«ЗАПАД ГОТОВ НАНЕСТИ ВРЕД СОБСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РАДИ ПОЛИТИЧЕСКИХ АМБИЦИЙ»

Как обеспечить рост инвестиций в Россию, обсудили на международной конференции «ИнвестРос», которая прошла накануне в Москве. Тема особенно актуальна в нынешних геополитических и экономических условиях, когда иностранные инвестиции сокращаются наряду с урезанием расходных статей бюджета. Помнится, в кризис 2008 - 2009 годов на инвестиционном форуме в Сочи занимавший пост тогда премьера Владимир Путин заявил, что именно инвестиции — ключ к выходу из кризиса. Сегодня власти также уповают на рост инвестиций. Об этом свидетельствовала речь председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, открывшего пленарное заседание под громким названием-призывом «Выбрать Россию!»

Собственно, никаких рецептов и советов спикер нижней палаты так и не дал, ограничившись лишь осуждением западных партнеров-политиков, которые, как следует из его слов, мешают нормальному взаимодействию бизнесменов с Россией: «Мы увидели, как власти группы западных стран давят на собственный бизнес, на собственные компании, чтобы попытаться ограничить сотрудничество с российскими компаниями, российскими предприятиями, это касается как инвестиций в российскую экономику, так и капиталовложений наших компаний в зарубежные страны. Парадоксально, что это происходит в те дни, когда наши оппоненты и сами не могут похвастаться значительными успехами в своей экономической политике. Многие до сих пор готовы наносить вред собственной экономике ради политических амбиций».

Впрочем, даже в этих условиях Россия не собирается отказываться от своих целей, однако не без корректорировок. Под этой целью, стоит полагать, Нарышкин подразумевал обеспечение роста инвестиций. Во всяком случае, год назад на этой же конференции он называл это одним из приоритетов. «Россия не отказывается от поставленных ранее целей, но мы обязаны скорректировать пути их достижения, учесть и новые вызовы, и новые потребности нашей экономики, — заявил спикер Госдумы. — Эта коррекция имеет отношение и к бюджету, и к промышленной политике. Эта коррекция, конечно, отразится и в действующем законодательстве».

«ЭКОНОМИКА РОССИИ НА ПОРОГЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО БУМА»

Следом за Нарышкиным выступил ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев. По его словам, дело с инвестициями плохо, причем системно: «Проблемы в инвестиционной сфере носят системный характер, и их решение сопряжено в первую очередь с изменением инвестиционной политики на федеральном и региональном уровне». Однако, по мнению Максимцева, есть тенденции, которые определяют уровень инвестиционной активности: высокая волатильность сырьевого рынка (нефть, вернее ее цены, — теперь причина всех бед), высокая волатильность национальной валюты (как следствие зависимости от нефти), непрекращающиеся санкции, а также негативные тенденции в реальном секторе экономики: падение объемов производства по ряду отраслей, рост скрытой безработицы, увеличение задолженности по зарплате, сокращение налоговой базы. Казалось бы, хуже некуда, но ректор СПбГЭУ даже в этом усмотрел для страны шанс. «Экономика России находится на пороге потенциального инвестиционного бума», — заявил он. И для этого есть веские причины: недооценка российских активов, преодоление симптомов «голландской болезни», рост ценовой конкурентоспособности российских товаров, повышение конкурентоспособности российских регионов на основе снижения инвестиционных затрат в валютном выражении, тенденции к сбалансированности рынка труда, к формированию инвестиционного банковского сектора на основе перехода к проектному и структурному финансированию.

«Насколько Россия сможет воспользоваться этим, зависит от инвестиционной стратегии государства», — заявил Максимцев, готовый вот-вот предложить единственно правильную стратегию. По его мнению, такая стратегия должна включать в себя три блока: в области привлечения инвестиций, направления инвестирования и обеспечения инвестиционной безопасности российской экономики. «Чтобы привлечь инвесторов, нужна определенность, нужны конкретные параметры, понятные, ожидаемые результаты», — весьма неопределенно заявил он. А все вышеперечисленное при этом стоит осуществить как можно скорее: «Чем скорее начнут приниматься меры, связанные с реализацией инвестиционной стратегией, тем быстрее экономика вернется на рельсы экономического роста».

«ЕВРОПЕЙСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ КАПИТАЛЫ НИКУДА НЕ УБЕГУТ»

«Политика, инвестиции и экономика тесно переплелись, по крайней мере, на геополитическом и геоэкономическом уровне, — считает президент банка «Объединенный финансовый капитал» Николай Гордеев. — Мы сегодня к инвестициям должны подходить не в узком, утилитарном ключе «инструмент, рентабельность, доходность», а смотреть через призму стратегических интересов государства». Тем более, уверен он, есть и политическая воля на это. «Ключевая задача — мы должны заложить доверие в коммуникации между властью, институтами финансового регулирования и бизнеса во всех вопросах. Надо открыть диалог прозрачности суждений, который подтолкнет нас к совместным ответственным решениям», — рассуждал Гордеев. Он уверен, что непростая геополитическая ситуация — это не тупик, а новые горизонты в виде «региональных платформ»: «Давайте выйдем на 2 - 3 - 4 - 5 страновые платформы и там закрепимся. Если мы эту задачу решим, вопрос инвестиций перестанет существовать как таковой».

Вполне оптимистичен управляющий партнер по России компании EY Александр Ивлев, который уверен, что уже работающий в России европейский и американский бизнес не собирается массово покидать рынок: «Ожидаются непростые времена, но компании продолжают работать в России», — добавил он. Довольный приватизацией и реформами 90-х и 2000-х Ивлев тем не менее негодует, почему не обсуждали 10 лет назад вопросы бизнес-климата, инфраструктуры, развития человеческого капитала, регионов: «Четыре темы, которые должны были быть затронуты государством на гораздо более ранних этапах. Сейчас важно не останавливать те реформы, которые продолжаются».

«КАК МАЛЫЙ БИЗНЕС ПРЕВРАЩАТЬ В СРЕДНИЙ, А СРЕДНИЙ — В КРУПНЫЙ»

А реформы, с точки зрения участников конференции, заключаются в принятии все новых и новых законов. О них от имени законодателей отчитывался председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. Он похвалился тем, что депутаты приняли законы о бизнес-омбудсмене, контрактной системе, стратегическом планировании, промышленной политике, кроме того, созданы агентства кредитных гарантий (АКГ), фонд проектного финансирования. С особой теплотой парламентарий говорил о важности закона о государственно-частном партнерстве (который не первый год обсуждают в стенах Госдумы, но все никак не примут): «Закон о ГЧП сегодня очень важный и очень нужный, потому что не все инвесторы могут позволить себе построить что-то на территории того или иного региона. У региона должны быть легальные возможности для инвестиций в ту или иную отрасль. Мне кажется, этот законопроект поможет в таком тандеме государству и частному бизнесу строить крупные инфраструктурные объекты».

А вот управляющий партнер Re Group Арсен Аюпов весьма критично оценил российское законодательство. Он считает, что в России на пальцах одной руки можно перечислить те законы, которые действительно регулируют или стимулируют развитие инвестиций: закон о концессионных соглашениях, два закона об иностранных инвестициях и об инвестициях, осуществляемых в форме капитальных вложений, закон об ОЭЗ и законопроект о ГЧП. «Четыре закона с половинкой», — подытожил он. При этом Аюпов похвалил развитие индустриальных парков и ОЭЗ, однако отметил, что забыли создать условия, чтобы инвесторы туда пошли: «Мы забыли, как поощрять привлечение инвестиций. Казалось бы, условия создали, но пока не создали условия, чтобы инвесторы туда пошли». В качестве варианта Аюпов предложил поощрять тех консультантов (а сам он как раз такого рода посредник), которые заводят инвесторов в регионы, парки и ОЭЗ, так как ни инвестор, ни регион платить не готовы. «Если у нас на высшем уровне будет решен этот вопрос, это будет прекрасно, потому что это, на мой взгляд, сильно простимулирует привлечение инвестиций в регион», — уверен он.

