ПОЯВИТСЯ ЛИ В РТ СВОЙ СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА?

Сегодня в Доме дружбы народов весь день проходит выездное заседание совета по правам человека при президенте РФ — в Казань приехали известные правозащитники со всей России. Руководитель совета Михаил Федотов накануне сообщил, что привез в столицу Татарстана своих коллег по личному приглашению первого президента республики Минтимера Шаймиева. Подробно об этом газета «БИЗНЕС Online» писала ранее.

На довольно оживленном заседании одна тема, волнующая правозащитников, сменялась другой, в зал то и дело заходили новые чиновники, которых попросили активно принимать участие в дискуссии, к микрофону подходили все желающие высказаться.

— Наш совет регулярно вступает в полемику с Госдумой, критикует какой-нибудь законопроект, и приятно, что часто впоследствии выходит, что мы были правы, — рассказал Федотов в своем приветственном слове и затронул актуальную для Татарстана тему. — В прошлом году был принят закон о запрете рекламы на всех телеканалах, кроме эфирных. В своем экспертном заключении мы написали: это все равно что убить региональное телевидение! Мне один очень уважаемый представитель органов исполнительной власти сказал: «Михаил Александрович, слишком много телеканалов, нужна санация». Я говорю: «Может быть, вообще оставим только один телеканал?» И он мне отвечает: «Зачем один? Давайте два!» А сегодня все возвращается на круги своя...

Федотов напомнил, что реклама для телеканалов во многом влияет на их независимость и качество, и объяснил, что «совет всегда занимает принципиальную позицию», не пытается «подстроиться».

Выездные заседания совета, по словам его руководителя, проходят с 2011 года. Во многих регионах, в которых Федотов провел выездное заседание, появлялись местные советы по правам человека.

— Наша главная задача — понять региональные аспекты общефедеральных проблем. Никогда не забуду заседание в Чечне, — вспоминал руководить СПЧ. — Глава республики Рамзан Кадыров во время совещания твердил: «Нам не нужен совет по правам человека — я сам здесь главный правозащитник». Когда мы вышли к прессе, Кадыров заявил: «Будем создавать совет по правам человека — наставник сказал, что надо». При этом он указал на меня. И такие структуры действительно необходимы, они позволяют аккумулировать разные точки зрения.

К слову, в Татарстане совета по правам человека нет. Но Федотов не стал настаивать и вспомнил пример Краснодара, где побывал в декабре прошлого года. Там совет по правам человека при губернаторе был создан еще 10 лет назад, но, как выяснилось, за это время руководитель региона ни разу с ним не встретился.

«ШАХИД — ЭТО ГЕРОЙ, ПОГИБШИЙ ЗА ВЕРУ...»

Ключевой темой на повестке дня стал, как и вчера, вопрос межнациональных отношений.

— Сказать, что все в Татарстане в шоколаде, я не могу, — довольно живо охарактеризовал ситуацию Фарид Мухаметшин. — В последнее время открылись границы, увеличился миграционный поток. У нас около 65 тысяч официально зарегистрированных мигрантов, и среди них есть носители разных течений ислама, есть ортодоксы и в православии. Мы много сделали для того, чтобы носители радикального ислама были выдворены из Татарстана как люди, которые создают провокации и межнациональные столкновения.

Спикер парламента объяснил, что для подготовки профессиональных кадров был создан Российский исламский университет, который готовит богословов. В Татарстане активно открываются дома дружбы народов, где «незлобиво» обсуждаются проблемы диаспор.

— Мы понимаем, какая у вас непростая работа, — сказал председатель Госсовета, обращаясь к правозащитникам. — Вы всегда в своих отношениях с органами власти находитесь на грани, вам приходится доказывать свою правоту. Но это благородная миссия — отстаивать права граждан.

Известный юрист Владимир Ряховский в своем выступлении напомнил о том, что недавно Верховный суд России признал законным иск родителей школьниц-мусульманок из Мордовии. Они выступили против запрета носить хиджабы в школах. С критикой этого запрета выступил и Ряховский. При этом Мухаметшин отметил, что в Татарстане удалось снять напряжение, связанное с этим вопросом, — законом четко прописано, что платок не должен закрывать лицо, но допустим в школьной форме. Такой вот компромисс.

Федотов сделал несколько замечаний после выступления юриста, сказав, что нужно быть аккуратным в словах. Слово «шахид», как он выяснил во время командировки в Азербайджане, означает героя, погибшего за веру.

— В какой-то момент нам сказали: сейчас мы садимся в кортеж и едем возлагать венки на аллею шахидов, — заявил руководитель СПЧ. — Меня как-то передернуло — я со времен первой чеченской войны по ошибке думал, что шахиды — это террористы. Оказалось, что слово носит совершенной иной смысл.

