Продавцы цветов ожидают, что, несмотря на рост цены на цветы, средняя стоимость букета не изменится или даже упадет — мужчины не готовы тратить на подарки больше
Продавцы цветов ожидают, что, несмотря на рост цен на цветы, средняя стоимость букета не изменится или даже упадет — мужчины не готовы тратить на подарки больше

ОЧЕНЬ СКРОМНЫЕ ЦВЕТЫ

Сегодня многочисленные работники компаний, мужья и братья устремились в цветочные магазины, чтобы приобрести букет и поздравить с наступающим 8 Марта представительниц прекрасной половины человечества. Между тем дыхание кризиса ощущается и здесь. Средний чек становится все меньше, спрос все слабее, а мужчины, увы, все прижимистее. Такой вывод сделали корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывав на оптовых цветочных базах и посетив не один цветочный салон.

Опрошенные нашей газетой руководители и собственники цветочных бизнесов в Казани отмечают, что структура спроса в последнее время изменилась. «Средний чек сильно сократился — на 50 процентов, — рассказал «БИЗНЕС Online» владелец сети магазинов «Букет столицы» Евгений Сеньковский. — Цена закупки выросла вдвое, а розничная цена никак не может быть поднята в два раза, потому что покупатели тогда просто не будут брать цветы. В результате доходность цветочного бизнеса сильно падает».

В моде — дешевые «антикризисные» предложения. «Наиболее популярными стали кенийские розы, которые попадают в низший ценовой сегмент. В среднем ценовом сегменте популярны розы небольших ростовок из Эквадора, который дает лучшее качество. Еще для экзотики покупают декоративные ананасы — добавляют в цветочные композиции», — рассказал Сеньковский.

Евгений Сеньковский: «Цена закупки выросла вдвое, а розничная цена никак не может быть поднята в два раза, потому что покупатели тогда просто не будут брать цветы. В результате доходность цветочного бизнеса сильно падает»
Евгений Сеньковский: «Цена закупки выросла вдвое, а розничная цена никак не может быть поднята в два раза, потому что покупатели тогда просто не будут брать цветы. В результате доходность цветочного бизнеса сильно падает»

Эти тенденции подтверждает и владелица ООО «Крокус» Равза Махмудова: «Думаю, что дешевые позиции, такие как тюльпаны и хризантемы, будут более востребованы. Если говорить по розе, то в этом году закупаем больше короткой розы — кенийская, колумбийская роза, от местных производителей — те, у кого короче нога. Антикризисный вариант! Люди стали экономить, мы тоже стали выбирать более дешевые варианты, но мы по-прежнему стараемся брать качественный товар. А так, экономим уже на всем», — говорит она.

Руководитель пресс-службы «Флорист.ру» Талия Ахметова рассказала, что из-за сложной экономической ситуации в этом году объем розничных продаж упал, но не намного — лишь на 7%. Однако это произошло за счет снижения среднего чека. Количество же букетов, по ее словам, меньше не стало, наоборот, выросло. Интересно, что и на падающем рынке есть растущий сегмент. Это интернет-доставка — ее объем за последний год вырос на 32%.

Весьма показательными в этом смысле оказались итоги вчерашнего опроса среди читателей «БИЗНЕС Online». На вопрос: «Изменятся ли праздничные расходы в вашей семье?» — 55% читателей указали, что в кризис придется подарить что-нибудь поскромнее. 15% считают, что «подарок женщине — святое», и готовы отдать за него сколько нужно, а еще 11% планируют потратить на него столько же, сколько раньше, невзирая на рост цен. Женщин среди участников опроса оказалось 19%.

«11 ЛЕТ Я ПРОДВИГАЮ НЕПОКУПКУ ДЛИННЫХ РОЗ!»

Не так сильно кризис сказывается на тех, кто работает с обеспеченной публикой. «Если салон ориентирован на средний уровень и ниже среднего, у него, конечно, сейчас есть проблемы. С состоятельным же клиентом пока ничего не происходит, — уверена владелица студии цветочного дизайна «Марибэлль» Марина Кондратьева.

