Делегация СПЧ начала работу в Татарстане с участия в заседании республиканского совета по межконфессиональным отношениям

ИДЕЮ РОДИЛ ШАЙМИЕВ

Казань несколько дней принимает правозащитников со всей страны — они приехали на выездное заседание совета по правам человека (СПЧ) при президенте России. Накануне председатель совета Михаил Федотов, выступая в казанском Кремле на совете по межнациональным отношениям при президенте РТ, рассказал, что выбрал столицу Татарстана в качестве места для проведения заседания после личного приглашение первого президента Татарстана.

— Это, на мой взгляд, очень важно, то, что мы приехали сюда. Сразу скажу: идея этого выездного заседания принадлежала не мне. Эту идею родил мой друг Минтимер Шаймиев, и я ему за это очень благодарен. Я приехал не только в тот город, в котором много раз бывал, который очень люблю, но приехал прежде всего к своим друзьям, — откровенно сообщил Федотов.

Он напомнил, что Казань, а конкретно Казанский университет является местом рождения целых разделов юриспруденции.

— Это я говорю как специалист в области авторского права, — продолжил председатель СПЧ. — Именно здесь профессор Глеб Фершиневич преподавал. Он был автором книги по русскому авторскому праву, которая вышла в конце XIX века. И я благодарен университету, который проводит чтения памяти великого русского цивилиста, юриста, прекрасного ученого, который, кстати, был депутатом первой Государственной думы.

Сегодня в Доме дружбы народов состоится пленарное заседание, в котором примет участие спикер республиканского парламента Фарид Мухаметшин и целый ряд первых лиц Татарстана. К примеру, в дискуссии на тему «Межнациональный диалог и уважение культурных традиций» примет участие руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев и председатель комитета Госсовеат РТ по законности и правопорядку Шакир Ягудин. А, к примеру, в дискуссии на тему «Гражданское участие в совершенствовании правоохранительной системы» должен принять участие заместитель премьер-министр РТ Василь Шайхразиев (по всей видимости, как бывший сотрудник правоохранительных органов) и заместитель главы МВД по РТ — начальник полиции Рафаэль Гильманов.

Один из ключевых докладов озвучит председатель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков (напомним, штаб-квартира «Агоры» территориально базируется в Казани). Он выступит в первой части заседания, посвященной межнациональным взаимоотношениям. Среди ключевых выступающих в рамках мероприятия есть немало его друзей, партнеров и как минимум симпатизантов. И это неудивительно, ведь «Агора» в последние годы выступает ньюсмейкером по правозащитной линии на федеральном уровне, а непосредственно в СПЧ Татарстан представляет только он.

Михаил Федотов и Минтимер Шаймиев
Михаил Федотов и Минтимер Шаймиев

ПРАВОЗАЩИТНИКИ ОТПРАВИЛИСЬ В ТЮРЬМЫ И СУДЫ

Но кроме официальной части в Доме дружбы народов члены совета несколько дней, разделившись на группы, будут ездить по социальным и пеницитарным объектам. К примеру, накануне председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов принял у себя журналиста «Новой газеты» Леонида Никитинского, председателя организации «Независимый экспертно-правовой совет» Мару Полякову и других членов совета. Как стало известно «БИЗНЕС Online» одним из ключевых вопросов станет развитие института присяжных заседателей. Тема для Татарстана, кстати, весьма актуальная, учитывая, что присяжные все чаще принимают участие при рассмотрении резонансных уголовных дел (вспомнить хотя бы дело против Фарруха Ташбаева и процесс в отношении предполагаемых лидеров группировки «Перваки», закончившийся оправдательным вердиктом).

Кроме Верховного суда членов СПЧ свозили в Приволжский районный суд (который разбирал громкое уголовное дело в отношении бывших полицейских из «Дальнего») и в судебный участок мировых судей на улице Агрономической (вопрос обеспеченности мировых судей Татарстана рабочими помещениям — больная мозоль минюста).

