Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

— Во всем этом есть закономерность — это жадность и некомпетентность. Если бы соблюдались все правила безопасности, то многих жертв, многих потерь можно было избежать. А построен «Адмирал» на приспособленной площади. Там раньше базировался завод металлоконструкций. И эти помещения использовались и как склад, и как павильоны для продаж, и прочее-прочее. Но невыполнение элементарных требований техники противопожарной безопасности привело к такой трагедии. А ведь там, где бывает повышенное скопление людей, безопасность должна быть превыше всего. И вот это разгильдяйство и халатное отношение, которое продолжается у нас на протяжении двух десятков лет, прививается под видом рыночных отношений, дает такие печальные результаты. У людей осталось лишь желание зарабатывать, невзирая на человеческую жизнь.

Не могу кого-то винить, все-таки виновного и меру наказания, причину пожара должен установить суд. Самое трагичное, что люди погибли, жизнь им не вернешь. К рынкам я отношусь довольно спокойно, от них никуда не денешься. И отпускать не боюсь родных, но меры предосторожности всегда нужно соблюдать. А ведь нас еще в детстве учили: когда куда-то идешь, всегда нужно смотреть места отхода.

Александр Сергеев — основатель фирмы «Александр ЛТД»:

— Раз подряд горят, то, наверное, уже закономерность. Есть закон случайных событий, и если в этот закон что-то не попадает, значит, это событие не случайное. Другой вопрос — это причины возгорания, несоблюдение пожарных норм, несоблюдение техники безопасности сотрудниками рынка, но в любом случае это не случайность.
Я на рынках нечасто бываю, но в «Адмирале» был недавно. И из отрицательных вещей, которые первым делом бросились в глаза, были проходы, занятые вещами. То есть между лотками есть проход, он в том числе работает как пожарно-разделительная полоса. И этот проход занят вещами, соответственно, огонь с одного ряда спокойно может переброситься на другой. За этим должен был следить представитель управляющей компании или арендатор.
Правда, есть один очень важный вопрос. В Дубае недавно горел небоскреб, возгорание произошло на уровне 50-го этажа и его погасили за 2,5 часа. Кадыров пожар в Доме печати в Грозном потушил, кажется, за 4 часа, при этом дому был нанесен минимальный ущерб. У нас же сгорает все дотла... Может быть, это из разряда «армия не готова к войне, если войны давно нет». Здесь, наверное, нельзя никого обвинять, просто не готовы, это нештатная ситуация, очень серьезный пожар. На мой взгляд, когда загораются такие крупные объекты, надо бить тревогу тут же, поднимать абсолютно всех и не ждать, пока не справятся одни и не придут на встречу другие.

Ильдус Янышев — генеральный директор ООО «Контр»:

— Трудно сказать однозначно, закономерность это или случайность. Но, вообще, в ментальности российских людей всегда было пренебрежение человека к нормам безопасности и каким-либо правилам. Мы, в отличие от тех же немцев или шведов, которые, например, когда строили IKEA, главное значение уделяли не вопросам кражи имущества, а вопросу пожарной безопасности. Для них это риск номер один. А мы же в первую очередь обращаем внимание на потенциальные кражи, хулиганства, захваты заложников. А к рискам, касающимся техногенных факторов, уделяется мало внимания. Конечно, есть пренебрежения у застройщиков, которые, не уделяя этому риску большое внимание, стараются минимизировать свои расходы.

В первую очередь, разумеется, наказание должен нести владелец здания, который допустил его строительство с нарушениями норм. Второй, на ком также лежит ответственность за трагедию, — это компания, которая взяла в аренду и которая проводит комплекс мероприятий, в том числе и по обеспечению его безопасности. И третье — это охранное предприятие. Потому что оно берет на себя ответственность не только за кражи и нарушение общественного порядка, но и за пожарную безопасность, то есть охрану имущества от техногенных катастроф. И четвертое — это злоумышленники или лица, допустившие халатное использование электрического оборудования, открытого огня.

