Динар Салахутдинов (справа) с адвокатом
Динар Салахутдинов (справа) с адвокатом

«ВСЕ НОРМ, ВСТРЕТИЛИСЬ. ДВЕСТИ НОРМ?»

Советский районный суд Казани накануне перешел к самой интригующей части судебного следствия по «делу о крышевании рынков» — допросу бывшего старшего помощника прокурора Казани Динара Салахутдинова. Именно Салахутдинов, по словам директора оптового рынка «Анис» Зуфара Казанбаева, требовал с него взятку в 250 тыс. рублей. Но не напрямую, а через директора МУП «Центр исходной документации» Светлану Шабаеву, которая оказалась единственной подозреваемой по делу. Она обвиняется в покушении на получение взятки в 200 тыс. рублей (во время организованной ФСБ «контрольной закупки» Казанбаев поторговался и скостил 50 тыс.). Дело квалифицируется по ч. 3 ст. 30 («Приготовление к преступлению и покушение на преступление») и ч. 2 ст. 159 («Мошенничество») УК РФ.

В ходе процесса адвокат потерпевшего Эдуард Мухаметзянов заявил ходатайство об оглашении СМС-переписки, которая происходила между двумя номерами мобильных телефонов, предположительно, принадлежащих Шабаевой и Салахутдинову. В этой переписке они, по мнению потерпевшей стороны, обсуждали обстоятельства получения денег от Казанбаева. Адвокат продиктовал номер, но Салахутдинов не смог его вспомнить. Впрочем, услышав содержание одного из озвученных сообщений, он подтвердил, что написал его Шабаевой. А значит, упомянутые номера действительно принадлежали свидетелю и подозреваемой.

Одна из СМС, отправленная Салахутдинову Шабаевой, была следующего содержания: «Все норм, встретились. Двести норм?» На вопрос адвоката, получал ли Салахутдинов это сообщение, тот ответил отрицательно. Как позднее пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Казанбаев, это сообщение Шабаева написала Салахутдинову во время «контрольной закупки», когда директор рынка «Анис» предложил уменьшить сумму «сделки» с 250 до 200 тыс. рублей. Отметим, что речь идет о так называемом «сером» номере бывшего старпома прокурора, который также успел засветиться в деле экс-директора рынка «Привоз» Назима Маллаева — номер якобы использовался для решения «нерабочих» вопросов, связанных с крышеванием рынка «Привоз». Как ранее заявил «БИЗНЕС Online» защитник Маллаева, в деле Шабаевой бывший старпом прокурора подтвердил, что это его номер. Но в деле Маллаева он этого не признает.

Назим Маллаев
Назим Маллаев

ВЕРСИЯ СТАРПОМА (БЕЗ ПОЛИГРАФА)

Салахутдинов, впрочем, по-своему интерпретировал переписку с подозреваемой. По его словам, в сообщениях речь идет о 200 тыс. рублей, которые он передал Шабаевой, чтобы она подготовила эскизный проект рекламной вывески для строящегося торгового комплекса на улице Петербургской. Эскизный проект понадобился знакомому Салахутдинова Денису, заявил свидетель. Но обо всем по порядку...

Во время допроса бывший старпом прокурора сообщил, что сейчас он временно безработный, с Шабаевой дружит, оговаривать ее оснований у него не имеется. В прокуратуре он работал с 2001 года по 28 октября 2014-го (вплоть до дня проведения «контрольной закупки»). В октябре прошлого года в Казани произошли пожары на Вьетнамском рынке и рынке «Караваево», в связи с чем прокуратура провела проверки объектов массового пребывания людей, в том числе рынков и торговых комплексов. Салахутдинов вместе с инспектором Госпожнадзора Олегом Василенко проводил проверку на оптовом рынке «Анис». В ходе нее были выявлены нарушения, и через несколько дней Василенко прислал результаты проверки, на основе которых Салахутдинов составил акт и передал его представителю рынка. В это же день Шабаева по WhatsApp предложила Салахутдинову встретиться.

