БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Я внимательно читала все комментарии к своим предыдущим блогам о поездке в США на стажировку и поняла, что данная зарубежная страна очень интересует аудиторию «БИЗНЕС Online». Особенно активно вы спрашивали у меня, например, о ценах на различные продукты, о страховке, налогах, системе изучения родного языка и т.д. Всем понятно, что за три недели, проведенные в стране, всего не увидишь, поэтому ответы на эти вопросы проще всего поискать в блогах соотечественников, живущих в Америке, коих немало.

Кого-то задело, что я написала в одном из блогов фразу «страна мечты» (и в этом тоже). Наверное, сразу стоило разъяснить, что это общеизвестная фраза, и, кроме того, употребляется в кавычках.

Интересно было читать про «курс гипнотерапии от АНБ» (кстати, читатель так и не ответил мне, чей курс прошел он), про «агента». Кто-то явно был более осведомлен, чем я: «Опять госдеп отрабатывает?», «Со всей ответственностью готов еще раз заявить, что все подобные мероприятия имеют вполне определенную пропагандистскую цель», «Откуда вам знать что вашего сотрудника редакции не завербуют спецслужбы?» Сложилось впечатление, что все эти люди сами завербованы (неизвестно кем, правда), и тоскуют по жизни. Кстати, предупреждая комментарии под блогом: нет, меня никто не вербовал, и ЦРУ или кто-либо еще на меня не выходили.

А уж в социальных сетях — Twitter, «ВКонтакте» — людей, что называется, понесло. Неизвестно почему, но крупные паблики писали о наличии информации «о подготовке пятой колонны в Татарстане», негативно отзывались лично про меня, хотя за комментариями или разъяснениями ко мне никто не обращался. «Вильданову завербовали», — написал в своем Twitter и Facebook советник председателя правления АКБ «БТА-Казань» Денис Валеев (ссылки приложить не могу, т.к. Валеев на днях удалил свои аккаунты в соцсетях), который всего несколькими неделями ранее выкладывал в своем Instagram фотографии из Нью-Йорка. Интересно, что комментарии к поездкам того же Валеева или «золотой» молодежи, а также детей чиновников не получают столько негативного внимания, поэтому реакция была мне непонятна.

В заключительном блоге я пишу выдержки из разговоров с обычными жителями Америки.

СОЧУВСТВИЕ САНКЦИЯМ

Больше всего меня, конечно, интересовал вопрос об отношении американцев к украинским событиям, к России. И тут я наткнулась на глухую стену — жители США очень высоко ценят частное пространство, предельно корректны и вежливы, крайне редко высказывают собственные мысли по этим вопросам. Единственное, что удалось вытянуть: американские граждане не одобряют войну, а также президента России, которого считают «диктатором» и «не любят». Однако вслед за этим всегда следовала оговорка, что точно так же американцы не любят и Барака Обаму — его поддерживают лишь 46% (по словам моих собеседников) жителей страны.

Открытием для коллег-журналистов и других людей стало то, что Владимир Путин не женат. «Как такое возможно?! Он же президент!» — восклицали они, после чего я объясняла, что он в разводе. Затем следовала многозначительная фраза: «О, ну тогда, наверное, каждая российская женщина мечтает о нем!» Кстати, очень популярна в Америке картинка-мем, на которой изображен Путин, топлесс, верхом на медведе. И вообще в стране популярны смешные ролики на YouTube, снятые россиянами.

В целом складывается впечатление, что американцы не так-то сильно и зациклены на нашей стране. Логично — им нет нужды беседовать о том, как сильно подорожал бензин или продукты питания. Да и об Украине они заговаривают редко, по крайней мере, в Сан Антонио, где я жила две недели. Зато знают слово «санкции» и сочувственно кивают, произнося его.

Во время поездки в Америку я прочитала статью на портале «Слон» об иллюзии величия и о том, «хотят ли с русскими войны», в которой говорилось, что в сегодняшней России присутствует синдром исключительности и т.д. Я спросила у одного американского журналиста в Техасе, что он думает по этому поводу, на что тот ответил, что, вероятно, так и есть. Жители Штатов при этом не отрицают, что, как правило, не особо интересуются другими странами, чужими проблемами, «но не все мы такие».

