Для приостановки деятельности предприятия должны быть очень веские основания: скажем, из-за отсутствия, как выразилась Марина Патяшина, «чепчика» на голове повара предпринимателя в суд не потащат

МОЛОКО С АНТИБИОТИКОМ И ЯБЛОКИ С ТОКСИНАМИ

«Покупать продукты нужно те, что произведены недалеко от вашего дома». Эту рекомендацию, по сути, перефразированную из крылатой фразы: «Ты — то, что ты ешь», адресовала сегодня читателям «БИЗНЕС Online» главный государственный санитарный врач РТ, руководитель управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (управление Роспотребнадзора) Марина Патяшина. В ходе почти полуторачасовой интернет-конференции в редакции издания она рассказала, чем отечественные продукты выгодно отличаются от импортных. И здесь, как говорится, без эмоций: факты и только факты.

Для начала Патяшина сообщила, что лабораториями санитарной службы в прошлом году было проведено порядка 80 тыс. проб пищевых продуктов.

«Мы разложили пробы на импортную продукцию, отечественную и местную, то есть ту, которая была произведена у нас в республике, — сообщила гостья редакции. — И выяснили, что 11 процентов импортной продукции имеет нестандартные пробы. А вот нестандарта отечественной продукции — всего 3,4 процента. Наших местных — вообще 1,7!» Импортная продукция ухудшилась в качестве, утверждает главный санитарный врач.

Она напомнила прошлогоднюю эпопею, когда еще до ввода контрсанкций Россия запретила ввоз на 11 видов продуктов питания из-за рубежа. И тому были веские причины. К примеру, по словам Патяшиной, голландский виноград «грешил» повышенным содержанием пестицидов, польские яблоки напичканы токсинами, а в финском молоке вообще был обнаружен антибиотик тетрациклинового ряда. Эти факты сподвигли местную санитарную службу на более жесткий контроль продуктового импорта. И результат не заставил себя ждать: «Поэтому у нас и «забраковка» увеличилась, — отметила Патяшина. — Если в 2013 году на территории Татарстана было забраковано 30 тонн импортной продукции, то в 2014 году — уже 43 тонны».

При этом Патяшина призналась, что выбирает продукты (те же овощи) местного производства. К примеру, отдает предпочтение огурцам и помидорам тепличного комбината «Майский». «Любой скоропортящийся продукт нужно покупать вблизи дома, то есть республиканского производителя», — уверена она. Такого и проконтролировать легче еще в процессе производства, и короткое транспортное плечо гарантирует отсутствие всяческих химических добавок, которыми «удобряют» продукт для увеличения срока годности.

КУПИЛ ЧЕЛОВЕК ШАУРМУ — ОТРАВИЛСЯ. А МОЖЕТ, ЭТО ЗАКАЗ КОНКУРЕНТА?

Вспомнив историю «войны» российской санитарной службы против McDonald’s (как негласный «наш ответ Чемберлену» на западные санкции), Патяшина призналась, что, кроме одного судебного дела, которое, по ее словам, не стоило и выеденного яйца, других каких-то серьезных прецедентов с американской сетью ресторанов фастфуда не было. В отличие от других точек общепита, особенно мелких, типа «пирожковых», «шаурмы» и т.д.

75_full.jpg
Патяшина призналась, что, кроме одного судебного дела, которое, по ее словам, не стоило и выеденного яйца, других каких-то серьезных прецедентов с американской сетью ресторанов фастфуда не было

Как сообщила Патяшина, в прошлом году в республике была приостановлена деятельность 154 таких объектов. Причины: отсутствие канализации, водоснабжения и даже... изобилие блюд в меню. Последний пункт как раз должен насторожить, так как разнообразие предлагаемых блюд зачастую не соответствует необходимому количеству производственных площадей, где эти самые блюда готовятся. Иными словами, на одном и том же столе, в одном и том же крохотном помещении для посетителей и салаты режут, и рыбу разделывают. В таких условиях как минимум пищевое расстройство гарантировано. Правда, взять на вооружение факт пищевого отравления санитарным службам не всегда удается.

«Вот купил человек шаурму, отравился, дома полежал с расстройством желудка пару дней, а потом вдруг решил пожаловаться. Но как нам быть? — сетует Патяшина. — Факта обращения в медучреждение нет. Может, это заказ конкурента? С другой стороны, мы должны убедиться, что нарушение имело место. Это самый сложный вопрос: найти гармонию между снижением административного давления на бизнес и обеспечением необходимой защиты населения».

Гармонизировать процесс пока не получается, призналась главный санврач. Зато удается и, по ее словам, вполне успешно оптимизировать первую часть вопроса — избегать излишних придирок к бизнесу. К примеру, для приостановки деятельности предприятия должны быть очень веские основания: скажем, из-за отсутствия, как выразилась Патяшина, «чепчика» на голове повара предпринимателя в суд не потащат.

«Те нарушения, которые существенно не влияют на безопасность и здоровье граждан, например, отсутствие санитарной формы одежды или маркировки на швабре, — это же мелочи, их можно устранить на месте. И мы специалистам своим указываем: не позорьте службу, не составляйте протоколы по таким случаям», — самокритично высказалась главный санврач. Особо въедливых сотрудников наказывают: по данным Патяшиной, за три последних года по фактам «въедливости» было проведено 157 служебных проверок, вынесено 55 дисциплинарных взысканий.

«Меня лично оскорбляет, когда наши сотрудники компрометируют службу. Таким людям у нас не место», — жестко высказалась гостья редакции.

Почему необходимо избегать сложных салатов, много ли фальсификатов на прилавках наших магазинов, каким предприятиям не следует надеяться на либеральное отношение санврачей — ответы на эти и другие вопросы наших читателей в стенограмме беседы, которую планирует опубликовать «БИЗНЕС Online».