Оскар Крылов просит обязать минфин России выплатить ему 750 тыс. рублей за нравственные и физические страдания, причиненные полицейскими

«ГДЕ БУТЫЛКА? У ВАС ДОЛЖНА БЫТЬ БУТЫЛКА!»

Сегодня Приволжский районный суд Казани зарегистрировал иск потерпевшего по «делу «Дальнего» 25-летнего Оскара Крылова. Он просит обязать минфин России выплатить ему 750 тыс. рублей за нравственные и физические страдания, причиненные полицейскими. Это первый иск потерпевшего, направленный в суд, за применение насилия в отделе полиции «Дальний». В качестве третьих лиц привлечены МВД Татарстана и осужденные экс-оперативники ОП «Дальний» (по эпизоду с Крыловым) Айнур Рахматуллин, Александр Фадеев, Амир Шарафуллин и Денис Васильев. Ранее в июле 2013 года Крылов уже подал в суд иск с требованием о компенсации морального ущерба в размере 20 тыс. рублей за незаконное привлечение к административной ответственности и получил компенсацию. Однако моральные страдания парня суд оценил всего в 8 тыс. рублей.

— Я просто хочу добиться справедливости — ничего сверхъестественного, — объяснил сам Крылов свою позицию «БИЗНЕС Online».

Теперь молодой человек хочет получить от государства гораздо большую сумму. И шансы на то, что иск будет удовлетворен, пусть и не в полном объеме, довольно высоки. Потерпевший рассказал нашей газете краткую историю своего пребывания в отделе полиции «Дальний».

— Я приехал в отдел полиции в 3 часа дня, до 5 часов мне ничего не говорили, а в 6 часов сказали, что меня подозревают в краже. Я напомнил, что по 51 статье Конституции, в случае если я буду давать показания, мне нужен адвокат. Последовали издевки морального плана — это продолжалось до 9 часов вечера. Потом пришел Рахматуллин и применил силу — он вместе с Шарифуллиным и Васильевым нагнули меня на стол. Сняли с меня штаны и... Использовали то ли карандаш, то ли ручку. Потом Рахматуллин закричал: «Где бутылка? У вас должна быть бутылка!» Шарифуллин быстро отыскал бутылку... Я кричал, что все подпишу многократно, но они не реагировали на это. В какой-то момент Рахматуллин достал телефон — якобы меня снимать. «Теперь я хочу от тебя услышать правду и ничего, кроме правды!» — сказал он. Я сказал ему все, что он хотел. После этого меня подняли, сняли наручники, и я написал явку с повинной под диктовку Шарифуллина, — вспоминает потерпевший.

Предъявить счет государству готовятся еще трое потерпевших

Несмотря на признательные показания, Крылова отказались отпускать из отделения: ночь он провел в камере для административно задержанных на основании рапорта о том, что якобы матерился. 28 октября его отвели к следователю. Задержанного попросили подписать данные им показания. Тот отказался и вновь попросил предоставить ему возможность вызвать адвоката. Присутствовавший при разговоре Шарифуллин попытался, по выражению Крылова, «растолкать» его, но следователь попросила оперуполномоченного выйти. Крылов признался, что написал явку с повинной под давлением, но позвонить ему снова не дали. Вскоре молодой человек снова оказался в кабинете у начальника уголовного розыска Рахматуллина, который распорядился «оформлять» на Крылова «Грабеж». Для убедительности полицейские еще раз провели Крылова через комнату, где над ним издевались, и переспросили, будет ли он давать показания следователю. Крылов согласился.

30 ноября Крылова из отделения отвезли в суд, который оштрафовал программиста на 500 рублей за нецензурную брань. Впоследствии уголовное преследование Крылова прекратили ввиду его непричастности к краже. После того как он вышел из суда, тут же отправился в травмопункт, где зафиксировал полученные в результате избиения травмы. Парень написал заявление в следственный комитет в тот же день, но тогда следователи не нашли в действиях сотрудников «Дальнего» Рахматуллина и Шарифуллина состава преступления.

Заявлению Крылова дали ход только после смерти в отделе полиции Сергея Назарова и резонанса, который оно вызвало. Тогда Рахматуллин и Шарифуллин были задержаны. Интересно, что Рахматуллин на очной ставке заявил о том, что не узнает Крылова. Он также сообщил, что никогда в своей работе не применял пытки. После очной ставки следователи провели проверку показаний потерпевшего на месте происшествия. В ОП «Дальний» Крылов показал и рассказал, как полицейские били его и подвергли насилию с помощью подручных средств.