Впрочем, пока некоторые регионы и сами неплохо справляются с привлечением инвестиций, во всяком случае, те из них, которые оказались на верхних строках национального рейтинга инвестпривлекательности, составляемого агентством национального рейтинга. Если в прошлом году в пробную версию включили 21 субъект, то в этом году планируют опросить предпринимателей из всех регионов. «Это не для того, чтобы выставить какие-то оценки губернаторам, думаю, что мы не будем выставлять в ряд регионы, это нужно для того, чтобы понять, где у нас в стране лучшие практики, где у нас есть эффективные решения, которые позволяют работать с инвестором, и где практики надо менять», — пояснил глава агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. Задачу своего ведомства он видит в том, чтобы малый бизнес превращать в средний, а средний — в крупный. «Уговаривать иностранных инвесторов что-то инвестировать в страну, где малый и средний бизнес ничего не инвестирует, а только платит себе дивиденды, очень сложно, — отметил он. — Одна из задач, которая стоит перед АСИ, — понять и предложить какие-то решения, чтобы исчезли стеклянные потолки, чтобы малый бизнес не оставался малым всегда, чтобы у него был потенциал для роста».

ТАТАРСТАН — НА ШЕСТОЙ СТРОЧКЕ

Свое рейтингование регионов также проводит «Эксперт РА». Гендиректор компании Павел Самиев на утреннем заседании, посвященном именно инвестициям в регионы, констатировал ухудшение ситуации: «Мы видим существенное изменение по регионам с точки зрения отношения «потенциал-риск». Так, минимальный инвестиционный риск, по его словам, в Краснодарском крае, Липецкой и Воронежской областях, а максимальный инвестиционный потенциал по-прежнему у Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга. Татарстан по инвестиционному потенциалу занял лишь шестую строку, пропустив вперед Краснодарский край и Свердловскую область. «Что касается Татарстана, то он у нас традиционно в лидерах по инвестиционному потенциалу и низкому уровню рисков, — рассказал «БИЗНЕС Online» Самиев. — Он не вошел в Топ-3 в прошлом году, но он всегда в первом кластере регионов, у которых риск низкий и высокий инвестиционный потенциал. В значительной степени это связано с тем, что очень развитая инвестиционная инфраструктура с точки зрения поддержки региональных властей проектов, потому что есть и технопарки, и различные инвестиционные программы, которые способствуют привлечению как внешних инвестиций, так и внутренних».

В «Эксперт РА» пришли к выводу, что вплоть до прошлого года инвестиционные риски нарастали, этот тренд продолжится и в 2015 году: «Ожидаем, что будет расти почти по всем фронтам уровень инвестиционных рисков, а также те факторы, что связаны с экономическими, финансовыми рисками. А это и кредитные риски для инвестиций в неосновной капитал и риски недополучения прибыли с точки зрения инвестиций в основной капитал. Что касается общеэкономических рисков, то везде будет рост. С этим приходится мириться. Здесь и высокий уровень ставок в экономике, и ухудшение уровня задолженности, и вообще проблемы во всех секторах». При этом 40 регионов уже показали отрицательную динамику по инвестициям в основной капитал. Самиев подчеркнул, что прежние факторы роста в виде нефтяной ренты и крупных госпроектов уже не работают, на фоне этого затухает и потребительский рынок. «В январе этого года более 60 регионов показали отрицательные темпы роста торговли. Общий уровень по стране тоже показывает значительное падение», — пояснил гендиректор агентства и добавил, что к тому же обострились бюджетные проблемы субъектов, где растут долги. В итоге могут вырасти косвенная и прямая нагрузки на бизнес, которые только увеличат стагнацию и снизят обороты производства и торговли.