Проверить, в каких условиях содержатся заключенные в казанской исправительной колонии №2, вызвались зампред московского отделения «Яблока», известный правозащитник Андрей Бабушкин и председатель президиума совета ОНК Мария Каннабих. Их также свозили в отдел полиции на улице Япеева и в изолятор временного содержания.

А вот президент «Русфонда» Лев Амбиндер, разумеется, посетил детский хоспис им. Вавиловой и республиканский дом ребенка.

Ожидается, что члены совета при президенте РФ также посетят исторический музей и памятник жертвам политических репрессий в Свияжске. А президент Татарстана Рустам Минниханов предложил им посетить и Болгар.

Впрочем, как выяснилось, не все подопечные Федотова приедут на заседание. К примеру, журналист Николай Сванидзе сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в Казань не собирается. Не приедет и его коллега Леонид Парфенов. Его агент сообщил, что известный телеведущий в настоящее время находится за границей.

КАК ПУТИН ПРАВОЗАЩИТНИКОВ СЛУШАЕТ

Совет, возглавляемый Федотовым, активно занимается законотворческой деятельностью, анализирует законодательство и правоприменительную практику, координирует деятельность неправительственных организаций. А также ведет борьбу с неуставными отношениями в армии и злоупотреблениями силовиков.

К примеру, по инициативе совета Владимир Путин дал поручение создать рабочую группу и разработать поправки в закон «О гражданстве», что было сделано с участием членов совета. К 11 ноября 2003 года поправки были приняты и вступили в силу. В соответствии с ними была полностью переписана статья 14 о получении гражданства в упрощенном порядке. Благодаря такой возможности за 2 года российское гражданство получило околи 850 тыс. человек.

С 2005 года Путин старается раз в год встречаться с членами совета. На одной из таких встреч он выступил с инициативой финансовой поддержки некоммерческих организаций со стороны государства и подверг критике экологические экспертизы как мешающие «развитию страны и ее экономики». В период председательства России в «большой восьмерке» в 2006 году при активной роли совета российские неправительственные организации (НПО) реализовали уникальный на то время проект по взаимодействию общественного сектора с правительственными структурами и лидерами ведущих индустриальных держав мира. Проект получил название «Гражданская восьмерка-2006».

Последняя встреча Путина с членами совета состоялась в октябре прошлого года — главе государства представили свои предложения по разрешению кризиса на Украине.

Взаимоотношения членов совета и действующей власти всегда были неоднозначны (как-никак в рядах совета есть яркие представители оппозиционного движения). К примеру, совет выступил с критикой закона об иностранных агентах, который инициировал депутат Госдумы РФ от Татарстана Александр Сидякин. А после выборов в Госдуму в декабре 2011 года на фоне роста протестных настроений многие участники совета принципиально отказались от членства. По собственному желанию ушла телеведущая Светлана Сорокина и адепт либералов Ирина Ясина. А летом 2012 года из совета вышли сразу 15 человек (всего в совете состояли 40 человек) — среди них известные правозащитницы Людмила Алексеева и Елена Панфилова. В связи с этими отказами Федотов заявил, что сложит свои полномочия, если из совета уйдут больше 20 человек. Но больше никто не ушел, а освободившиеся места оказались вакантными.

ПОСОЛ ОТ ТАТАРСТАНА

Одно из этих вакантных мест и занял Чиков. Учитывая то, что команда Чикова в то время оказывала активную юридическую поддержку панк-группе Pussy Riot, для многих проникновение Чикова в Кремль стало полной неожиданностью.

В сентябре 2013 года президент общественного фонда «Антимафия» и член совета Евгений Мысловский обратил внимание на то, что Чиков, который много писал о нарушениях прав осужденных в мордовской колонии (там находилась одна из участниц панк-группы), приходится супругом казанскому адвокату Ирине Хруновой, которая представляла интересы Pussy Riot. По мнению Мысловского, поведение Чикова может нанести ущерб репутации СПЧ и в будущем на его членов могут смотреть как на участников «провокационной организации». Сам Чиков в ответ на это оставил в своем Twitter такой комментарий: «Меня ждет «товарищеский» суд и, видимо, исключение из компартии. Сразу говорю, с женой разводиться не буду. Могу из СПЧ выйти, — написал он. — Не зря я в Женеву на заседание другого Совета по правам человека съездил».

В итоге Чикова из состава совета не вывели, а в сентябре его коллеги по СПЧ Игорь Каляпин и Илья Шаблинский даже приехали в Вахитовский районный суд Казани, чтобы поддержать «Агору», которая обжаловала представление прокурора Илдуса Нафикова — он просил минюст включить правозащитную организацию в реестр иностранных агентов.

Последняя громкая победа «Агоры» — обжалование закона «О прокуратуре». 17 февраля председатель Конституционного суда Валерий Зорькин постановил отобрать у прокуратуры право назначать произвольные сроки исполнения своих предписаний. Теперь Госдума обязана принять закон, который даст послабления не только НКО, но всему бизнесу страны.

Свою лепту в правозащитный блок Татарстана вносит и Казанский правозащитный центр, который обеспечивает юридическую поддержку потерпевшим по многим резонансным делам (вспомнить хотя бы то же дело «Дальнего»).

Павел Чиков (слева)
Павел Чиков (слева)

«ПРЕЗИДЕНТ К СОВЕТУ, БЕЗУСЛОВНО, ПРИСЛУШИВАЕТСЯ...»

Павел Чиков — председатель ассоциации «Агора», член совета по правам человека при президенте РФ:

— У совета есть практика проведения выездных заседаний, в среднем они проводятся раз в квартал. Предыдущее заседание, например, было в Краснодарском крае. Но если в Татарстане, как сказал Федотов, выездное заседание проводится по приглашению госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева, то в Краснодаре причины были иные. Там оно было оправдано тем, что Краснодарский край отметился давлением силовиков на гражданские и правозащитные организации, там были конфликты как до, так и после Олимпиады. То есть в Краснодарском крае были проблемы, которые требовали серьезного изучения и серьезной работы. В Татарстане же, насколько я знаю, такой подоплеки проведения выездного совещания нет.

Мы сегодня едем в закрытые учреждения, скорее всего, это будет следственный изолятор №2, затем колония. А завтра будет заседание совета. На заседании я, например, буду рассказывать о динамике ситуации с правами человека за последние 15 лет.

Иосиф Дискин — председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества, член совета по правам человека при президенте РФ:

— Я, к сожалению, не смогу приехать в Казань, мои планы изменились. Так что, к глубочайшему моему сожалению, в работе заседания совета я принимать не буду... Главная проблема, которую должны обсудить мои коллеги, — реализация президентской стратегии по межнациональным отношениям. Я думаю, что совет достаточно эффективен. Президент к нему, безусловно, прислушивается. На его счету много законодательных инициатив. Совсем недавно заключение совета стало основой решения Конституционного суда, а до этого именно совету президент поручил подготовку концепции амнистии.

Леонид Никитинский — обозреватель и член редколлегии «Новой газеты», секретарь союза журналистов России, член совета по правам человека при президенте РФ:

— Сегодня мы побывали в Верховном суде Татарстана и в районных судах Казани. Честно скажу, впечатление хорошее, мы много разговаривали с председателями судов. Но это впечатление, конечно, может быть обманчивым, часто бывает, что лучшее показывают, а худшее скрывают. Гораздо важнее то, что мы в рамках выездного заседания проведем дискуссионный клуб совета по правам человека и совета судей. В Татарстане действительно сложился мощный правозащитный блок — в масштабах страны Павел Чиков и его команда очень эффективно работают.

Андрей Бабушкин — зампред московского отделения «Яблока», правозащитник и член совета по правам человека при президенте РФ:

— Сегодня мы побывали в исправительных учреждениях. Это не самые худшие учреждения, что я посещал. Что-то нам понравилось. Например, всюду мы увидели прибор для очистки воздуха. Это очень важно, потому что мы прекрасно понимаем, что в условиях скученности людей любая инфекция, любое некачественное состояние воздуха может стать причиной серьезных заболеваний. Но, конечно, очень много есть рекомендаций по работе колоний. Например, в одной камере находятся четыре человека, а скамейка рассчитана на двух. Где остальные сидят — непонятно. Люди находятся в крошечных помещениях. Это не такие сложные проблемы. Их можно решать. Но почему-то вот до нашего прихода они решены не были.

