«Мы, конечно, понимаем, что в стране сложилась непростая экономическая ситуация, но всё-таки надеемся, что потребности культуры будут учтены. Очень надеюсь, что намеченный план мы выполним»
«Мы, конечно, понимаем, что в стране сложилась непростая экономическая ситуация, но все-таки надеемся, что потребности культуры будут учтены. Очень надеюсь, что намеченный план мы выполним»

«ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ГРАНТ ИДЕТ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА»

Айрат Миннемуллович, поскольку мы бизнес-газета, предлагаю разговор начать с такого вопроса: «Президент РТ и в кризисный 2015 год не оставил культуру и искусство без финансовой поддержки — выделил более 240 миллионов рублей в виде гранта 7 творческим коллективам. Это радует. Но хотелось бы узнать, это все-таки грант, который надо бы получать через конкурс, плановое бюджетное финансирование или добавка к бюджетному финансированию? Сколько эти учреждения культуры получают ежегодно в целом? Какие обязательства при этом на них возлагаются? И не сочтите мои вопросы чем-то вроде заглядывания в чужой карман! Это здоровое любопытство налогоплательщика». (Ахат Тимуршин)

— Согласно указу президента РТ, мы получаем эти деньги как грант для улучшения качества творческого продукта, для освоения новых форм и направлений работы. Соответствующее постановление кабинета министров РТ сегодня находится на межведомственном согласовании, только после этого будет известно, какой коллектив и сколько получит из этого гранта.

— Кто определяет, какая сумма нужна, какие именно учреждения культуры должны получить деньги этого гранта?

— Эти 7 получателей были определены уже давно, до моего назначения министром культуры. В этом году президент РТ изыскал возможность добавить на нужды культуры еще порядка 20 миллионов рублей. Эти средства нам нужны для повышения качества работы с детьми и молодежью, для эффективной научной деятельности, для достойного проведения Года литературы, который объявлен в России.

— Какую долю в бюджете этих 7 творческих коллективов занимают средства президентского гранта?

— Это очень большое подспорье! В целом консолидированный бюджет отрасли культуры остался на уровне прошлого года — порядка 10,3 миллиарда рублей. Это с учетом муниципалитетов, с учетом капвложений и прочих затрат. А грант идет исключительно на повышение качества и новые формы работы. Вы же критикуете нас, вот мы и будем улучшать качество!

Плюс более 100 миллионов рублей выделяются на проведение различных мероприятий по линии министерства культуры РТ. Например, в 2015 году состоятся XXVII международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, XII международный фестиваль театров тюркского мира «Науруз», Державинский фестиваль поэзии, международный фестиваль духовной музыки «Музыка Веры», праздник искусств «Сәйдашстанга сәяхәт», VII международный фестиваль «Филармониада», международный фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло», республиканский фестиваль детского и юношеского творчества «Тат-ars-тан», симфонические концерты из цикла «Жемчужины татарской музыки», молодежные фестивали и многие другое.

Как правило, проводим и внеплановые мероприятия, которые тоже требуют финансирования. Поэтому точную цифру, сколько было направлено на культуру и искусство, можно назвать только по итогам работы в конце года.

В прошлом году укрепить материально-техническую базу учреждений культуры нам помог и федеральный бюджет. К примеру, мы закупили музыкальные инструменты для музыкальных школ. Это было сделано впервые за последние 20 лет!

— Значит, Год культуры помог отрасли культуры?

— Очень помог! Министр культуры России Владимир Мединский говорил, что в Год культуры кроме проведения различных мероприятий хотелось бы укрепить материально-техническую базу учреждений культуры. Так оно и было. Надеюсь, что так будет и впредь. Мы, конечно, понимаем, что в стране сложилась непростая экономическая ситуация, но все-таки надеемся, что потребности культуры будут учтены. Очень надеюсь, что намеченный план мы выполним.

