Только заглянув внутрь вертолета, можно понять, что эта машина особенная: салон под завязку забит «шкафами» и «ящиками» с аппаратурой

А С ВИДУ ОБЫЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ

Внешне вертолет Ми-8-МТПР1 ничем не отличается от обычного военно-транспортного Ми-8, на основе которого он и сделан. И только заглянув внутрь, можно понять, что эта машина особенная: салон под завязку забит «шкафами» и «ящиками» с аппаратурой, между которыми едва хватает места для кресел операторов. Кстати, вертушки — производства Казанского вертолетного завода.

«Вертолет с «Рычагом» обеспечивает подавление радиоэлектронных средств противника и одновременно работу в зоне подавления собственной авиации, — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ОАО «КОМЗ» Алексей Панин. — Работает аппаратура в радиусе сотен километров». Это означает, что в зоне действия «Рычага» сбить наш самолет высокоточным оружием будет весьма затруднительно — «глаза» радиолокационных станций попросту не увидят его. Кроме того, комплекс одновременно может вести радиотехническую разведку, выявляя чужие источники электромагнитного излучения... Отметим, что предшественница «Рычага» — станция активных помех для групповой защиты авиации «Смальта» — была разработана еще в 70-х годах. Сегодня уже разрабатывается новое поколение «Рычагов», и Панин полагает, что КОМЗ как завод с большим опытом производства аппаратуры РЭБ вправе рассчитывать на получение заказа.

КОМЗ выпускает и другие комплексы РЭБ — «Ртуть»

ИНОСТРАНЦЫ ПРОСЯТ, НО ПОКА НЕ ДАДИМ

Собственно, возникает вопрос: что общего у оптического предприятия и средств радиоэлектронной борьбы? В провальный для КОМЗа 2011 год у предприятия завязались отношения с концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), и тот привлек на завод заказы по теме РЭБ. За четыре месяца было создано радиоэлектронное производство. «На самом деле, слово «оптика» — это только для названия предприятия, — говорит Панин, — завод сегодня многопрофильный». Отметим, что стоимость госконтракта КОМЗа на «Рычаг» — 11,5 млрд. рублей.

«Иностранные заказчики за «Рычагом» в очередь стоят, но пока продавать не будем», — продолжил рассказ о секретном изделии заместитель генерального директора ОАО «КРЭТ» Игорь Насенков. Он коротко остановился на особенностях работы КРЭТа в новых экономических условиях: «По 2014 год мы демонстрировали серьезный рост, каждый год выручка росла процентов на 30. Объем гособоронзаказа в 2014-м вырос на 50 процентов. Сегодня появились проблемы макроэкономического характера. Прежде всего они связаны с удорожанием импортных комплектующих, которые в нашей технике тоже есть. Второе — рост ставок по кредитам, которые сегодня стали фактически заградительными». Но Насенков довольно оптимистичен: «Подобные кризисы мы уже переживали, надеюсь, в ближайшие два-три месяца ставки опустятся если и не к прежним значениям, то к ним приблизятся... В целом для страны этот кризис может стать очередной точкой роста. Например, в прошлом году наш концерн выиграл работы по импортозамещению почти на 5 миллиардов». Важнейшей задачей заместитель гендиректора ОАО «КРЭТ» назвал повышение производительности труда. Здесь он привел удручающую статистику: «По выработке на одного работника мы в 7 - 10 раз отстаем от лучших мировых компаний-аналогов, сегодня у нас этот показатель — 1,9 миллиона рублей в год».

«РЫЧАГ» В ПОМОЩЬ АВИЗАВОДУ

Хорошие новости у КРЭТа оказались не только для КОМЗа, но и для Казанского авиационного завода им. Горбунова (КАЗ). Месяц назад сообщалось о том, что концерн совместно с КБ «Туполев» начал создание комплекса РЭБ, который планируется устанавливать на самолет Ту-214. «КРЭТ недавно участвовал в эскизном проекте, он был успешно завершен. По его результатам носителем аппаратуры РЭБ был выбран Ту-214 — его предприятия концерна будут начинять сложнейшей радиоэлектронной техникой, — напомнил сегодня Насенков. — Опытно-конструкторские работы должны завершиться в 2018 году, а далее — серийное производство». Неплохая перспектива для находящегося не в самом лучшем положении авиационного предприятия.

Потенциально это хороший заказ для КАЗа. Напомним, «БИЗНЕС Online» уже писал, что это как минимум 10 самолетов РЭБ на платформе Ту-214. И масштаб действий у этих машин, в отличие от Ми-8, будет более серьезный — в интересах фронтов и армий. Как полагают эксперты, выбор Ту-214 диктуется его летно-техническими характеристиками. Наверное, сыграла и возможность упростить вопросы интеграции планера и аппаратуры РЭБ, если ее будут делать казанские предприятия КРЭТ (на заказ рассчитывает и КОМЗ) — авиазавод-то находится по соседству.

Что касается сданных сегодня вертолетов, то до 15 октября 2016 года военные должны получить еще 15 комплексов РЭБ «Рычаг-АВ».