Игорь Горячев — генеральный директор ООО «Бизнес-центр «2.18» (Набережные Челны):

— Случайность это или закономерность, ответить не возьмусь, так как нельзя делать такие выводы, не владея полностью всеми исходными данными. О трагедии я знаю только то, что было опубликовано в «БИЗНЕС Online», понимая, что это все-таки субъективная точка зрения. И промелькнуло, что в «Адмирале» не была оборудована ни система пожаротушения, ни система пожарного оповещения. Конечно, это нонсенс для такого крупного объекта, ведь речь идет о площади порядка 20 тысяч квадратных метров. Это безалаберность и халатность.

Относительно «2.18» хочу сказать, что у нас есть и система пожаротушения, причем расширенная, учитывая сложность объекта. Есть и система оповещения при пожаре. Более того, у нас есть автоматика, которая совмещает все эти системы, все вкупе работает как единое целое. Хочу сказать, что ежемесячно мы проводим испытания этой автоматической системы. Никто от нас этого не требует. Но мы это делаем исключительно ради того, чтобы господину Горячеву спалось, что называется, спокойнее. И у нас все работает. И в случае чрезвычайной ситуации, не дай бог, конечно, шансов не пострадать у посетителей и арендаторов «2.18» кратно больше, чем их было в торговом центре «Адмирал». Это меня, конечно, успокаивает.

Рафил Нугуманов — заместитель председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку:

— Я считаю, что это все-таки не случайность, это закономерность. Есть такой момент, пожарную службу лишили права подписывать строительные документы. Раньше, прежде чем начать стройку, проект стройки подписывали пожарные. Сейчас они этого не делают. Говорят, что коррупционный ход. Ведь посмотрите, какой горючий объект построили? Страшно. Коррупция тут или нет, но какая трагедия. Как подставили нашу республику, наше руководство!

Миллионы ведь загребают эти собственники, а поставить пожарную сигнализацию, пожарные датчики никто не хочет. Так же нельзя работать. Это очередной урок, жесткий. Что касается того, поджог это или нет, то я не думаю... Это, скорее всего, безалаберность. И в первую очередь ответственность за это лежит на хозяине. Он должен был обеспечить безопасность здания.

Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Это может быть что угодно: и совпадение, и закономерность. И выяснить истинную причину предстоит следствию. Что касается наказания, ответственности за такую трагедию, ее всегда должен нести собственник рынка. Потому что он должен был создать все условия для того, чтобы пожара не было. Он должен был соблюдать противопожарные нормы, которые бы препятствовали возгоранию, разрастанию пожара до таких масштабов. И с пожарной службы я не снимаю ответственность, они должны были бдеть, держать это дело под контролем. Если до этого было столько прецедентов, нужно же было очень серьезно подходить к делу, нужно было подвергнуть более тщательной проверке подобные объекты.

И ведь очень важно помочь предпринимателям, я приношу им свои искренние соболезнования. Наверняка у каждого из них большие кредиты, как их теперь выплачивать? Кто-то пострадал еще во время «Туры», теперь сейчас их, конечно, жалко. Это трагедия. И не лишним будет сказать, что все товары должны быть застрахованы. Да, не хватает на это денег, но что поделать? Вот ведь что происходит.

Я не боюсь, когда кто-то из знакомых отправляется на рынок. Так можно всего начать бояться.

Фаяз Хакимов — владелец агропромышленного парка «Южный» (Набережные Челны):

— Закономерности тут нет, конечно. Это случайность, это понятное дело. Весь вопрос вот в чем. Такие объекты, когда очень много арендаторов и очень много посетителей, являются очень сложными. Риск у торговых центров и рынков есть всегда. Такое количество арендаторов — это непросто. Каждый из них может быть сложным, со своими недостатками, в том числе и в плане эксплуатации своей арендуемой площади. Поэтому, я считаю, пожарная безопасность на таких больших объектах должна идти отдельной строкой.

Я, например, держу специального человека, который отвечает за пожарную безопасность, за безопасность труда. К этому вопросу внимание должно быть очень серьезное. Тем более что в последнее время контролирующие органы особо-то и не проверяют. У нас вот, например, пожарные гидранты, огнетушители они смотрят. А вот инструктажи, действия при каком бы то ни было ЧП — этого нет сейчас. Я думаю, что именно из-за этого и происходят такие трагедии. Все-таки нет квалифицированных людей, которые могли бы обеспечить пожарную безопасность и безопасность труда на таких серьезных объектах.

