«...А ПОСЛЕЗАВТРА БУДЕМ ВАС ЛИКВИДИРОВАТЬ»

На повышенных тонах прошла накануне встреча дольщиков микрорайона «Яшьлек» с представителями застройщика — ЗАО «Фон». Ситуация дошла до критической точки. Люди, вложившиеся в свои будущие квартиры, вместе с исполкомом города и минстроем РТ поставили вопрос ребром: или по делу нарушения сроков строительства жилья будут привлекать прокуратуру с ОБЭП, или строительство домов отдадут другому застройщику. В очередном собрании помимо несостоявшихся пока жильцов микрорайона и руководства «Фона» участвовали заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алмаз Ахметшин, первый замруководителя исполкома Ринат Абдуллин, начальник отдела государственного контроля и надзора в области долевого строительства объектов недвижимости Ленар Ахметзянов. Встреча прошла в бытовке, непосредственно на стройплощадке одного из домов злосчастного микрорайона. Картина, надо сказать, сильно напоминала товарищеский суд в колхозе. За столом — «провинившийся» гендиректор «Фона» Анатолий Ливада и чиновники-судьи, а вокруг — плотное кольцо измотанных ожиданием заветного жилья людей.

По словам Ахметзянова, ни один из пяти строящихся домов 65-го микрорайона не возводится по графику. Дом 65/04 и второй блок дома 65/10 находятся в высокой степени готовности, но заселить в них людей невозможно из-за не введенного в эксплуатацию коллектора. А дома 65/03, 65/05, 65/06, третий и четвертый блоки дома 65/10 замерли на нулевом цикле. Еженедельно от дольщиков, коих насчитывается 610 (без учета членов семей), на стол начальника надзорного отдела «ложится по 100 жалоб». Люди ждут квартир не один год, а сроки сдачи домов все переносятся. Более того, проблема усугубилась еще и тем, что строящее третий и четвертый блоки дома 65/10 аффилированное «Фону» ООО «Универсальное строительство» признано банкротом: утвержден внешний управляющий, и дольщики вынуждены в судебном порядке доказывать, что они действительно дольщики, тратить деньги на юристов, чтобы включаться в реестры требований кредиторов.

«Вижу два способа решения, — сказал Ахметзянов. — Либо «Фон» должен сказать: давайте совместно строить, либо должен признать, что строить он не может. Тогда мы будем идти по другой линии — как по «Химстрою» пошли, как по «Жавдату», где гендиректора посадили, предприятие ликвидировали, а для строительства домов нашли новых подрядчиков. У нас есть полномочия приостановить действия всех предприятий, которые работают в микрорайоне «Яшьлек», чтобы ни от одного дольщика денег больше не принимали. Вы нам давали новые сроки, привлекали новых дольщиков, чтобы деньги шли на стройку. Но в итоге дело не пошло. Тогда завтра мы вашу деятельность приостановим, а послезавтра будем вас ликвидировать. Пока ни один дольщик не внесен в реестр пострадавших. Но не сегодня, так завтра это случится». Он также отметил, что рассматривались различные схемы по завершению строительства домов. Можно было передать их в систему ГЖФ либо иному застройщику. Однако никто из возможных застройщиков не берется достраивать дома «Фона». По мнению Ахметязнова, ни местная ГК «Профит», которой предлагали достроить дом 65/06, ни ижевская компания «Зардон», которая изъявила было желание завершить вторую и третью очереди строительства дома 65/03, не берутся за это дело, потому что нет финансовой подоплеки. Как проинформировал Ахметзянов, 90% квартир и все земельные участки под строительство других домов находятся в залоге. Их нельзя передать застройщику, чтобы он за счет свободных квартир достроил дом.

«НЕ НАДЕЙТЕСЬ, ЧТО ИСПОЛКОМ ПОДПИШЕТ ПРИЕМКУ ДОМОВ»

Выслушав претензии в свой адрес, в разговор вступил Ливада. Он назвал причину остановки работы — это канализационный коллектор диаметром 1 тыс. мм, строительство которого финансировала компания «Фон». Напомним, что еще в декабре 2013 года на аналогичном собрании говорилось о том, что строящийся коллектор обеспечит городу дальнейшее развитие территории и что ни одна строительная фирма, кроме «Фона», не заходила со стройкой в чистое поле — все идут только на готовые коммуникации. В итоге на сегодня коллектор почти достроен, но возникла другая проблема — из-за некачественно выполненной работы он не работает, поэтому «Челныводоканал» не может принять его на баланс. В строительство сети канализации уже вложено 400 млн. рублей.