«Я подумал, что нужно встретиться по поводу проекта, который я у нее ранее заказывал по просьбе моего товарища, — рассказал Салахутдинов. — Мы с ней встретились. Она меня спросила, проверяю ли я рынок «Анис». Я сказал, что уже проверил, что у них имеются ранее неустраненные нарушения, что материалы будут направлены в суд, где будет решаться вопрос о приостановлении деятельности. Она меня спросила, возможно ли помочь. Я сказал, что помочь невозможно в связи с тем, что все материалы собраны и будут направлены в отдел надзорной деятельности МЧС для принятия решения и последующего направления в суд». «Вы говорили, что никаких разговоров с Шабаевой о материальном вознаграждении за решение вопроса с рынком у вас не было. Вы это подтверждаете?» — спросил гособвинитель. «Да, — ответил Салахутдинов. — Я сказал, что ничем помочь не могу».

После допроса Салахутдинов покинул зал заседаний, очевидно, не желая больше участвовать в процессе, бросившем тень на его репутацию. Примечательно, что в ходе оглашения показаний Салахутдинова стал известен любопытный факт: во время предварительного следствия бывший старпом прокурора Казани отказался проходить проверку на полиграфе. «По состоянию здоровья, в связи с гипертонией, проходить психофизиологическую экспертизу не желаю», — зачитал судья показания свидетеля.

Зуфар Казанбаев (справа)
Зуфар Казанбаев (справа)

«САЛАХУТДИНОВ ВСЕМ ВИДОМ ПОКАЗЫВАЛ, ЧТО ОН ХОЗЯИН ПОЛОЖЕНИЯ!»

Казанбаев также был допрошен накануне и, казалось, высказал все, что у него накипело со времени предварительного следствия... и даже больше.

«Так, а я ведь могу закрыть вас! Я вот сейчас выйду на рынок, увижу розницу — я вас закрою!» — такие угрозы, по словам Казанбаева, делал старпом прокурора во время проверки рынка «Анис» в октябре прошлого года. «У него поведение агрессивное было, — вспоминает Казанбаев. — Всем видом показывал, что он хозяин положения». Потерпевший рассказал и о финансовом благосостоянии Салахутдинова, впрочем, не вдаваясь в подробности о том, откуда ему это известно. По словам Казанбаева, бывший старпом прокурора владеет тремя квартирами в Дубае, оформленными на мать, ездит на BMW 6-й модели, а его супруга — на Audi Q7. Кроме того, у Салахутдинова имеется квартира в 185 «квадратов» в жилом комплексе «Магеллан», ремонт которой обошелся в энную сумму. «Ему еще сделали замечание, что он в прокуратуру катается на «бэхе»!» — сказал Казанбаев. Но его перебил судья Сергей Жиляев: «Давайте все-таки поближе к делу, а то меня просто жаба душит». После этих слов помещение на минуту заполнил громкий смех участников процесса, которые, по всей видимости, от рассказа Казанбаева испытывали те же эмоции, что и судья. Для того чтобы успокоить собравшихся, Жиляеву даже пришлось использовать молоток.

Итогом судебного заседания стало продление домашнего ареста для Шабаевой еще на два месяца, до 13 мая. Следующее заседание пройдет 23 марта, на нем, возможно, будут расставлены все точки над i в громком и, казалось бы, прозрачном деле.

Напомним, в октябре 2014 года на рынке «Анис» прошла прокурорская проверка, которую провел Салахутдинов. После этого Казанбаев обратился в ФСБ. Бизнесмен заявил, что Салахутдинов через Шабаеву требовал от него взятку в размере 250 тыс. рублей. 28 октября 2014 года возле торгового центра «МЕГА» Шабаева была задержана оперативниками с поличным при передаче меченых купюр. Ее доставили в следственный изолятор и через два дня поместили под домашний арест. В тот же день Салахутдинов уволился из органов прокуратуры по собственному желанию. Первоначально Шабаева подозревалась в совершении преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве»). Сейчас ей инкриминируется совершение преступлений по ч. 3 ст. 30 («Приготовление к преступлению и покушение на преступление») и ч. 2 ст. 159 («Мошенничество») УК РФ. Ранее подозреваемая полностью признала вину и просила суд рассмотреть дело в особом порядке.