Сергей Ромадановский — председатель татарского территориального объединения профсоюзов России «Соцпроф»:

— Мне кажется, что это трагическая случайность. Следы закономерности должны искать следственные органы. Я не могу сказать, что это закономерность. Любой случай, что в «Новой Туре», что на Вьетнамском рынке — каждый имел свои нюансы. По горячим следам по поводу закономерности могут сказать только специалисты. Я не знаю, почему участились случаи пожаров в Казани на подобных объектах. Непонятно, с чем это связано. Передела собственности тут никакого нет. Вообще, очень страшно сегодня давать оценку тем событиям. Сколько предпринимателей пострадали на всех этих погоревших рынках, а в «Адмирале» еще как минимум 15 человек погибли... Это очень плохо.

Конечно, нужно тщательно разбираться в этом ЧП. Администрация рынка выполняла свою функцию, хотела как лучше, открыться побыстрее и дать возможность предпринимателям начать работу. Все контролирующие и разрешительные органы также должны взять на себя определенную долю ответственности. Если объект работал без разрешения, это неправильно. И куда смотрели все структуры, в том числе и исполнительная власть? Каждое ведомство должно сделать определенные выводы: МЧС, потому что люди пострадали, исполнительный комитет Казани, прокуратура, судебные приставы... Чтобы пожары на рынках не превращались в тенденцию в Казани. Если сделают крайними директора рынка и судебного пристава, я считаю, что это неправильно. Те люди, которые никакой решающей роли никогда не играли. Директор просто предоставлял рабочие места и хотел улучшить условия для предпринимателей. И как туда переезжали все торговцы, хоть сейчас и говорят, что предприниматели сами пришли в «Адмирал». Ничего подобного. Им просто сказали: ваших рабочих мест больше в центре города нет, если хотите работать, то милости просим на окраины столицы республики. Так что исполнительному комитету не стоит сваливать на бизнесменов, что это только их вина, раз они выбрали этот рынок. Нужно сесть, проанализировать, честно установить вину каждого. Если честно, мне неприятно было прочитать в вашем издании, что предприниматели с рынка хлопают в ладоши, когда узнают, что директора «Адмирала» взяли под стражу. Неправильно это...

Сам я лично с Гусейном Гахрамановым знаком не был, но знаю, что «Адмирал» был одним из самых перспективных и развивающихся рынков в Казани. Им и население было довольно, и предприниматели нашли там свое рабочее место, и город получал с этого налоги... Еще раз повторюсь, выводы нужно сделать всем. Раньше горели рынки — и как-то это забывалось. А сейчас дело дошло до жертв. И это очень серьезно.

Гусейн Гахраманов
Гусейн Гахраманов

Марсель Шамсутдинов — управляющий ГК «Райдэн»:

— Я думаю, закономерность. Вопрос только в том, закономерность в злом умысле или в недостаточном контроле за хозяйственной частью. Я сам хозяйством занимаюсь давно и все-таки склонен предполагать, что если неквалифицированные специалисты занимаются сложным оборудованием...

Объектов, где неквалифицированные работники, малограмотные эмигранты занимаются сложной техникой, мы видим много, но, слава богу, проносит. А горят именно рынки. Я ничего не утверждаю, но по логике уже кажется, что это злой умысел, конкурентная борьба. И здесь я не хочу делать резких предположений, просто я занялся недавно анализом, но если это умысел, то наверняка он со стороны конкурентов. Опять-таки я не утверждаю, но выстраивается — вот эти бюджетные агропромпарк, «Новая Тура» и т.д. Те компании, которые управляют этими бюджетными организациями, не вложив ни копейки, но собирая рыночно-арендную плату со своих парков, не являются ли они заинтересованными в устранении конкурентов. Просто так оказалось, что в эти организации вложен огромный бюджет, а все сливки, всю прибыль снимают какие-то непонятные управляющие компании, часть из которых вообще зарегистрирована за границей в офшорах. Вот вопрос к татарстанскому правительству: что же могло произойти?

Близких я опасаюсь, конечно, отпускать на рынки. Но особенно мы туда не ходим, разве что на Колхозный за свежими продуктами. Мы живем в центре, и нам он доступнее всего. А в других я не помню, когда был. В «Адмирале», кстати, ни разу.

Антон Сайфутдинов — гендиректор УК «Шелковый путь», депутат Госсовета РТ:

— Это огромная человеческая трагедия. И люди погибли, и бедные предприниматели есть, которые по второму разу уже на пожар попадают. Поэтому рассуждать на эту тему просто совесть не позволяет. У меня мама живет в доме напротив торгового центра «Адмирал» и наблюдала из окна этот пожар. Слишком много отрицательных эмоций. Самое главное, нужно приложить все усилия к тому, чтобы такие трагедии больше не повторялись. Пусть соответствующие службы делают выводы.

Кто должен понести наказание? В этом должны разбираться правоохранительные органы. Там же целая цепочка. Надеюсь, они разберутся. Я не судья, не прокурор. Есть правила, они понятны и должны соблюдаться.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Это уже пятый пожар — «Новая Тура», «Даурия» на улице Даурской, «Караваево», Вьетнамский рынок и теперь «Адмирал». Почему-то ведь это случается. Эти систематические пожары — большая проблема. Почему на таких объектах не проводится тщательная проверка пожарной безопасности, тем более когда было столько прецедентов. Сейчас наверняка идут проверки, но что они выявят и выявят ли вообще, одному Богу известно.

Ну а кого наказывать, покажет следствие, здесь надо проверить тщательно всех. Особенно руководство, которое попросту не следило за своим объектом, проявив настоящую халатность.

Юрий Петрушин — председатель правления ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье»:

— За последнее время слишком много подобных случайностей в Казани. Но и назвать это закономерностью без достаточных на то оснований вряд ли можно. По трагедии в «Адмирале» нужно очень щепетильно провести расследование, разобраться во всем.

Не думаю, что все эти пожары на рынках и торговых центрах Казани как-то между собой связаны. Просто тут нарушена какая-то схема. Может, контролирующие организации что-то не доработали. Хотя не исключено, что это действия конкурентов. Но тут уже правоохранительные органы должны разобраться. Рассуждать сейчас об этом было бы преждевременно, равно как и обвинять кого-то огульно. Единственное, что я могу сказать, что руководство этих объектов в любом случае должно понести ответственность. Какая бы ни была причина пожара, это все равно в какой-то степени их вина.

Юлиана Семенова — директор строительной компании «7Я»:

— Говорить о том, случайность это или закономерность, не зная глубины вопросы, — неблагодарное дело. Причиной могло стать нарушение при строительстве, или ошибка при эксплуатации, или, может быть, зарядник от сотового телефона воспламенился. Нужно знать детали. Другой вопрос, что места массового скопления людей во все времена — это источник повышенной опасности. Так что тут каждый сам выбирает. Что касается меня, то торговые центры я сама не очень люблю, единственное общественное место, которое я посещаю с удовольствием, — это театр.

Сергей Валеев — собственник дома Фукса, совладелец сети пабов:

— Мне кажется, причина случившегося в «Адмирале» — это внутренние дела владельцев, разборки. Это не случайность — это факт. Участившиеся случаи, думаю, связаны с дележкой, выяснением отношений. Кто должен понести наказание, решат следственные органы. Мои же родные и близкие не ходят на рынки принципиально.

Руслан Малышов — управляющий ТК «Сити-Молл» (Набережные Челны):

— Тяжело отвечать на вопросы о трагедии в Казани. Это, безусловно, плохо, связаны такие участившиеся случаи пожаров на торговых объектах в первую очередь с халатностью и несоблюдением правил пожарной безопасности владельцев рынка. Насколько мне известно, там не было приборов автоматического пожаротушения. Я, конечно, в расследовании причин трагедии не участвовал, со стороны тяжело кого-то однозначно обвинять. Виновные должны понести наказание. Кто будет виновным — не нам решать. Следственный комитет будет проводить расследование, экспертизы. Это только в их компетенции.

Ни я, ни мои родственники услугами подобных рынков не пользуемся, так как неинтересны их товары, да и безопасности, как видим, доверять не приходится.