. Я аренду ему платила. Конфликтов с ним я не видела никогда. Был нормальный, хороший человек. Когда из «Туры» приехали люди, он даже своих увольнял, дал места «сгоревшим». Я сама приехала из «Туры». Туда нас обратно не взяли, потому что мы письмо писали Путину, про «Туру» говорили. И я обосновалась здесь. Я здесь два с половиной года работала. Я заработала здесь какую-то сумму, долги отдала... Нам здесь нравилось работать, нравилось с ним работать, он проблемы решал. Он никогда против нас не шел».

По ее словам, арестованный директор «Адмирала» умел решать конфликты, которые возникали между торговцами: «Один раз к нему пришла женщина, потому что другой предприниматель, конкурент, привез такие же товары, вещи, как у нее, и стал продавать. Он хорошо побеседовал с ними обоими, сказал: «Так делать нельзя, торгуйте нормально, делайте все с умом. Не надо друг с другом ссориться». Конфликт был исчерпан, торговцы цены отрегулировали, вместе начали торговать. Он когда приходил, всегда с нами здоровался, всегда был в хорошем настроении». Впрочем, судя по реакции на задержание Гахраманова на встрече предпринимателей с властями, мнение Губайдуллиной не является единственным и общепризнанным: напомним, известию о задержании директора зал аплодировал.

«Сказали, что деньги дадут погибшим. Значит, надо умереть? А пострадавшие ранены? А нам что делать, у кого миллионные долги? Украине мы помогаем, Алжиру мы помогаем, Африке помогаем. А мы даже хуже, чем африканские обезьяны, мы брошенные, мы никому не нужны», — заканчивает свой эмоциональный спич одна из погорельцев «Адмирала».