Верховный суд РТ смягчил ранее вынесенный приговор 8 бывшим полицейским ОП «Дальний»

НА ОЧЕРЕДИ — ЕЩЕ ЧЕТВЕРО ПОТЕРПЕВШИХ

Напомним, 4 февраля Верховный суд Татарстана смягчил ранее вынесенный приговор 8 бывшим полицейским ОП «Дальний». Наказание бывшему замначальнику угрозыска ОП «Дальний» Алмазу Василову по решению суда изменено с 15 лет до 13 лет и 11 месяцев лишения свободы в колонии строгого режима.

Бывшему заместителю начальника отдела полиции Фаилю Сабирзянову сократили срок с 12 до 10 лет строгого режима. Экс-руководителю угрозыска ОП «Дальний» Айнуру Рахматуллину наказание изменили с 9 лет строгого режима до 7 лет и 2 месяцев. Бывшему оперативнику Рамилю Ахметзянову по решению суда срок наказания изменен с 10 лет до 9 лет и 1 месяца, Ильнару Ибатуллину — с 10 лет до 9 лет и 4 месяцев. Бывшему оперуполномоченному Амиру Шарафуллину срок сокращен с 6 лет до 5 лет и 8 месяцев, а Денису Васильеву — с 4 лет до 3 лет и 9 месяцев.

По решению Верховного суда экс-оперативнику Александру Фадееву предстоит провести в колонии-поселении 1 год и 8 месяцев вместо 2 лет. При этом суд утвердил обвинительный приговор бывшим оперативникам, которые (в зависимости от роли каждого) обвинялись в превышении полномочий, превышении полномочий с применением насилия, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть человека.

В настоящее время все полицейские этапированы из казанского СИЗО в места лишения свободы. Они будут отбывать наказание в специальной колонии для сотрудников полиции. К слову, ранее туда отправляли их коллег Ильшата Гарифуллина и Рамиля Нигматзянова — в настоящее время они уже вышли на свободу.

Приволжский суд города Казани в течение месяца должен принять решение по иску Крылова — удовлетворить иск полностью или частично, а возможно, и отказать истцу.

Представитель Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов сообщил «БИЗНЕС Online» о том, что в ближайшее время в суд будут направлены иски и от других потерпевших, чьи интересы представляют правозащитники. Всего таких четверо (в целом по делу потерпевшими признано 14 человек).

К слову, на прошлой неделе на выездном заседании в Казани совета по правам человека при президенте РФ председатель межрегиональной ассоциации «Агора» (в ее состав входит и Казанский правозащитный центр) Павел Чиков заявил о том, что история полицейского отдела «Дальний», которая в 2012 года шокировала всю Россию, стала уроком для правоохранительных органов. В последние годы жалобы на противоправные действия сотрудников полиции в Татарстане поступают крайне редко.

«ЭТУ СУММУ МОЖНО СЧИТАТЬ ОПТИМАЛЬНОЙ...»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали перспективы дела в суде.

Борис Рыбак — адвокат:

— Если потерпевшему нанесены тяжкие телесные повреждения, тогда ему могут присудить такую сумму компенсации. Но вы поймите — это же бюджет. Там на всю Россию закладывается, допустим, 100 миллионов рублей. Так что этому потерпевшему, возможно, придется ждать своих денег два-три года. Либо его компенсация может стать меньше. А на какую сумму он может рассчитывать, я не знаю. В городе выплачивают, как правило, больше, в районах — меньше. Такие иски подаются не очень часто, но бывают.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Это называется компенсацией морального вреда, в принципе, каждый человек размер этой компенсации для себя устанавливает произвольно, исходя из того, в какую сумму он оценивает свои моральные и нравственные страдания. Сумму в 750 тысяч рублей, если человек пережил пытки и издевательства, можно считать оптимальной. Если взять в среднем по России, то требуют выплатить от полумиллиона до трех миллионов рублей.

Подается таких исков сейчас очень много. Я сам всегда своим клиентам советую подавать такие иски. Удовлетворяют их практически всегда, другой вопрос — в каком объеме. В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации, который регулирует эти вопросы, прописано, что выплата должна быть «в разумных пределах» и учитываются все обстоятельства дела. Все сугубо индивидуально. По аналогичному делу, связанному с избиением в отделе полиции, выплата составила 300 тысяч рублей.