Как говорит владелица студии цветочного дизайна «Марибэлль», ее салон знают «все VIP-персоны вплоть до жены президента». «Супруга мэра приезжает к нам сама за нежными букетами пастельных тонов. Она очень приятная в общении, с прекрасным европейским вкусом. Все букеты упаковываем для нее в крафтовую бумагу. Также 8 лет мы работаем с театром оперы и балета, — перечисляет Кондратьева. — Мы берем эксклюзивом и профессиональным отношением к творчеству».

Впрочем, и здесь думают об экономии: «С начала года Голландия настолько подняла цены, что мы были вынуждены продавать тюльпаны по 100 рублей. Сейчас каким-то чудом именно к 8 Марта весь цветок пришел чуть дешевле, и мы будем продавать тюльпан, например, в праздники за 60 - 70 рублей, в зависимости от сорта», — делится владелица студии.

А что касается длины цветка, то, по ее мнению, это не главное. «Мы вообще перестали закупать длинную розу, — говорит Кондратьева. — Мы славимся совершенно другим — красивыми, интересными букетами с нежными сочетаниями цветов. Кроме того, букеты у нас пушистые, воздушные. Поэтому к нам едут из дальних районов города специально за букетами. 11 лет я продвигаю на казанском рынке непокупку длинных роз, и есть большая прослойка людей, которые это понимают».

Почти все игроки цветочного рынка заявляют, что постарались сильно не повышать цены ни в период кризиса, ни сейчас, перед праздниками
Почти все игроки цветочного рынка заявляют, что постарались сильно не повышать цены ни в период кризиса, ни сейчас, перед праздниками

ОПТОВИКИ ЗАВЕЗЛИ НА 40% МЕНЬШЕ ЦВЕТОВ

Как рассказали «БИЗНЕС Online» представители оптовых компаний, сокращение среднего чека и уменьшение потока покупателей заставило оптовиков завезти к празднику в Казань гораздо меньший объем цветов, чем в прошлом году.

«Все привезли очень мало цветов, потому что побоялись, — рассказал Артур Шайдуллин, генеральный директор ООО «Дом роз», который сам на эти праздники привез не более 50 тыс. цветков — на 40% меньше, чем годом ранее. — Сейчас какое-то движение пошло, люди сделали предзаказы, но как выстрелит в этом году поток розничной торговли, никто не знает. Я почему-то думаю, что сильного ажиотажа не будет. Если судить по моим магазинам, то текущей торговли нет, видимо, люди копят деньги на 8 Марта. Корпоративные предзаказы также были сделаны, но все ужимаются процентов на 30!» — восклицает он.

Если говорить о наценке на товар, Шайдуллин рассказал, что раньше оптовую маржу можно было делать 30%, сейчас — не больше 15%. «Розница делает наценку 100 - 140 процентов, но я заметил, что многие салоны цветов начали ужиматься. Если раньше они розу стоимостью 100 рублей ставили в розничную продажу по 200 рублей, то сейчас 150 - 160 рублей, потому что это достаточно большая цена», — сообщил он. Оптовая цена у Махмудовой за розы — и 35 рублей, и 130 рублей.

Другой оптовик, владелица ООО «Крокус» Равза Махмудова на эти праздники завезла 5 - 6 фур цветов, но это тоже меньше, чем в прошлом году. Говоря о снижении спроса, она называет ту же цифру — примерно 40%.

ЗАВЯДШЕЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Цветы оптовики привозят главным образом из Эквадора и Голландии, а также из Кении, Колумбии, Турции, Израиля. «Около 80 процентов цветов, реализуемых на российском рынке, привозятся из-за границы, — говорит руководитель пресс-службы «Флорист.ру» Талия Ахметова. — Цветы из Эквадора, Кении и других стран попадают сначала на крупнейший цветочный аукцион в Голландии, лишь оттуда цветы доставляются к нам в страну».

Небольшой процент цветов выращивается и в России, например тюльпаны, розы и хризантемы. При этом игроки отмечают невысокое качество товара от отечественных производителей.

«То, что меня поразило больше всего с начала кризиса и падения рубля, — российские производители точно так же подняли цены. В России есть огромные цветочные теплицы, построенные по голландским технологиям, в Ижевске, Подмосковье, Калуге. Цена на высокую розу у них сейчас нереальная, даже для VIP-сегмента. Практически как у голландской розы!» — возмущается Кондратьева.

По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, отечественные поставщики могут покрыть спрос разве что на розы, тюльпаны и герберы, да и то всего на 35 - 40%. «Все остальное надо покупать за рубежом. Кредитных денег в этом бизнесе почти нет, риски слишком высоки, издержки — тоже, поэтому предприниматели работают в буквальном смысле «на свои». Если в 2014 году средняя цена букета выросла в России на 60 - 70 процентов, то в этом году ожидается подорожание еще как минимум на 50 процентов», — сообщила она.

ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА ВЫРОСЛА ДО 100%

Интересно, что, несмотря на сокращение поставок оптовиками, представители розницы в уменьшении закупок перед праздниками не признаются. «Кризис кризисом, а 8 Марта так и остается. Популярность в этот период, конечно, набирают тюльпаны. Мы работаем почти 13 лет, и тюльпаны — это традиция. Учитывая динамику развития нашей сети, в этом году мы заказали к празднику практически тот же самый объем цветов, что и в прошлом году», — рассказал Сеньковский.

Кондратьева говорит, что в связи с тем, что ее студия ориентирована на уровень выше среднего, по объему в этом году заказала меньше цветов, но по сумме — так же и выше. «В этом году мы немного уменьшили ассортимент, сделали ставку на итальянскую мимозу, гиацинты, анемоны и тюльпаны», — сказала она.

В студии «Дари» популярны не розы, а букеты. На 8 Марта однозначно популярны тюльпаны. В салоне «Флорист.ру» перечисляют стандартный набор популярных весенних цветов — тюльпаны, мимоза, нарциссы и гиацинты.

Почти все игроки в один голос говорят, что постарались сильно не повышать цены ни в период кризиса, ни сейчас, перед праздниками, однако рассказывают, что закупочная цена выросла до 100%. «По сравнению с прошлым годом цена на импортные цветы поднялась уже минимум на 30 процентов, что связано с изменениями курса валют. Цена также поднимается к праздничным дням из-за огромного спроса на цветочных аукционах, что в конечном итоге приводит к надбавке почти 40 процентов», — говорят во «Флорист.ру».

«В рамках праздника мы подняли цены несущественно. В кризисный период розы, которые стоили, например, 100 рублей, сейчас стоят 120. Рост цен неизбежно составил в среднем 20 - 30 процентов», — сообщил Сеньковский. Наконец, по словам Кондратьевой, цены на цветы от поставщиков в этом году выросли от 60% до 80%.

«ДАЖЕ ПОДУМАТЬ НЕ МОЖЕМ, ЧТО ЛЮДИ КУПЯТ БУКЕТ ЗА 2 ТЫСЯЧИ»

В итоге владельцы флористических салонов ожидают, что, несмотря на рост цены на цветы, средняя стоимость букета не изменится или даже упадет — мужчины не готовы тратить на подарки больше.

«В прошлом году на 8 Марта у нас была очень популярна акция 1999 рублей за определенное количество стеблей роз, — вспоминает Сеньковский. — В этом году мы даже подумать не можем, что люди купят цветы за 2 тысячи рублей, поэтому сделали акцию за 1000 рублей».

Директор студии «Дари» говорит, что средняя цена букета на 8 Марта в Казани составит примерно 1,5 - 2 тыс. рублей. «Количество покупателей по сравнению с прошлым годом немного уменьшилось. Если в прошлом году заказчики брали на 8 Марта цветы за 5 тысяч рублей, сейчас заказали за 2 тысячи. Все-таки люди немного завязались», — говорит директор цветочной мастерской «Дари» Тимур Шайхутдинов.

