«ОН ВСЕГДА ШУТИЛ, ЧТО ОН МОРЯК»

Как будто бы по воле рока смерть забирает одного за другим руководителей Татарстана из советской эпохи. Совсем недавно респубилка проводила в последний путь бывшего секретаря обкома ТАССР Гумера Усманова, а сегодня с утра в фойе НКЦ «Казань», где многочисленные зеркала были затянуты траурным черным крепом, вновь шли и шли люди. Проститься со скончавшимся вчера после тяжелой и продолжительной болезни первым премьером нового Татарстана Мухамматом Сабировым пришли те, кто работал вместе с ним в правительстве, кто заседал в первом созыве Госсовета РТ, кто просто хотел отдать дань уважения одному из самых сильных руководителей республики.

Перед началом панихиды своими воспоминаниями о первом премьере РТ с «БИЗНЕС Online» поделились известные люди, хорошо знавшие его и работавшие вместе с ним в правительстве и парламенте.

Роберт Миннуллин — поэт, с 1990 года три созыва депутат татарстанского парламента:

— Я вспоминаю Мухаммата Галлямовича как прекрасного человека и очень сильного руководителя. Он останется одной из самых выдающихся личностей, величайшим премьером нового Татарстана. Когда он руководил правительством, были тяжелые годы, но он выдержал напор и сверху, Москвы, и снизу. В последние годы жизни он как-то в тени оставался, но история еще скажет свое слово. Мы вместе работали в парламенте, он был членом президиума Госсовета. И там он, по сути, оставался премьером — занимался серьезными экономическими и финансовыми вопросами, к нему постоянно обращались за советами и за помощью, и он никому не отказывал. Практически работал и с правительством, и с министрами. В этом смысле он, конечно, был одним из самых лучших депутатов, депутат-практик, я бы сказал. Он на всю жизнь остался производственником, вот эта рабочая закалка была у него в душе и сказывалась в труде. У него было крепкое телосложение, и он всегда шутил, что он моряк. И на самом деле он был капитаном своего Татарстана.

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы России:

— Главное — он был очень и очень порядочным человеком. Ему повезло не только в карьере, но и семейной жизни, с супругой, которая, я бы сказал, эталон жены руководителя. А по карьерной лестнице он прошел с низов и, не стесняясь, об этом рассказывал. Очень любил, как и я, лошадей. Был абсолютно не злопамятным, это одна из его главных особенностей. Горжусь тем, что, когда я был министром сельского хозяйства, он, тогда премьер, меня всегда приглашал на заседания президиума кабмина, хотя я и не был членом президиума. Он считал аграрную промышленность одной из важнейший отраслей республики. Один только пример. Татарстан тогда каждый год закупал на 17 миллионов долларов пшеницы из Канады. И мы решили выращивать свою продовольственную пшеницу, мукомольного качества, хотя многие полагали, что в наших условиях это невозможно. Составили договор между министерством и правительством, хотя минсельхоз и входит в состав кабмина. Все было в этом документе расписано вплоть до премий ученым и рядовым механизаторам. Я обязался в первый год вырастить 150 тысяч тонн такой пшеницы, потребность была — 300 - 350 тысяч тонн. Удалось заготовить 175 тысяч тонн. Тогда в Татарстане поверили, что и в наших условиях можно выращивать продовольственную пшеницу. И это только одна из многих заслуг Мухаммата Сабирова перед республикой.

«СЛАБЫЕ ЛЮДИ НЕ СМОГЛИ БЫ РАБОТАТЬ»

К началу панихиды в большом зале собрались более 500 человек, многие держали в руках цветы. Шум многолюдья затих, когда в зал вошли премьер РТ Ильдар Халиков, первый президент РТ Минтимер Шаймиев, руководитель аппарата президента РТ (сам он в командировке) Асгат Сафаров, экс-первый вице-премьер РТ, помощник президента РТ Равиль Муратов... Они возложили цветы к гробу и встали в почетный караул. Затем подошли к родным Мухаммата Галлямовича, чтобы выразить свои соболезнования. Президента РТ Рустама Минниханова весть о смерти Сабирова застала в Иране, где он находится с официальным визитом. Тем не менее еще вчера он направил телеграмму с соболезнованиями супруге Мухаммата Сабирова — Фагиме Сахаповне.