Я задала вопрос этому же журналисту по просьбе анонимного читателя к одному из моих блогов. Читатель написал в комментарии: «Правда ли, что в Техасе есть партия, борющаяся за возврат этого штата, когда-то аннексированного Америкой, снова в Мексику? «Отдавай-ка, Америка взад» — актуально для Техаса? И как же тогда с державой, ставшей первой по добыче нефти?» (орфография и пунктуация автора сохранена). Мой западный коллега лишь отмахнулся: «Нет, никто не хочет отделяться от Америки, и тем более присоединяться к Мексике. Обычно перед выборами некоторые политики делают громкие заявления об отделении Техаса от США, но это лишь для того, чтобы получить себе голоса», — сообщил он.

«У НЕЕ НЕТ ОРУЖИЯ!»

Что касается бытовых разговоров, мы не раз смеялись с американскими знакомыми над взаимными стереотипами. Каждый второй спрашивал у меня, правда ли, что россияне пьют много водки? Каждый раз я твердо отвечала: «Нет!» (ведь, правда, нет?)

Улыбку у собеседников в Техасе вызывали мои слова негодования в адрес работы общественного транспорта, потому что в Казани он нареканий практически не вызывает. «Транспорт плохо ходит. Но это не проблема — у каждого есть машина», — говорили они, и это подтверждали битком забитые паркинги по городу. А то, что американцы предпочитают очень большие машины, оказалось правдой. Но даже если бы общественный транспорт и ходил более или менее регулярно, во время снегопадов его работа все равно бы прекращалась. Я сама жила в теплом штате, а некоторые мои российские коллеги отправились туда, где зимой идет снег, — Эшвилл, например (Северная Каролина). Если город численностью несколько десятков тысяч человек, то снег парализует все: на улицах пустынно, закрываются школы, магазины и заведения общепита. Для россиян, разумеется, объем снега кажется незначительным, но бедные американцы просто не знают, что делать!

Помимо того, что у каждого есть машина, почти у каждого есть еще и оружие. Все вы, наверняка, по несколько раз в год замечаете в СМИ истории о том, что именно в Техасе случается неожиданная стрельба или происходят несчастные случаи с оружием. «У тебя нет оружия?! — воскликнул мой коллега в San Antonio Express News и обратился к коллегам в огромном ньюсруме. — Хей, посмотрите! У нее нет оружия, и она говорит, что в России его могут иметь только полиция, военные или те, кто обладает специальным разрешением... Посмотри на репортера за тем столом — у него очень много оружия. Ну надо же, нет оружия...»

Оружие в Техасе разрешено, а вот браки между лицами одного пола нет. Об этом с некоторой грустью в голосе и взгляде сказал мне мой новый друг в Южном Техасе — гей, в настоящее время не имеющий партнера, и поэтому посвящавший мне немало времени. «Я слежу за ситуацией в России, и вижу, что геям там нелегко. Интересно, откуда это идет — от властей или от общества? — спрашивал он у меня. — Насколько я понимаю, в России геи скрывают данный факт от окружающих. У нас в Южном Техасе народ довольно консервативен, но мы не скрываем своих предпочтений. Если лица одного пола хотят заключить официальный союз, можно поехать в другой штат и оформить там брак».

Мои знакомые в США усердно выпытывали, удивляет ли меня немалое количество полных людей, объясняя лишний вес высококалорийной едой. Нет, не удивляет. Полных людей и тех, у кого есть проблемы с лишним весом, достаточно и в России.

РАЗНОЕ, А НЕ ЛУЧШЕЕ ИЛИ ХУДШЕЕ

Когда я вернулась на днях в Казань, не один знакомый спросил: «Почему ты там не осталась?!» Или: «Ну как ты съездила?» Очевидно, ожидали услышать щенячий восторг. Но такого лично у меня не было. Как и любая страна, Америка — интересна с точки зрения изучения культуры, архитектуры, кухни, в конце концов, но Казань за последние 5 лет стала городом мирового уровня, в котором очень комфортно жить. Хотя в Вашингтоне, например, понравилось использование гранитной крошки на дорогах во время снегопадов — в результате, когда снег тает, город идеально чист.

Таким образом, я не стала бы говорить о том, что где-то лучше или хуже. В США мне, например, бросалось в глаза немалое количество бездомных людей — как в столице страны, так и в Южном Техасе. А еще то, что на низкооплачиваемых, неквалифицированных должностях в 80 - 90% случаев работают афроамериканцы. Если кто-то скажет про аналогию с жителями Азии в России, не забывайте, что афроамериканцы — полноценные граждане Америки, так что, видимо, дискриминация по цвету кожи не изжила себя окончательно.

image5.jpg

Все страны уникальны, а самое главное — различны. На разности и надо делать акцент.

Казань-Вашингтон-Южный Техас-Вашингтон-Казань

Читайте также: