УТРОМ — ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ВЕЧЕРОМ — ПРЕЛЕСТИ РУСАЛКИ

Это не первая выставка казанского музея соцбыта, посвященная женской красоте, приуроченная к светлому празднику 8 Марта. До этого были советская мода, косметика вместе с парфюмом, популярные прически и вот в этом году смотритель и создатель музея Рустем Валиахметов решил пойти по неожиданному пути: собрать картинки из жести. Жесть в данном случае — материал, из которого изготовлены основные экспонаты. Это чеканка или аэрография. «Когда подобная картинка в одиночестве висит на даче у дедушки или бабушки, на нее можно даже не обратить особого внимания, — говорит Рустем. — Но когда собираешь вместе около 50 экспонатов, можно проследить определенные тенденции и направления в этом необычном хобби советского человека».

По словам Валиахметова, на рубеже 70 - 80-х годов сувенирные магазины были завалены продукцией в стиле «чеканка». Их редко покупали себе, в основном принято было дарить другим. Как только советский человек получал индивидуальную квартиру, там всегда на стене появлялась «чеканка». Это был своеобразный фэншуй по-советски. Изготавливались народные «произведения искусства» преимущественно мужчинами и дарились женщинам в тайной надежде на то, что слегка фривольные картинки все же будут радовать больше мужчин.

«Популярность это направление советского творчества и быта получило благодаря дешевизне материалов. «Жестянка», медь, латунь с оловом, которые использовались при производстве, стоили копейки, а порой и вовсе доставались бесплатно на производстве. Добавьте сюда доступность инструментов, достаток свободного времени на работе или в тюрьме, откуда тоже приходили совсем неплохие экземпляры, и всеобщий дефицит всего, что касалось интерьера квартиры. Были, конечно, картинки, которые производились промышленным способом, но в основном их производили кустари. Чеканка — это обратная сторона пропаганды. Днем рабочие делали изображение очередной звезды октябрьской революции, а вечером тщательно «шлифовали» грудь выдуманной или срисованной с картинки русалки», — рассказывает Валиахметов. Он уверяет, что женщина в то время мало анализировала подарок. Для нее это был просто знак внимания и возможность как-то разнообразить тусклые стены жилища.

Смотришь на эти ничем не примечательные жестянки и автоматически улыбаешься. Уж слишком наивно они смотрятся в наше время. При этом вспоминаются несколько квартир из детства, где на стенах висели либо «чеканки», либо панно из металлической пластины с аэрографией.

ЧЕМ ВОСТОЧНЕЕ ПРИНЦЕССА, ТЕМ МЕНЬШЕ ОДЕЖДЫ

Бросается в глаза тематика картин. Сплошная романтика. Русалка с обязательно обнаженной грудью сидит на камне и провожает закат на море, амазонка, которая не знает, что такое одежда, но уже, судя по изображению, умеет пользоваться луком и мечом. Или такая же нимфа лежит в джунглях, прикрывшись тигровой шкурой. Или жестянка под названием «Здравствуй, солнце»: девушка стоит в чем мать родила, из одежды только бусы, и приветствует светило. Понятно, на что тут прежде всего падает взгляд.

С легким намеком на эротику была и аэрография на жести. К примеру, на панно, произведенном в Нижнекамске, стоимостью в 20 рублей (чуть ли не 1/6 советской зарплаты) изображена полуобнаженная Шамаханская царица. Или картина «Материнство», на которой маленький ребенок на руках у молодой девушки. Но распущенные светлые волосы, ярко накрашенные красным губы и слегка приспущенная бретелька на платье рождает совсем другие ассоциации. Естественно, что на ребенка в этой экспозиции никто внимания не обращает. Парадокс, что эти картинки, имея благозвучное название, несли в себе явный эротический подтекст.

«Никто слово «эротика» тогда и не произносил, — говорит Валиахметов. — У меня складывается такое впечатление, что многие из нас родились, а это народное творчество уже висело у каждого на стенах. Как, к примеру, можно объяснить наличие рога у многих на коврах? Даже в тех квартирах, где никто не пил? Это своеобразный советский фэншуй. Я сейчас начинаю собирать символы, которые ничего не значили, не имели большой художественной ценности, но занимали большую часть жизни советского человека, это было хобби. И картинки на жести — это один из таких ярких примеров».

МУЖЧИНЫ БЕЗ ГОЛУБЫХ ФИШЕК

Конечно, сегодня подобные детали интерьера никто собирать не будет. «Эта мода ушла сразу, как появился новый стиль жизни, — уверяет создатель музея. — Если у человека до сих пор сегодня висит «чеканка», это, скорее всего, означает, что он не может адаптироваться к современным условиям. Мы все тогда побежали от нашего прошлого и до сих пор бежим. Хотите проверим?» И тут смотритель музея подходит к другому стенду, где собраны экземпляры советской косметики. Берет флакончик духов «Красная Москва», открывает колпачок, и предлагает стоящей рядом девушке нанести аромат на себя. Барышня послушав запах, слегка шарахается в сторону: «Я помню, этим пахла моя бабушка, и просто не представляю, как такими духами вообще можно было душиться». К слову «Красную Москву» в советские времена днем с огнем сыскать было нельзя... По словам Валиахметова, подобная реакция у 90% женщин. Видимо, еще не нанюхались современный ароматов...

«Конечно, женщинам в советское время нелегко было поддерживать свою красоту, — вспоминает он. — Тогда не было такого количества салонов красоты, наращивания ногтей. Имеешь две разные помады и пару туфлей — королева. Но женщины всегда оставались яркими, вне зависимости от наличия или отсутствия чего-то в магазинах. Им постоянно нужно было поддерживать миф, что они являются счастливыми обладательницами какой-либо косметики. Даже если девушки были красивы от природы. Это время разгула фантазии, когда включались мозги и изобретательность. Достать предметы женского гардероба было непросто. И что делать, если вы невеста, вам нужны белые туфли, а во всех магазинах были только черные? Брался баллончик с краской и туфельки перекрашивались. Пусть хотя бы надеть на один раз, но на фотографии невеста должна быть в белой обуви».

А сильный пол нашего Отечества, по заверению Валиахметова, должен быть рад: «Мужчинам, родившимся в Советском Союзе, да и в современной России, повезло абсолютно всем. Пусть, как говорит Юрий Шевчук, не всем нам достались «голубые фишки» недродобывающих компаний, но наши женщины — вокруг нас. И это главное наше богатство».