«С предложением изменить методологию я обратился к заместителю министра культуры РФ Григорию Ивлиеву, который участвовал в работе заседания нашей коллегии» (mincult.tatarstan.ru)
«С предложением изменить методологию я обратился к заместителю министра культуры РФ Григорию Ивлиеву, который участвовал в работе заседания нашей коллегии»

«ЕСЛИ ЗРИТЕЛЬ НЕ ИДЕТ НА СПЕКТАКЛЬ, ЗНАЧИТ,
ОН НЕ УДАЛСЯ ИЛИ СЛИШКОМ ЗАУМНЫЙ»

— Грантополучатели потом отчитываются, как средства помогли им улучшить качество работы?

— Конечно, отчетность есть. А министерство культуры отчитывается по 19 показателям!

— Но, наверное, это количественные показатели, а не качественные?

— Это так, и я считаю, что это неправильно, о чем и сказал на заседании коллегии минкульта по итогам 2014 года. С предложением изменить методологию я обратился к заместителю министра культуры РФ Григорию Ивлиеву, который участвовал в работе заседания нашей коллегии.

— На эту тему есть и вопрос читателя: «Каковы критерии успешности деятельности государственного культурного учреждения, к примеру, театра или музея? Идет ли речь только о количестве посетителей и заработанных средств, или же существуют и критерии художественной ценности их работы, к примеру, уровень спектаклей или проводимых выставок?» (Айрат)

— В первую очередь, качество работы творческого коллектива оценивают потребители — зрители и слушатели. Конечно, учитывается количество посещений. Это касается и музеев, и театров.

— А кто-то оценивает качество, например, спектаклей?

— Если спектакль включен в репертуар театра (а для этого он должен быть принят художественно-экспертным советом театра), если он собирает полный зал, то это уже показатель его качества. Если народ идет, значит, спектакль получился. Если не идет, значит, спектакль не удался. Или зритель не готов к такому спектаклю, он для него слишком «заумный». Тогда надо воспитывать зрителя. Я считаю, если даже зал заполняется наполовину, спектакль надо показывать.

— В разговорах с нашими корреспондентами некоторые деятели культуры и искусства сетовали на нехватку в Татарстане профессиональных критиков. Газета «БИЗНЕС Online» решила исправить эту ситуацию и пригласила из Москвы оперного критика Елену Черемных и балетного критика Анну Галайду. Их оценка работы наших творческих коллективов не всегда была комплементарной. И на нас за это обиделись руководители некоторых учреждений культуры... Как вы считаете, это нормально?

— Я слежу, как «БИЗНЕС Online» освещает работу театров, музеев, других творческих коллективов республики. Точки зрения могут быть разными, а если кто-то считает, что ваш критик в чем-то неправ, он может дать интервью газете и изложить свое мнение.

«У нас и спектакль Камаловского театра «Однажды летним днем» в 2014 году был номинирован на «Золотую маску» сразу по четырем направлениям»
«У нас и спектакль Камаловского театра «Однажды летним днем» в 2014 году был номинирован на «Золотую маску» сразу по 4 направлениям»

— И мы с удовольствием проведем и опубликуем это интервью! Нам кажется, только с помощью открытого обсуждения можно конструктивно развиваться... А участие и победы в профессиональных конкурсах — это ведь тоже показатель качества. Например, мы только один раз брали «Золотую маску», которая считается главной театральной премией страны. Это был спектакль Бориса Цейтлина «Буря», поставленный в Казанском ТЮЗе, и было это в середине 90-х годов... Вообще, спектакли казанских театров перестали быть общероссийскими событиями. Это проблема для министерства культуры?

— Я не знаю, как организовано судейство «Золотой маски»... Где общественное обсуждение?

— В театральном сообществе обсуждение идет активно...

— Может быть. Но я считаю, что наши театры на фоне других региональных театров выглядят достойно. Я говорю об этом как зритель! Я бываю в театрах других регионов, поэтому у меня есть с чем сравнивать. Театр — это в целом пища для дискуссий. К примеру, спектакли Додина и Някрошюса достаточно длинные, темп жизни сегодня совсем другой, поэтому многие зрители не выдерживают, уходят из зала. А ведь это очень известные театры! И, кстати, они что, каждый год получают «Золотую маску»? То есть оценка театра, качества его постановок — субъективная вещь.

— Конечно, судейство «Золотой маски» критикуют. Но, согласитесь, уже само участие в конкурсе заставляет театр работать качественнее — начиная с выбора спектакля, его режиссуры, заканчивая игрой каждого актера.

— У нас и спектакль Камаловского театра «Однажды летним днем» в 2014 году был номинирован на «Золотую маску» сразу по 4 направлениям. И Казанский ТЮЗ заявлялся со спектаклем «Любовь людей». Оперный театр несколько лет назад получил «Золотую маску» за лучшую женскую роль в опере — премия была вручена Альбине Шагимуратовой за партию Лючии ди Ламермур.

Но вы своим вопросом поставили перед нами задачу. Спасибо! Может быть, у министерства культуры не хватает настойчивости в этом плане.

Туфан Имамутдинов (слева)
Туфан Имамутдинов (слева)

«НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ — РЕМОНТ ЗДАНИЯ ТЮЗА И МУЗЕЯ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ»

Новый главный режиссер ТЮЗа Туфан Имамутдинов говорит, что в минкульте его заверили, что хотят возрождать в Казани «интеллектуальный театр». Что вы вкладываете в это понятие? Будут ли у нового главрежа возможности воплощать свои идеи, учитывая довольно тяжелое положение с материально-технической базой в этом театре? Будет ли проведен в ближайшее время серьезный ремонт помещений ТЮЗа? (Наталья Б.)

— Нам хотелось бы, чтобы спектакль оставлял след в душе, чтобы человек задумался. И такие спектакли в Татарстане есть. А ТЮЗ — это же театр юного зрителя! Поэтому я очень хотел бы, чтобы спектакли закладывали в сердца и души молодых людей то, что сегодня так необходимо обществу: уважение, согласие, взаимопонимание.

— А финансовая помощь ТЮЗу будет? Вы ведь, наверное, не зря «выписали» из Москвы молодого амбициозного режиссера...

— В здании ТЮЗа прошла первая очередь ремонта, думаю, последуют и вторая, и третья очереди. Согласен, помощь театру нужна, и мы постараемся ее оказать.

— В театральных кругах говорят, что основная проблема казанского ТЮЗа — это его директор, у которого на все один ответ: нет денег...

— Мы пригласили режиссера Туфана Имамутдинова, мне нравится его подход к работе, поэтому ТЮЗ мы будем поддерживать — и постановки, и ремонт здания. У нас на первом плане — ремонт здания ТЮЗа, музея Габдуллы Тукая. Вы помните слова президента Татарстана на заседании коллегии министерства культуры РТ? Он сказал, что несмотря на кризис, культуру будут поддерживать и дальше.

Набережные Челны — единственный полумиллионный город в России, где нет театра. Есть русская труппа, татарская, кукольная, все очень талантливые, но без здания это не творчество, а большие страдания. Когда все-таки Челны получат здание театра, сто лет уже обещаете?! (Анонимно)

— О каком конкретно театре идет речь? По поручению президента РТ разрабатывается проект здания татарского театра. Думаем и планируем, что кукольный театр переедет в здание татарского театра, когда построят новое здание. Русскому театру «Мастеровые» помещение дали. То есть работа ведется, мы не стоим на месте. Но надо понимать, что невозможно охватить все сразу: и музеи, и клубы, и театры. Делается очень много.

— А как вы оцениваете творческую составляющую муниципальных театров? Например, театра «Мастеровые», который недавно возглавил режиссер Георгий Цнобиладзе — ученик Льва Додина?