ЧИКОВ: «Я НЕ БУДУ В РОЛИ ПЛОХОГО ПРАВОЗАЩИТНИКА, КРИТИКУЮЩЕГО ВЛАСТЬ»

Павел Чиков — руководитель правозащитной ассоциации «Агора», штаб-квартира которой находится в Казани, сказал, что работает по правозащитной линии в Татарстане уже 15 лет, и признался, что его команда никогда не специализировалась на теме межконфессиональных отношений.

— Я не буду сегодня в роли плохого правозащитника, критикующего власть, и, наоборот, хочу привести несколько примеров, когда нам удавалось решать системные проблемы с разными органами власти, — предупредил Чиков. — В 2006 году началась волна негативных историй, связанных с призывниками из Татарстана. Они погибли при прохождении военной службы. В Южно-Сахалинске служил наш призывник, над которым издевались, и он покончил с собой. На фоне медийного внимания к этой истории его командование привезло цинковый гроб, просто бросив его на перрон казанского вокзала.

По словам Чикова, после этого кабмин запустил программу по защите призывников, которая действует уже 8 лет. Помощник полпреда президента РФ в ПФО Олег Мельниченко позже рассказал, что изучал отзывы командиров военных частей. По его словам, они рады призывникам из Татарстана, потому что «их контролируют».

После громких историй, связанных с поборами в школах Татарстана, министерство образования, по мнению Чикова, сделало соответствующие выводы — ситуация изменилась в лучшую сторону. Аналогично позитивные тенденции наметились в сфере здравоохранения — и снова, по словам Чикова, после ряда прогремевших историй, связанных с гибелью пациентов по вине врачей. Наконец, самый яркий пример — история полицейского отдела «Дальний», которая в 2012 года шокировала всю Россию. Руководитель «Агоры» сообщил, что в последние годы жалобы на противоправные действия сотрудников полиции в Татарстане поступают редко.

— Меня часто спрашивают журналисты, как обстоят дела в республике с соблюдением прав человека, и сейчас я могу с гордостью сказать: Татарстан в целом неплох, — продолжил Чиков. — Тот факт, что наш регион периодически «шумит», а скандалы выходят на федеральный уровень, не свидетельствует о том, что здесь есть большие проблемы. Это говорит о том, что здесь есть правозащитные организации, которые бьют тревогу, и есть журналисты, которые об этом пишут. Правозащитники должны быть медиаторами. Мне бы очень хотелось, чтобы мы могли решать проблемы не через публичные скандалы и журналистов. Эти вопросы можно решать мирно в рамках действующих институтов — Общественной палаты, например.

Зампред московского отделения «Яблока» и правозащитник Андрей Бабушкин, который побывал накануне в отделе полиции (с инспекцией), рассказал, что, к сожалению, правоохранительные органы до сих пор практикуют задержание граждан, непричастных к преступлениям, и не привыкли извиняться за свои ошибки. Когда Бабушкин затронул вопрос изучения национальных языков в школах, Мухаметшин напрягся — открыт ящик Пандоры. Тема для Татарстана, действительно, весьма актуальная. Однако правозащитник, обратившись к спикеру парламента, неожиданно попросил сделать все возможное для сохранения татарского языка.

— Каждую неделю в мире исчезает по одному языку, носители просто умирают, — заявил Бабушкин, когда услышал про то, что многие дети начинают изучать татарский язык еще в детском саду.

DSC_1475.jpg

ДЕМОКРАТИЯ НА МАРШЕ: БЕРДНИКОВ, ЯСАВЕЕВ И ВЕСЕЛОВ

Первая часть заседания запомнилась также тем, что возможность выпустить пар предоставили местной несистемной оппозиции. Так, на трибуну удалось прорваться лидеру общественной организации «Против преступности и беззакония» Дмитрию Бердникову, который рассказал о своем опыте работы с силовиками и сообщил о том, что после атаки на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo написал письмо президенту Франции Франсуа Олланду. Но, как оказалось, с довольно мирной целью: Бердников пригласил политика в Казань, чтобы тот мог изучить по-настоящему грамотную национальную политику.

Известный казанский оппозиционер Игорь Веселов, взяв слово, доложил Федотову о массовых нарушениях на выборах. Причем жалобы на членов избирательной комиссии, по его словам, в следственном комитете часто даже не регистрируются. А преподаватель КФУ Искандер Ясавеев, известный своей активной гражданской позицией, рассказал про увольнение казанского историка, доцента КНИТУ Александра Овчинникова, который обвинил фонд «Возрождение» в непрозрачности и недобровольности поступления средств. Ясавеев заявил о недопустимости преследования преподавателей российских университетов за их гражданскую активность.

Стоит отдать должное Федотову — все обращения он сразу же взял под контроль. Глава СПЧ также взял на карандаш закрытие военного госпиталя в Казани, выслушав историю о том, как бывший министр обороны Анатолий Сердюков решил его ликвидировать.

Завершилось выездное заседание дискуссионным клубом и пресс-конференцией председателя СПЧ. Подробный репортаж о выездном заседании СПЧ в Казани читайте завтра в газете «БИЗНЕС Online».