В цветочном салоне «Флорист.ру» уточнили среднюю цену букета в зависимости от региона. В Москве — 3,2 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — 2,7 тыс. рублей. Средняя цена на букет в Казани 8 Марта — 2 тыс. рублей. «Казанские флористы могут сделать и небольшие букеты, начиная от 700 рублей, и огромные цветочные композиции для людей с солидным бюджетом», — рассказала Ахметова.

«ПРАЗДНИКИ ПОЗВОЛЯЮТ ПОЛУЧИТЬ ПОЧТИ ТРЕТЬ ГОДОВОГО ОБЪЕМА»

Игроки рынка опровергают широко известное выражение «один день год кормит», применяемое к цветочному бизнесу. «Прибыль в праздничный период, несомненно, есть, но я считаю, что если бы не было такого всплеска, то ничего страшного бы не произошло», — уверяет владелец «Букета столицы».

Шайхутдинов отмечает, что прибыль во время праздника зависит от того, чем ты занимаешься. «Если заниматься не только продажей цветов, то за праздничные дни можно сделать и полугодовую прибыль. Мы помимо основного занятия занимаемся еще декором, оформлением свадеб, мероприятий. Скорее всего, мы сделаем в праздники месячную прибыль», — надеется он.

А в салоне цветов «Флорист.ру» признают, что спрос на традиционные «цветочные» праздники вырастает и позволяет компаниям за несколько праздничных дней выполнить почти треть всего годового объема, но напоминают, что в этот период растут не только розничные цены на цветы, но и стоимость их закупки.

«В праздничный период оборот у нас получается такой же, как за месяц, но это очень тяжелое время. Последние два года мы не спим две ночи подряд, чтоб вовремя отдать заказы. Я больше художник, а не бизнесмен. Если бы у меня был выбор — сон или деньги, я бы выбрала сон, но важно все успеть вовремя и обеспечить постоянному клиенту должное качество, что в таком наплыве заказов очень сложно, — рассказала Кондратьева и сообщила, как справляется с праздничным перегрузом. — Сейчас ко мне приехал Даниил Борисов — двукратный чемпион России по флористике 2008 и 2009 года. В Казани происходит то, чего раньше никогда не было — человек такого уровня работает сейчас у меня в салоне в «Бахетле» на Оренбургском тракте. Мне это стоило дорого, но я хотела, чтобы он поработал для Казани, поделился модными флористическими секретами. И тем более мы дружим уже много лет. Конечно, в праздники сложно справиться с месячным объемом заказов, существующим составом флористов и сохранять эксклюзив».

«МНОГИЕ ЛЕЗУТ ТУДА, КУДА НЕ СЛЕДУЕТ»

При складывающейся картине игроки расходятся в прогнозах на 2015 год. «Надеюсь, в этом году никто из игроков с рынка не уйдет. Кризис и конкуренция дают возможность развиваться», — считает Сеньковский.

Шайхутдинов, напротив, уверен, что в этом году закроется много цветочных салонов. «Точно закроются те, кто открылся только для того, чтобы зарабатывать деньги. У меня есть несколько знакомых, которые открылись по нашему примеру, думали, все будет хорошо, но уже закрылись. Я считаю, кризис будет фильтром для игроков», — рассказал он.

Зато оптовые игроки в прогнозах единодушны. Шайдуллин уверен, что цветочный рынок сократится, отсортируется все ненужное. «Сейчас пришло время для этого. Каждый должен заниматься своим делом, тогда будет все нормально. Потому что многие лезут туда, куда не следует», — считает он. Махмудова также предсказывает на 2015 год, что кризис обязательно приведет к сокращению числа как оптовых, так и розничных продавцов.

«На мой взгляд, в 2015 году рынок в худшем случае сократится на четверть, в лучшем — на 10 процентов, — считает аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. — Цветы обычно не являются товарами первой необходимости, и расходы на них, очевидно, пойдут под сокращение в первую очередь. Таким образом, с рынка будут вынуждены уйти многие игроки, а между оставшимися возрастет конкуренция».