— Я смотрел спектакли многих муниципальных театров — нижнекамского, альметьевского, мензелинского, атнинского... Пока я не видел спектакли только Бугульминского театра имени Баталова. Есть очень удачные работы. Мы их поддерживаем, хотим, чтобы они достойно представляли республику на гастролях. Надо сказать, наши театры — и русские, и татарские — очень востребованы в других регионах страны, в Москве и Санкт-Петербурге. Они и за рубеж выезжают на фестивали, и по России гастролируют.

В 2015 году планируются гастроли Альметьевского татарского государственного драматического театра в Пензе и Саранске, Буинского театра — в Самарской области, Мензелинского театра имени Амутбаева — в Ульяновской области, Набережночелнинского театра кукол — в Беларуси.

— В прошлом году знаменитый татарский композитор Батыр-Булгари предъявила требования о защите своих авторских прав на фонограммы к ее музыкальным спектаклям, музыка незаконно используется театром кукол «Экият». Почему министерство культуры РТ встало на защиту театра и выступило против композитора? (Рустем)

— Это не совсем так. Мы не принимали чью-либо сторону. Состоялся суд, вынесено решение. Министерство предоставило всю необходимую информацию. Думаю, суд, вынося решение, изучил и учел доводы всех сторон. А вообще, министерство культуры постоянно помогает Луизе Батыр-Булгари.

«Сейчас важно вести активную выставочную деятельность на существующих площадках, нежели создавать новые»
«Сейчас важно вести активную выставочную деятельность на существующих площадках, нежели создавать новые»

В МАЕ ЦЕНТР «ЭРМИТАЖ-КАЗАНЬ» ПРЕДСТАВИТ «ОБРАЗЫ ИТАЛИИ»

— В Казани ходят разговоры о том, что может быть понижено качество сотрудничества между «Эрмитажем» и его казанским филиалом. Можете развеять эти слухи? И каких в таком случае солидных выставок в рамках этого партнерства стоит ожидать в 2015 году? (Юлия)

— Центр «Эрмитаж» в Казани открылся в августе 2005 года. Практически за 10 лет работы было организовано 12 выставок «Эрмитажа». Во второй половине мая 2015 года планируется выставка «Образы Италии». То есть совместная работа продолжается, и не может быть речи о понижении ее качества. Может быть, не все вопросы решаются быстро, как того хотелось бы, но это наша работа, и ее надо выполнять.

— Пользователи интернета могут увидеть мир вокруг нас так, как видит его президент РТ, который размещает свои фотографии в Instagram. Они западают в душу. Имеется ли возможность у министерства культуры РТ в 2015 году организовать благотворительную выставку фоторабот, опубликованных в Instagram президента РТ, получившие наибольшее количество лайков за последний год? (Светлана)

— Очень интересное предложение! Министерству культуры РТ вообще интересны все предложения. Еще есть?

— Какие новые музеи будут открыты в ближайшее время в Казани? Будут ли среди них музеи 7 нобелевских лауреатов, жизнь которых связана со столицей Татарстана? (Григорьев Евгений Иванович)

— На сегодняшний день в Казани действуют три государственных музея: Национальный музей РТ, музей-заповедник «Казанский Кремль» и Государственный музей изобразительных искусств РТ, которые имеют 13 действующих филиалов. Также есть муниципальный музей — музей национальной культуры при НКЦ «Казань», в структуру которого входят еще три музея.

Кроме того, в Казани успешно работают коммерческие проекты: «Дом Аксенова», «Музей социалистического быта». Недавно открыты музеи чак-чака, самовара. Сейчас важно вести активную выставочную деятельность на существующих площадках, нежели создавать новые. А выставка, посвященная 7 нобелевским лауреатам, жизнь которых связана со столицей Татарстана, может быть организованна в Национальном музее РТ. Спасибо за идею!