«Была попытка профинансировать строительство коллектора за счет инвесторов будущих присоединений, — рассказал Ливада. — Но на этом вопрос остановился. По этой причине ушел «Профит», ушел ижевский инвестор. И если мы не решим, куда и как будем подключать дома, мы не сможем легально заселить людей. Я об этом еще летом прошлого года говорил! Давайте поднимем вопрос, какими средствами будем достраивать коллектор и за чей счет! Нам нужна всего 300-миллиметровая труба. Город уговаривал нас строить метровый коллектор. Из каких средств «Фон» будет строить коллектор стоимостью 600 миллионов рублей?» «Вы сами взялись его строить в счет последующего присоединения, — ответил Ахметзянов. — Никто вас не уговаривал. Не надо валить все на город перед СМИ». Здесь в диалог несмело включился Абдуллин, ответивший Ливаде вопросом на вопрос: «Деньги вы вложили — коллектор построили. Понятно, что брак прошел. Но коллектор-то вы рано или поздно сдадите. А почему дома-то не строите? Не надейтесь, что исполком подпишет приемку домов. Мы эти дома принимать не собираемся, пока качественно работу не сделаете. У исполкома денег нет».

Ленар Ахметзянов и Сергей Орлов
Ленар Ахметзянов и Сергей Орлов

«ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ВОПРОС СТОИТ ОБ ОТКРЫТИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА?»

Как рассказал технический директор «Фона» Сергей Орлов, настоятельно рекомендовавший присутствующим углубиться в историю вопроса, изначально проект микрорайона создавался и позиционировался как объект социального назначения. 13% от вводимого жилья должно было передаваться сотрудникам МВД РТ. 187 семей заселилось в первый сданный дом — 65/13. После этого осталось передать сотрудникам правоохранительных органов еще 1 тыс. кв. метров. Орлов заверил, что вся инфраструктура по микрорайону готова на 100%, за исключением участка провала коллектора в зоне 13-го колодца. Также присутствующим напомнили, что, прежде чем привлекать средства дольщиков, «Фон» вложил более 1 млрд. рублей в подготовительные работы и в землю.

Как объяснил Орлов, «Профит» отказался строить дом 65/06 не потому, что земли или жилье в залоге. Решающим фактором стал кризис, а также нехватка оборотных средств из-за того, что «Профит» достраивает дом «Химстроя». «Залоговая стоимость — это 50 процентов реальной рыночной стоимости, — объяснил Орлов. — Те денежные средства, которые поступают по рыночной стоимости, направляются на высвобождение из залога и в строительство. Мы со Спурт Банком заключили тройственное соглашение, и по залоговой схеме тот же «Профит» сегодня возводит на свободных земельных участках дома 65/17, 65/18. Что касается фирмы «Зардон», мы им тоже предлагали оптимальную схему. Показывали, какую сумму нужно погасить банку, а какую — направить на строительство. Мы готовы были передать им дом 65/07, полностью имеющий документацию, экспертизу и разрешение на строительство, и земельный участок под дом 65/15. Но их желания сводились к другому — получить все за бесценок».

Также представитель застройщика отметил готовность решать вопрос совместно с ГЖФ или АИЖК, так как возможности реинвестировать вложенные средства в подготовленные земельные участки у «Фона» не появилось. Орлов предложил, дабы снизить социальную напряженность среди дольщиков, официально сдать дома 65/04 и 65/10, предоставив жильцам право оформлять квартиры в собственность: «Дольщики увидят, что идет движение и стройка начинает дышать. Народ успокоится. Нам тоже надо с честью выйти из этой ситуации, предоставив людям возможность заселиться. У нас есть возможность инвестирования строительства только путем реализации свободных площадей по строящимся домам — это более 45 процентов квартир».

Тут в разговор вступил долго молчавший Ахметшин: «У меня такое ощущение, что вы сюда пошутить пришли. Вы понимаете, что вопрос стоит об открытии уголовного дела? Во-первых, этот проект не социальный, а коммерческий. Во-вторых, по коллектору это хорошее предложение, чтобы собрать всех инвесторов и вместе работать. Но они не заинтересованы. Мы будем настаивать, чтобы инвесторы, которые сюда пришли со своими проектами: жилое это здание или общественное, участвовали в финансировании коллектора. Но их у вас сейчас нет, зато есть обязательства и сотни дольщиков. Вы не писали в их договорах, что если к вам придет «Профит» или еще кто-то, то тогда вы предоставите людям жилье. Вы получили от них денежные средства и обещали им квартиры. Вы сроки не выполнили. Встречались, обговаривали, перенесли сроки, люди на это согласились, а вы сегодня ищете причины. Это неправильно. Нужно достраивать дома». Замминистра намекнул на то, что хотя бы дома высокой степени готовности надо сдать: «Вам новые средства дольщиков нужны. Но чтобы люди поверили вам, надо хотя бы эти два дома сдать. А для этого надо быстрее коллектор доделывать. У нас в 2008 году было 93 дома в республике, обязательства застройщиков по которым не выполнялись, против многих было начато уголовное преследование. Вы сегодня своими словами о том, что не можете доделать коллектор, достроить жилье, даете карт-бланш отделу госконтроля. Схема уже отработана. Но никто в этом не заинтересован — строительство остановится, начнется уголовное преследование. Они ж не могут покрывать вас?! При том опыте, который есть у вас, и при том большом количестве объектов, которые уже сданы вами, вообще не думаю, что тут есть проблема».

«ЧЕГО ОРЕТЕ? УСПОКОЙТЕСЬ!»

Дольщики, не единожды слышавшие подобные речи, считают, что коллектор — просто отговорка. Народ стал возмущаться. Из толпы послышались выкрики: «Это мошенники сидят перед нами!», «Не надо обманывать народ!», «Когда мы покупали квартиры, за все сети заплатили!» Выяснилось, что из-за долгого ожидания новых квартир у людей распались семьи, у кого-то уже родились дети, кто-то вынужден жить в восьмером в однокомнатной квартире, платя при этом кредит по 15 тыс. рублей в месяц за несуществующее жилье. «Вы ждете, что ситуация суицидом закончится? Где наши деньги?!» — вопрошали возмущенные дольщики.

— Летом я вам на собрании сказал: пока не будет построен коллектор, все строительство останавливаем! — грохнул ладонью по столу Ливада. — У нас работает комиссия, куда вы приходите, вас передвигают и залоговые квартиры выкупают. Создавая такую обстановку вокруг этого квартала, вы сами прекратили возможность реализовывать жилье. Все ваши деньги в коллекторе.

— У вас есть обязательства перед дольщиками. Вы как застройщик взялись — сделайте до конца, — с металлом в голосе проговорил Ахметзянов.

— 400 миллионов рублей ушло на коллектор! Может, мне про набережную рассказать? — перешел уже совсем на повышенный тон Ливада, намекая на то, что набережная строилась при прежнем мэре Василе Шайхразиеве, который рассказывал о щедром подарке спонсора в размере 20 млн. рублей.

— Чего орете? Успокойтесь. Нашли человека, на которого можно голос повысить? Я завтра по вам тогда другие решения приму. У меня терпение лопнуло. Вы 11 февраля дали срок, почему свои слова не сдержали? — перешел на крик Ахметзянов.

— Анатолий Николаевич, давай успокойся, не показывай из себя крутого, — попытался вклиниться в перепалку Абдуллин и перешел на вы. — Вы же взрослый человек, а ведете себя как пацан. Давайте что-нибудь решать.

— Нет сегодня такой организации, которая в болоте может проложить эти трубы, — Ливада жестко стоял на своем: пока не будет действующего коллектора, нет смысла строительства. — Положили — она вспучилась. У нас был проект на напорный коллектор — 30 миллионов рублей. Почему город не разрешил? Я не специалист по строительству коллекторов, я этому нигде не обучался. Я его взялся финансировать...

— Может, за вас еще и дома построить? — иронично заметил замминистра. — Отношение застройщика надо менять. Мы, конечно, снова соберемся, но нужны конкретные предложения, а не просто так ругаться сидеть.

В итоге решили на следующей неделе провести совещание в минстрое РТ, где, вероятно, будет решаться вопрос об участии в строительстве домов микрорайона Госжилфонда при президенте РТ.