Среди основных рисков Самиев назвал управленческий фактор: «Это и скорость принятия решений, и скорость получения разрешительной документации на проекты и новые бизнесы и так далее. Здесь, конечно, можно улучшить ситуацию, потому что это поддается именно настройке на уровне руководства регионов. Поэтому мы ожидаем, что какая-то часть регионов как раз в связи с тем, что надо какую-то более активную позицию занимать, может действительно предпринять такие меры, теперь будет больше конкуренция за инвесторов среди регионов». Чтобы нивелировать управленческий фактор, Самиев советует убрать барьеры по скорости получения документов, по подключению к инфраструктуре, количеству проверок и их жесткости. «Прогресс какой-то есть, — констатировал он. — На самом деле какая-то часть этого прогресса отмечена тем, что внезапно мы выросли в рейтинге Doing Business. Россия в целом достаточно сильно поднялась в прошлом году. Это действительно неожиданным оказалось на фоне всех событий». Но и этого, по мнению гендиректора «Эксперт РА», мало, так как только для связанных с властями инвесторов проблемы минимальны: «До сих пор очень сложно начинать новые проекты. Только если есть ручная настройка, грубо говоря, какой-то большой инвестор на уровне власти имеет хороший заход, тогда он очень быстро получает всю необходимую документацию, инфраструктуру. Средний инвестор — очень долго».

ПРЕЗИДЕНТ СКАЗАЛ — АИР СДЕЛАЕТ

Успешный опыт Татарстана представила глава АИР (агентства инвестиционного развития) РТ Талия Минуллина, которая сразу отдала должное президенту республики Рустаму Минниханову: «Если смотреть других губернаторов, все-таки столько, сколько Минниханов, не ездит сегодня никто. Он лично курирует вопросы инвестиционной деятельности, лично встречается с инвесторами и на территории Татарстана, и за рубежом, то есть это несколько стран в месяц в обязательном порядке. Конечно, это сильно влияет на принятие решений инвесторами. Они видят государственную поддержку». В прошлом году объем инвестиций в основной капитал республики составил 543 млрд. рублей, иностранных инвестиций — $552 миллиона. «Каждый год мы наблюдаем тенденцию роста прямых иностранных инвестиций», — заявила Минуллина. Уже после заседания в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она пообещала, что инвестиции в республику вырастут, как того потребовал президент РТ.

Но не только Минниханов своей фигурой и поездками способствует привлечению инвестиций. По словам Минуллиной, приоритеты в республике определены стратегией социально-экономического развития (ее действие заканчивается в этом году). В соответствии с ней, определены 8 приоритетных отраслей для инвестирования: химия и нефтехимия, машиностроение и производство автокомпонентов, строительные материалы, сельское хозяйство и пищевая промышленность, медицина и фармацевтика, IT, халяль-индустрия, сфера услуг и туризм. Далее должна будет действовать «Стратегия-2030» , которую планируют принять на Госсовете в мае 2015 года.

В будущее, даже несмотря на мрачные ожидания экспертов, Минуллина смотрит позитивно. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» она заявила, что АИР непременно ждет успех в текущем году, тем более открываются новые предприятия: «Нас неизбежно ждет успех. Кроме того, у нас достигнуты договоренности с рядом стран, хотя, возможно, прямых иностранных инвестиций они не принесут в 2015 году, но я уверена, что те ресурсы, которые будут брошены на работу в текущем году, дадут свои результаты в 2016-м. Если мы говорим о крупных проектах, то стадии переговоров, особенно с международными корпорациями, могут занимать достаточно долгий период времени, и это тоже надо понимать. Поэтому мы для себя строим краткосрочные планы и среднесрочные планы, которые некоторым образом отличаются. На коллегии АИР я говорила о планах на 2015 год. Думаю, будет очень здорово, когда на следующей коллегии я подниму эти документы и смогу рассказать, какие из этих задач были достигнуты, как они достигнуты, насколько они успешны и что мы будем делать дальше».