«ЧЕМ БОЛЬШЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЙ»

Что вы думаете о работе центра современной культуры «Смена»? Планирует ли минкульт какую-то поддержку этого проекта? (Григорьев)

— Пока я в центре «Смена» не бывал, но с его руководителем Ильгизаром Хасановым встречался. Мы будем поддерживать этот центр и в 2015 году планируем сотрудничать с ними на тех проектах, которые покажутся нам важными в работе с молодежью. Мне вообще нравится, как сегодня ряд организаций работает с молодым поколением. У нас тесное взаимодействие с молодежными организациями, к примеру, в рамках фестиваля молодежной культуры совместно с молодежным движением «Сәләт» прошел фестиваль «Кино. Театр. Джисем», с фондом «Живой город» реализован театральный проект «Арт-Подготовка».

В 2015 году запланировано проведение мероприятий с участием молодежи: международный фестиваль-конкурс «Кубок пятерых», международный фестиваль «Классическая гитара в ХХІ веке», фестиваль Kremlin LIVE. Считаю, чем больше культурного пространства разного направления, тем интересней для всех, особенно для молодежи.

— Что делает министерство культуры Татарстана для того, чтобы спасти не только татарские архитектурные памятники Казани, но и русские? В первую очередь речь идет о церкви Косьмы и Дамиана и храме-памятнике павшим русским воинам на реке Казанке. (Раис Сулейманов)

— Этот объект — церковь Косьмы и Дамиана — находится на контроле и у президента республики, и у общественности. Работы там будут вестись, и первым исполнителем значится КФУ. Сегодня разработана научно-проектная документация по воссозданию пристроя к зданию Казанской духовной семинарии по улице Чернышевского, 5. В этом проекте предусмотрены противоаварийные работы по сохранению церкви Косьмы и Дамиана. Воссоздаваемый исторический пристрой в градостроительном и композиционном плане являлся не только неотъемлемой частью замкнутого двора комплекса Казанской духовной семинарии, но и выполнял функцию подпорной стенки, сдерживающей грунт от сползания на участок, примыкающий к церкви Косьмы и Дамиана и дому Дряблова. Подрядчики уже укрепили фундаменты, проводятся ремонтные работы.

Что касается «Памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году», то работа на объекте ведется с привлечением федеральных средств. За счет республиканских средств в 2014 году идет проектирование и реконструкция дамбы и моста к Храму-памятнику, проведение первоочередных ремонтно-реставрационных работ.

«В ТАТАРСТАНЕ ВСЕГДА ХОТЕЛИ ИМЕТЬ СВОЙ КИНЕМАТОГРАФ»

Ежегодно в министерстве культуры РТ проводят конкурсы на производство фильмов. Не кажется ли вам, что бывают случайные победители, далеко живущие от РТ кинопроизводители? (Геннадий) Почему республиканские бюджетные деньги уходят кинофирмам других городов? (Вадим Викторович) Каким образом режиссер кино может получить бюджетные средства для съемки своего фильма? (Анвар Мифтахов)

— Действительно, мы объявляем конкурсы, о которых сообщаем на специальном сайте для размещения закупок. Согласно федеральному закону №44-ФЗ, право участия в конкурсе на производство фильмов предоставляется любому жителю страны независимо от того, где он живет. И мы не имеем права ограничивать конкурс рамками республики! Нам порой сложно определить реальные способности победителя конкурса, поэтому приходится запрашивать дополнительную информацию. Конечно, мы лучше знаем возможности местных кинематографистов. Но закон есть закон!

— Почему все-таки побеждают иногородние? Денег меньше просят?

— Побеждают они комплексно — сценарии, сроки, стоимость, опыт компании! Победителей отбирает комиссия при «Татаркино». Мы стараемся, чтобы наших кинематографистов в работе участвовало больше. Например, можно закупать интересные сценарии для наших режиссеров. Но чтобы купить сценарий, тоже надо объявлять конкурс...

— А вообще, есть какие-то планы по производству полнометражного художественного кино?

— В Татарстане всегда предпринимались шаги по развитию кинематографии, хотели иметь свой кинематограф. Институт кино и телевидения Казанского университета культуры уже выпустил порядка 80 специалистов, которые сегодня работают и в Татарстане, и в Москве, студенты там проходят практику.

По поводу «своего кино» есть разные взгляды. Некоторые считают, что республике своего кино и не надо. Другие говорят, что кино можно делать буквально «на дому» — техника позволяет. Я же считаю, что для того, чтобы был кинематограф, в Татарстане должна быть своя студия. Хорошо, что в районах республики сохранился кинопрокат, есть сеть кинотеатров. Но, честно говоря, лично мне не хватает хорошего отечественного кино, которое заставляет задуматься.

Как могло случиться, что казанская киностудия закрылась и пошла с молотка? (Виктор Клячкин)

— Казанская киностудия работала на все Поволжье, и для меня загадка, почему ее ликвидировали. Но это федеральная структура! Хотя Татарстан предлагал разные варианты спасения студии, в разное время оказывал ей помощь, но взять целиком на бюджетное финансирование — это нам не под силу.

— А снимать кино в классическом его понимании — это разве под силу республике?

— На фестивале в Стамбуле я смотрел великолепные короткометражные фильмы киргизских кинематографистов. Почему сразу надо снимать большое кино? Стоимость короткометражки и большого кино — это же разные вещи. У нас есть режиссеры, которые работают в этом формате.

— Каким образом короткометражка отобьет затраты?

— Короткометражку можно продать на телевидение, показывать в кинозалах перед большим кино. Если фильм хороший, почему бы его не показывать? Нам надо думать о молодом поколении творцов, зрителей, которые завтра будут основой нашего государства. От нас зависит, какими глазами они будут смотреть на это государство.

«Фестиваль развивается, и мы оказываем ему всяческую поддержку» (rbc.ru)
«Фестиваль развивается, и мы оказываем ему всяческую поддержку»

ФЕСТИВАЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО СТАЛ «РАБОЧИМ»

— Есть такое ощущение, что фестиваль мусульманского кино в последние годы потерял темп развития, о нем мало знают в России, он так и остался региональным. Вам так не кажется?

— Фестиваль развивается, и мы оказываем ему всяческую поддержку. Из года в год к нему растет внимание прессы как федеральной, так и международной. К нам приезжают организаторы других фестивалей и дают нашему форуму неплохую оценку.

Первые годы, когда наш фестиваль только раскручивался, больше внимания уделялось именно «красной дорожке». А в последние два-три года фестиваль перешел на другую ступень своего развития — закономерную, он больше стал «рабочим» фестивалем: здесь происходят творческие встречи режиссеров, критиков, киноведов. Начинали с 50 работ, а на конкурс в 2014 году прислали более 500 работ практически со всего мира! Это ведь тоже о чем-то говорит.

— Не планируется ли в 2015 году в связи с «татарстанским анимационным бумом» проведение фестиваля анимационного кино Kazanima? (Азат Нуруллович)

— Сегодня по анимационному кино мы работаем с «Татармультфильмом» и другими творческими объединениями. Наши мультфильмы демонстрируются во время международных форумов, в частности, на фестивале мусульманского кино. Мы в меру своей возможности помогаем этому направлению творчества. Что касается проведения специального фестиваля анимационного кино, то, думаю, мы будем готовы к этому года через два.

— Вам не кажется, что мы проигрываем в воспитании патриотизма?

— Я бы не сказал, что мы стоим где-то в стороне от патриотического воспитания, но это вопрос всего общества. Все начинается с семьи!

— Но семье надо помогать — показывать добрые примеры по телевидению, в кино!

