«В ЭТОМ ГОДУ ДЛЯ СЕЛЬХОЗРАБОТ ПОТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕ
ПРИВЛЕЧЕННЫХ СО СТОРОНЫ РЕСУРСОВ»

О ситуации в сельском хозяйстве и перспективах его развития, в частности и на текущий 2015 год, я подробно рассказал в своем прошлом блоге «Господа, а не слишком ли много вы хотите заработать на бедных российских крестьянах».

На этот раз я хочу отметить, что несмотря на имеющиеся огромные возможности развития производства, собственного продовольствия, мы эти возможности пока не реализовываем, упуская бесценное время. Да, положительные моменты есть. Так, несмотря на это, нам удалось найти компромисс с производителями минеральных удобрений. В результате, например, аммиачная селитра для растениеводов подорожает за год с 11,4 тыс. рублей за тонну «лишь» до 14,1 тыс., а не до 16,8 - 17 тыс. рублей, как это предполагалось производителями минеральных удобрений. Поэтому сельхозработы в 2015 году подорожают по сравнению с 2014 годом не на 40 - 41%, как ожидалось в феврале, а «всего» на 35 - 36%. На столько же возрастет себестоимость молока и говядины. Однако кроме роста затрат на производимое в стране продовольствие в этом году для сельхозработ потребуется больше привлеченных со стороны ресурсов.

Пока с кредитованием выходит загвоздка, даже несмотря на то, что правительство РФ оперативно приняло реальные меры поддержки системообразующих банков, выделив 1,1 трлн. рублей на докапитализацию Сбербанка, Россельхозбанка, ВТБ, ВЭБа и ощутимо увеличив субсидирование процентов по кредитам на полевые работы до 14,64% из федерального бюджета. Плюс что-то должны добавить регионы. То есть руководство страны создало для российских сельхозпроизводителей механизм получения приемлемых условий кредитования. Но мы видим паралич банковской системы и неспособность банками кредитовать сельское хозяйство по причинам, кажущимся им объективными. А время уходит...

«НЕТ НИ ОДНОЙ ОТРАСЛИ С ТАКИМ ГАРАНТИРОВАННЫМ СБЫТОМ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ, КАК СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

Необходимо отметить то, что по сравнению с январем этого года сегодня для банков ресурсы для выдачи кредитов значительно подешевели. Так, ставки по депозитам снизились до 12 - 15% годовых, на межбанке — до 14 - 15%. Центробанк ресурсы предоставляет под 15 - 16,5%, что с учетом собственных ресурсов банков означает текущую себестоимость денег на уровне 12 - 14 процентов! Поэтому ничем, кроме жадности и жажды получения сверхдоходов, желание банков кредитовать посевную дороже 18 - 19% годовых не объяснить.

Вместо того, чтобы снижать свои затраты и укладываться в 2 - 3% маржи, сегодня банки хотят заработать 5 - 8 процентов! А чем выше ставка по кредитам для заемщиков, тем больше невозврат. Поэтому предлагая кредиты дороже, банки лишь себе в будущем создают проблемы, в чем мы периодически убеждаемся.

Благодаря антисанкциям у российских сельхозпроизводителей появились огромные возможности для наращивания производства в рамках импортозамещения, но если в ноябре 2014 года министерство сельского хозяйства РФ еженедельно рассматривало до 600 инвестиционных проектов в сельском хозяйстве, то за два месяца 2015 года в министерство сельского хозяйства из всех регионов поступило всего 13 заявок! А ведь сегодня у России нет более важной задачи, чем продовольственная безопасность, и нет ни одной отрасли с таким гарантированным сбытом производимой продукции и потенциальной инвестиционной привлекательностью, как сельское хозяйство.

Поэтому политика ЦБ и банковской системы по отношению к ней вызывает лишь удивление. Аналогичных примеров в мире нет. И вряд ли нам удастся успешно бороться с инфляцией административными методами. Единственно правильным и проверенным во всем мире и во все времена методом является наращивание производства, снижение затрат за счет роста производительности труда, эффективности производства, что требует инвестиций и мер господдержки.

Айрат Хайруллин