Чуть меньше $1 млн. стоит челнинский мусор. Такую цену запрашивает Поволжская экологическая компания с властей автограда за прием мусора, собираемого в городе. Челнинский исполком считает это требование необоснованным и утверждает, что "полигон был построен на государственные деньги", то есть средства экофонда РТ. Кроме того, депутаты челнинского горсовета сомневаются в законности эксплуатации нового полигона данной компанией.

ПОЖАР НА СВАЛКЕ

Весь сыр-бор поднялся из-за того, что ветер подул не в ту сторону. Дело в том, что в районе села Тогаево расположены старая городская свалка, закрытая постановлением главного санитарного врача республики еще 14 лет назад, и новый полигон ТБО, эксплуатируемый "ПЭК Набережные Челны" согласно договору с КАМАЗом.

Недавно на старой свалке загорелся мусор. Ветер погнал едкий дым в сторону нового полигона, и там совершенно невозможно стало работать. Рабочие пожаловались начальству, руководство ПЭК – руководству КАМАЗа. Таким образом, "камазовские" дали депутатам поручение рассмотреть на горсовете вопрос о том, почему исполком не следит за "своей" свалкой.

НА СВОЙ СТРАХ И РИСК

На заседании комиссии горсовета по регламенту, правопорядку, экологии и безопасности населения начальник Прикамского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов РТ Айрат Насыбуллин пояснил, что пожар на старой свалке возник из-за того, что компания "Экосервис" обанкротилась и свалка на неделю стала бесхозной. Однако ситуация выправлена – сейчас свалку эксплуатирует Челныкоммунхоз.

– Правда, генеральный директор Челныкоммунхоза Минефанис Хабибуллин принял это решение на свой страх и риск. Старая свалка закрыта постановлением главного санитарного врача Татарстана еще 14 лет назад, и ее эксплуатация является незаконной. Но городской мусор надо куда-то вывозить, – пояснил Насыбуллин.

По его словам, новый полигон ТБО и промышленных отходов отвечает всем современным требованиям, в нем есть даже биопруд. Но эксплуатирующая организация – "ПЭК Набережные Челны" – требует денег за размещение на полигоне мусора, собранного в городе.

ТУТ ЧТО-ТО НЕ ТО

– А эта компания принимала участие в создании полигона? – задался вопросом заместитель председателя горсовета Хайдар Галяутдинов. – Как они там стали хозяевами? Если полигон построен на государственные деньги, как они могут требовать платы за размещение городского мусора?

В ответ на это Насыбуллин пояснил, что по джентельменскому соглашению руководства города и КАМАЗа новый полигон должен был эксплуатироваться совместно. Но затем, по словам руководства КАМАЗа, по согласованию с кабмином Татарстана автогигант получил право на 25 лет единолично распоряжаться этим полигоном. Рассчитались за это, мол, выделив общежитие. После новый полигон был передан в субаренду Поволжской экологической компании, а она теперь требует с города около 26 млн. рублей в год.

– Новый полигон построил город! – возмутился Галяутдинов. – Если мне память не изменяет, КАМАЗ этим вопросом не занимался. А сегодня мы почему-то опять должны платить. Тут что-то не то! Что касается общежитий, то все свое жилье КАМАЗ передал городу без капитального ремонта. О каком расчете тут можно вести речь? Но давайте всё же сгоряча рубить не будем, поднимем документы, изучим…

– Уже изучили, документально никто ничего не передавал, – заметил Насыбуллин.

– Тогда надо проявить свою волю! Никто не имеет права командовать городскими властями! Не может такого быть, что полумиллионный город не может найти управу на какую-то компанию, которая без всяких на то законных оснований взяла и сказала: "Я здесь хозяин, платите деньги!" – завелся Галяутдинов.

Однако он успокоился, когда Насыбуллин сообщил о том, что городские власти ведут переговоры с КАМАЗом о бесплатном захоронении городского мусора в новом полигоне.

К НАМ НИКТО НЕ ОБРАЩАЛСЯ

В пресс-службе КАМАЗа пояснили «БИЗНЕС Online», что документ о передаче полигона имеется – распоряжение кабмина РТ от 16.05.2007г. №690-с "О передаче в безвозмездное пользование ОАО "КАМАЗ" I очереди Полигона по захоронению ТБО и промышленных отходов". Также заключен двухсторонний договор безвозмездного пользования государственным имуществом №009-669 от 27.06.2007 между Министерством земельных и имущественных отношений РТ и ОАО "КАМАЗ". Так что договор о субаренде полигона Поволжской экологической компанией, заключенный сроком на 20 лет, юридически безупречен.

Что касается переговоров с городскими властями, то по данным, предоставленным пресс-службой автогиганта, на КАМАЗ с таким вопросом никто не обращался.

 

ДЕНЬГИ С ЖИТЕЛЕЙ СОБИРАЮТ, А КУДА ОНИ УХОДЯТ – НЕИЗВЕСТНО

Директор управляющей компании "ПЭК Набережные Челны" Ольга Гудимова так прокомментировала «БИЗНЕС Online» сложившуюся ситуацию:

– Прежде чем приступить к эксплуатации, мы тщательно изучили всю документацию и убедились, что полигон находится в аренде у КАМАЗа на совершенно законных основаниях. Также была произведена независимая экспертиза тарифов, результаты которой были переданы мэрии на утверждение. Городская администрация издала постановление о тарифах на коммунальные услуги, согласно которому стоимость захоронения на 2009 год составляет 5,14 руб. с человека в месяц. В Челнах проживает свыше 500 тысяч жителей. Соответственно сумма за захоронение в месяц составляет около 2,5 млн. рублей, а в год – свыше 31 млн. рублей. Именно этот минимум, согласно экспертизы, необходим для обеспечения работы полигона. В настоящее время деньги с жителей собираются, но куда они уходят – неизвестно.

При заключении договора на эксплуатацию полигона, мы взяли на себя обязательства эксплуатировать полигон в соответствии со всеми правилами и нормами; привести в соответствие с сегодняшними требованиями рабочий проект полигона; достроить полигон за счет собственных средств. КАМАЗ, как заказчик, осуществляет систематический контроль за ведением работ, ведется мониторинг состояния окружающей среды. На сегодня помимо первоначально потраченных КАМАЗом средств, нами вложено более 20 миллионов. рублей, до конца в 2009 года планируется вложить еще 15 миллионов. Труд людей необходимо оплачивать. Каким образом это можно делать без денег, мне неизвестно.

Непонятна и позиция городской администрации. Нас никто не приглашает, нашего мнения никто не спрашивает, перед нами не ставят никаких задач, хотя мы неоднократно сообщали администрации города о готовности выполнять выставляемые ими требования. Но вместо диалога к нам регулярно приходят проверяющие из МВД, прокуратуры, природоохранной прокуратуры и других государственных органов с претензиями, что мы незаконно осуществляем деятельность и требуем с города деньги. Тем не менее, мы надеемся, что администрация разберется в сложившейся ситуации, – заключила Гудимова.

Равиль Сабиров,
фото автора