— Помните, Рустам Нургалиевич на заседании нашей коллегии спросил у замминистра культуры России Григория Ивлиева: почему по телевидению идет один негатив?..

СНИЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ — ЭТО ВСЕОБЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

О роли библиотек говорят на каждой коллегии минкульта. Не стала исключением и нынешняя. Между тем библиотеки продолжают оставаться в плачевном состоянии. Что минкульт планирует сделать хорошего для библиотек в Год литературы? Когда вы возьметесь за серьезную модернизацию библиотечной сети? (Наталья Титова)

— Мы не говорим о «плачевном» состоянии библиотек, мы говорим о всеобщей тенденции снижения интереса к чтению. В настоящее время в Татарстане функционируют 1545 общедоступных библиотек, из них 4 республиканские: Национальная библиотека РТ, Республиканская юношеская библиотека, Республиканская детская библиотека, Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих, остальные — муниципальные библиотеки.

Благодаря реализации целевой программы развития библиотечного дела на 2009 - 2014 годы в РТ в республике идут положительные изменения в части информатизации библиотек. На конец 2014 года 98 процентов библиотек оснащены компьютерами (в 2008 году — 13,1 процента), 88 процентов библиотек имеют доступ к сети интернет (в 2008 году — 6,3 процента). Эти показатели равные для сельской и городской местности республики. Это высокие показатели среди регионов России.

Ежегодно 10 миллионов рублей выледяется на комплектование книжных фондов муниципальных библиотек и 8,5 миллионов рублей на централизованную годовую подписку на не менее 22 наименования республиканских периодических изданий. В 2015 году организована подписка на 14 миллионов рублей. Из местных бюджетов на комплектование в 2014 году направлено более 30 миллионов рублей, из них на подписку — более 22,7 миллиона рублей.

Постоянно увеличивается число библиотек-участниц формирования сводного электронного каталога РТ, а также успешно внедряющих услугу книговыдачи в автоматизированном режиме. Идет активное освоение интерактивных форм работы с читателями и в целях обмена опытом с другими регионами: это единый информационный ресурс — портал «Национальная электронная библиотека РТ» (kitap.tatar.ru), библиотечные сайты, вебинары, интернет-мосты, видеоконференции. Идет работа по созданию электронных страховых копий книжных памятников.

Через портал «Национальная электронная библиотека РТ» сегодня доступны каталоги 37 из 45 центральных библиотек и электронные версии редких и ценных книг из фондов Национальной библиотеки РТ. В 2015 году мы отмечаем 150-летие главной библиотеки республики — Национальной библиотеки РТ. Кроме юбилейных мероприятий запланированы мероприятия республиканского масштаба с охватом всех муниципальных библиотек — библиотечные конкурсы, встречи с писателями, акции по привлечению к чтению и другие.

«Очень интересный проект «Литературные дворики», который был инициирован Союзом писателей и мэрией Казани. Думаю, в 2015 году, который объявлен Годом литературы, этот проект продолжится, причем не только в Казани, но и в других крупных населенных пунктах»
«Очень интересный проект «Литературные дворики», который был инициирован союзом писателей и мэрией Казани. Думаю, в 2015 году, который объявлен Годом литературы, этот проект продолжится, причем не только в Казани, но и в других крупных населенных пунктах»

«НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ»

Имеет ли культура РТ программу своего развития с четкими целями, критериями оценки эффективности и источниками финансирования? Или процесс отдан на откуп дельцам от культуры? (Бухараев И.К.)

— Программа развития культуры Республики Татарстан до 2020 года принята в 2013 году постановлением правительства РТ. Недавно был принят указ президента России «Об основах государственной культурной политики», поэтому, вероятно, нам предстоит внести какие-то коррективы в свою программу.

— Культура включена в стратегию «Татарстан-2030»?

— Да, в стратегии есть раздел «Культура, доступная всем». Но пока еще идет обсуждение, встречи с разработчиками у нас продолжаются.