Открыл панихиду премьер Халиков, напомнивший о яркой биографии Сабирова: «Он возглавлял правительство республики в 1991 - 1995 годах. Можно только предполагать, чего это стоило тогда ему, какие это были нагрузки — и моральные, и физические. Это было время распада великой страны, формирования новой экономики, серьезного падения уровня жизни населения, время ломки сложившихся моделей жизнеустройства. И Мухаммат Галлямович с честью принимал эти вызовы времени, он всегда брал на себя ответственность, никогда не перекладывал ни на кого последствия принимаемых им решений. Его слова «я делал все, чтобы люди не нищенствовали», которые он сказал, уходя с должности премьер-министра, характеризуют его наиболее красноречиво...»

Шаймиев тоже вспомнил про начало 90-х: «Это очень тяжелый был период для всех нас, потому что в нас самих должна была происходить ломка мышления, подходов... Мухаммат Галлямович целиком и полностью посвятил себя служению интересам нашей республики... Могу сказать, что слабые люди, особенно в строительной отрасли, в данном случае еще и в нефтяной, и в газовой промышленности, не смогли бы работать... Мухаммат Галлямович по жизни строитель, по характеру, по стилю... Он делал свое дело честно и добросовестно... В тот период, когда решалась судьба республики, когда мы наконец-то вышли на предмет договора с Российской Федерацией, нами было принято решение, что он при работе этой комиссии будет возглавлять экономический блок. Нелегко было... Но Мухаммат Галлямович с Виктором Степановичем Черномырдиным друг друга знали, потому что оба работали в системе газовой промышленности, и это позволяло со всей принципиальностью подписать тогда 13 экономических соглашений. Все сложные годы перестроечные эти соглашения, как и политические решения, мы старались выполнять, что сыграло огромную роль в том, какой мы сегодня имеем нашу республику...»

«Я ГОРЖУСЬ НАШЕЙ СОВМЕСТНОЙ РАБОТОЙ»

В те сложные 90-е годы в правительстве РТ вместе с Сабировым работал его заместителем Равиль Муратов. Он сказал на панихиде: «Очень тяжелая утрата...» Равиль Фатыхович рассказал, сколько проблем свалилось тогда на кабинет министров: «Приходилось решать массу вопросов, связанных с ежедневным обеспечением жителей республики продовольствием, медикаментами, многими другими товарами первой необходимости. Параллельно мы также вынуждены были решать проблемы обеспечения работающих на предприятиях денежной массой, потому что денежная масса не успевала за инфляцией. Даже не было денег для выдачи заработной платы». Муратов также вспомнил про татарстанские векселя и рассказал про татарстанские деньги: «Деньги в Канаде напечатали без номинала. Сейчас бы нас за это дело посадили... Нас тогда Черномырдин здорово поддержал, он очень уважал Мухаммата Галлямовича... Виктор Степанович принял постановление правительства России, где одобрил опыт Республики Татарстан и рекомендовал его регионам РФ, и он этим спас нас. А подписывал все постановления, распоряжения Мухаммат Галлямович — чья подпись, тот отвечает... Я горжусь нашей совместной работой...»

Замгендиректора «Татнефти» Рустам Мухамадеев напомнил, что почти 30 лет трудовой деятельности Сабирова было связано с юго-востоком республики. Председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев напомнил, как много сделал Мухаммат Сабиров для татарстанской интеллигенции, для развития национальной культуры... Было заметно, что в основном выступавшие акцентировали внимание на первой половине 90-х, аккуратно обходя стороной вторую половину — то время, когда Сабиров отнюдь не добровольно ушел с поста премьера, возглавив оппозиционную Республиканскую партию Татарстана, как принял участие в «путче глав» в 1998 году... Все это теперь часть истории.

Завершилась панихида погребальным намазом, который прочитал муфтий РТ Камиль Самигуллин. Похоронили Мухаммата Сабирова на Арском кладбище.

==photo47018==