В ВЕЛИКОБРИТАНИИ УЧИЛСЯ НА ФИНАНСИСТА

— Роман, судя по вашему вопросу Павлу Королеву, вы знакомы с этой отраслью. Чем вы занимаетесь? Расскажите о себе.

— Родился в Казани в 1982 году. По окончании школы №18 посчастливилось уехать учиться в Великобританию. Провел там 6 лет, получил специальность финансиста. Но потом понял, что надо возвращаться в Россию. Работал в различных банковских структурах, затем порядка 6 лет проработал в инвестиционно-венчурном фонде РТ.

— Кто принял решение поехать учиться за рубеж: вы или родители?

— Это было мое решение. А родители помогали мне все эти 6 лет.

— Вы там работали, чтобы оплачивать обучение?

— Нет, работать мне там не довелось, потому что надо было учиться — сначала был колледж, университет, а потом еще один университет. Посчастливилось получить там несколько местных грантов, которые позволили получить некоторую скидку на образование.

— Проблемы с английским были? Ведь надо было не просто разговаривать, а понимать лекции...

— Это как щенка бросить в воду, чтобы научился плавать... В силу необходимости приходилось и общаться, и слушать лекции. Когда тебе это нужно, ты делаешь. А когда нет повседневной необходимости, то и не получается. Знание английского языка очень мне пригодилось во время работы в инвестиционно-венчурном фонде.

— Кем работали в ИВФ РТ, где и кем работаете сегодня?

— В фонде работал на разных должностях, а в итоге стал заместителем директора. Потом понял, что надо двигаться куда-то дальше. И вот чуть больше полугода работаю заместителем директора татарстанского филиала ОАО «Россельхозбанк».

«БЕЗ РЕЛЬСОВ НИКАКОЙ ПАРОВОЗ НЕ ПОЕДЕТ. ДАЛЬШЕ — ВОПРОС В ПАРОВОЗЕ»

— В контексте того, что вы 6 лет работали в ИВФ РТ, мне не совсем понятен ваш вопрос Павлу Королеву. Напомню, вы спросили: «Почему при огромном количестве инфраструктуры и финансирования у нас нет ни одного миллионера, ставшего таковым в результате реализованного проекта в венчурной отрасли? Чего не хватает?» Переадресую вам этот вопрос: чего нам не хватает?

— То, что у нас построили инфраструктуру для развития компаний, — это уже огромный шаг. До сих пор этого нет в подавляющем большинстве регионов России. Это огромный толчок! Без рельсов никакой паровоз не поедет. Дальше — вопрос в паровозе. Я считаю, что в нашем венчурном фонде собралась очень сильная профессиональная команда. Это те люди, которые хотят чего-то достичь, которые ради этого могут работать круглосуточно. Но венчурный фонд — это только один из многих инструментов. Такими инструментами могут выступать и «Роснано», и российская венчурная компания, и министерство экономики РТ, другие ведомства.

— Так чего же все-таки нам не хватает?

— На мой взгляд, успешные компании у нас все-таки есть. А не хватает нам, наверное, продвижения: об успешных компаниях нужно рассказывать, показывать их достижения. Есть такое выражение: за каждым миллиардером стоят, как правило, 10 человек, которые носят старомодные очки и строгие костюмы... Популяризировать успешные примеры бизнеса нужно для того, чтобы молодежь видела, что это возможно.

— Увы, успешные бизнесмены не любят «светиться»!

— Да, не все любят говорить о своих успехах. Они зарабатывают деньги, получают удовольствие от расширения своей компании, от продвижения своей продукции и просто от жизни. И не всем из них интересно рассказывать об этом. Нам в венчурном фонде иногда приходилось уговаривать успешных предпринимателей участвовать в каких-то мероприятиях. Но надо заставлять делиться своим опытом, надо вытаскивать их из своей скорлупы! История успешных компаний нужна для молодежи.

— Что еще нужно делать?

— Нужно не только приводить успешные примеры, но и рассказывать, как они этого достигли. Нужно показать, что это возможно. У нас для этого все есть: и инфраструктура, и законы, и деньги, и бизнес-ангелы, которые готовы помочь.

— Но у нас очень мало бизнес-ангелов!

— Да, их мало, потому что прошло всего 20 - 30 лет с момента появления частной собственности в современной России. Но бизнес-ангелов становится все больше и больше.

— Отвечая на ваш вопрос, Павел Королев назвал много из того, чего нам не хватает для более бурного развития венчурного бизнеса...

— Павел — очень харизматичный руководитель, который может увлечь людей для достижения цели. Это тот человек, за которым хочется идти.

— Как вы считаете, стартапам, которые победили в «Идеи 1000», необходимы платные услуги «Пульсара»?

— Конечно! Как правило, ребята сделают продукт — и все на этом. И нет у них ни бизнес-плана, ни маркетинга, ни продвижения продукта. Порой даже элементарную бухгалтерскую отчетность с них невозможно было получить. И инвестиционно-венчурному фонду РТ пришлось этим заниматься, для чего и был создан «Пульсар».

— Может быть, с ними надо поступать как с щенками: бросить в воду, и пусть выплывают? Вы сами сказали, что так быстрее научишься...

— Можно и так, но венчурному фонду необходимо показывать потенциальным инвесторам готовые, «упакованные» проекты. А когда продукт — это не понятно что, когда нет даже понимания, сколько же денег требуется для дальнейшего развития проекта, не видно перспектив для инвестора, то очень сложно найти желающих для инвестирования. Да, за такие услуги приходится платить. Но по большому счету это помощь со стороны венчурного фонда, поскольку на рынке подобные услуги стоят гораздо дороже.

«БИЗНЕС ONLINE» — ЕДИНСТВЕННЫЙ ДОСТОЙНЫЙ ИГРОК»

— Как давно и как часто читаете газету «БИЗНЕС Online»?

— Газету «БИЗНЕС Online» читаю с самого ее основания — лет 7. Очень нравится ваше критическое отношение ко всем происходящему. Очень нравится, что ваша газета оказывает всем нам поддержку, вскрывая различные проблемы общества, даже просто оперативно донося информацию. Поскольку сегодня я работаю в Россельхозбанке, внимательно отслеживаю статьи на тему сельского хозяйства. И банку нашему нравится доносить через вашу газету свою информацию, получая на нее отклики.

— А какие минусы в нашей работе вы видите?

— Минусы познаются в сравнении, а сравнивать «БИЗНЕС Online» мне сложно, поскольку ваша газета — единственный достойный игрок на региональном рынке СМИ. Аналогичных изданий я не знаю и в близлежащих областях — Ульяновской, Самарской. Можно вас сравнить с федеральными изданиями: у них больше обеспокоенности о глобальном, а у вас — более глубокое освещение региональных проблем и тем.

— Роман, спасибо за внимание к нашей газете. Успехов вам!