— Разработчики стратегии предложили создать «креативный кластер». У вас уже есть мысли, как его строить, вокруг чего создавать?

Я считаю, что необходимо менять систему управления культурой, чтобы повысить качество работы творческих коллективов. Может быть, я ошибаюсь, но что-то делать надо. В первую очередь надо особое внимание уделить молодежи.

— А что вы имеете в виду под изменением управления отраслью культуры?

— Мы начнем с себя. В министерстве культуры есть отделы, которые курируют разные направления: театры, музеи, библиотеки, межнациональные отношения. Но учитывая современное состояние общества и культуры, хочется идти дальше, искать новые подходы. И предложения у нас есть. Во-первых, надо изменить структуру аппарата министерства культуры. Во-вторых, надо менять методологию отчетности. Мы ведь считаем по старинке и не видим общую картину посещаемости учреждений культуры, не видим своего потребителя.

Газета «БИЗНЕС Оnline» в конце года опубликовала свой рейтинг «10 знаковых событий культуры 2014 года». Вы согласны с их выбором или у вас другой набор? (Маршида)

— Я читал ваш список — в чем-то был согласен, в чем-то нет. На первое место вы поставили концерт Пласидо Доминго в Казани, а я бы поставил включение Болгара в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это же событие мирового уровня! Еще я отметил бы мероприятия форума «Казань — столица тюркского мира». Очень интересный проект «Литературные дворики», который был инициирован союзом писателей и мэрией Казани. Думаю, в 2015 году, который объявлен Годом литературы, этот проект продолжится, причем не только в Казани, но и в других крупных населенных пунктах. Я бы выделил всероссийский археологический съезд, который собрал более 800 гостей. Открытие здания театра имени Качалова после реконструкции — это тоже важное событие для нашей республики. На ремонт было направлено порядка миллиарда рублей. Вы заметили, там появилось особое тепло?

«Большое внимание будет уделено работе с молодыми литераторами, проведению научно-практических конференций и чтений, проведению праздников поэзии, литературных конкурсов, празднованию юбилейных и памятных дат в области литературы»
«Большое внимание будет уделено работе с молодыми литераторами, проведению научно-практических конференций и чтений, проведению праздников поэзии, литературных конкурсов, празднованию юбилейных и памятных дат в области литературы»

«МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

— Когда и где можно будет ознакомиться с программой Года литературы в РТ? (Желткова Т.П.)

— План Года литературы в Татарстане находится на межведомственном согласовании. Торжественное открытие Года мы проведем в марте. Большое внимание будет уделено работе с молодыми литераторами, проведению научно-практических конференций и чтений, проведению праздников поэзии, литературных конкурсов, празднованию юбилейных и памятных дат в области литературы.

— Наши читатели положительно отзываются о таких проектах, как «Литературные дворики», выходной день в Татарской слободе, фестиваль на открытом воздухе «Музыка вокруг нас», и спрашивают, будут ли они продолжены?

— Все проекты будут продолжаться. Что касается музыкальных фестивалей, то у нас их очень много: и классической музыки, и джазовой. В прошлом году прошел музыкальный фестиваль в парке у филармонии. Накрапывал мелкий дождь, а мы стояли и наслаждались музыкой... Думаю, эти концерты на открытом воздухе даже как-то людей объединяют. И подобные формы работы будут продолжаться и развиваться.

— Чтобы придумать новые формы работы, особенно с молодежью, надо иметь креативное мышление. В этом деле вы обходитесь специалистами минкульта или кого-то привлекаете со стороны?

— Обычно к такой работе мы приглашаем активных креативных людей, которых в Казани много. Я уже упоминал о партнерстве с фондом «Живой город». Они предлагают нам много проектов, и мы их поддерживаем. Мы открыты для предложений.

— Айрат Миннемуллович, спасибо за разговор. Успехов вам!