Из тех людей, которые были опрошены председателем совета, люди получают по тюремным меркам довольно-таки неплохие заработные платы. Выяснилось, там был ремонт. А радиоточек почему-то нет. Возникла дискуссия по поводу розеток, должны быть в камерах розетки или нет. Ну вот, я надеюсь, что найду эти нормы законодательства, направлю их в адрес руководства, чтобы они посмотрели — розетками камеры должны быть оборудованы.

Завтра на заседании будем обсуждать проблемы, связанные с деятельностью полиции. Это несколько блоков: блок, связанный с доступностью общественного контроля. В частности, обязательно должен быть решен вопрос о том, чтобы члены общественной наблюдательной комиссии имели доступ к книгам учета доставленных. Вторая проблема — это защита прав потерпевших. Мы видим, что часто расследование дела ведется некачественно. Люди не могут получить копии постановлений, не могут узнать, возбуждено уголовное дело или нет, не выполняется минимальный объем следственных действий.

Я считаю, что правозащитная ассоциация «Агора» из Татарстана — это одна из лучших, одна из наиболее сильных правозащитных организаций России. К ней по-разному относятся, иногда они кого-то критикуют, бывают какими-то непримиримыми. Но то, что это люди очень честные, добросовестные, переживающие за тех, кто им доверил свою судьбу, готовые прийти на помощь и работать квалифицированно, это у меня никакого сомнения не вызывает.

Сария Сабурская — уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан:

— Программа работы совета в Татарстане началась еще сегодня (25 февраляприм. авт.). Мы едем в IT-парк, смотрим, как работает ГЛОНАСС, а также система «Народный контроль». Последнее особенно интересно: как можно решать проблемы, связанные с правами человека, без долгих письменных обращений, получая ответы через интернет. Кроме того, члены совета будут посещать пеницитарные учреждения, учреждения системы здравоохранения по своему профильному направлению работы.

Как оценить работу совета по правам человека? В баллах, естественно, не получится. Но то, что сегодня создана такая возможность, канал связи общества и президента, это здорово. Совет собран не по рангам, не по чинам, а по профессиональным признакам. В совет входят представители общественных, правозащитных организаций, это неравнодушные люди, для них это профессиональная деятельность. И возможность широкого обсуждения прав человека позволяет и развивать гражданское общество, и оказывать влияние по защите прав человека.

Александр Сидякин — депутат Госдумы:

— Совет, бесспорно, эффективен. Он собирается на регулярной основе, и, насколько я могу судить, разговор с Путиным там идет напрямую. Имея такую форму общения, правозащитники получают возможность донести свои чаяния до президента, минуя многочисленные инстанции и бюрократические препоны. Я считаю, что фундаментальным достижением нашего конституционного процесса стала глава вторая Конституции, посвященная правам и свободам человека. В русле соблюдения прав и свобод человека выстраивается и правовая система страны, и федеральные законы, и решения, и постановления Конституционного суда. Все это создается и отталкивается от концепции прав и свобод человека как основного идеала конституционной модели России. Поэтому я убежден, что такой орган нужен. Более того, членство в совете по правам человека каждый правозащитник считает для себя почетным, достойным и гордится им. Там очень много людей, перед которыми можно склонить голову за все их успехи и достижения.

Все они начиная с Людмилы Алексеевой, и Елизаветы Глинка, и Максима Шевченко люди, бесспорно, уважаемые в обществе. Что касается задач этого совета, то, поскольку в соседнем государстве у нас наблюдается повсеместное игнорирование прав человека, там даже право на жизнь уже ничего не стоит, очень важно сохранить у нас все достижения, которые были завоеваны за последние годы. Во всяком случае, надо точно сопротивляться разговорам о том, что необходимо выйти из совета Европы, что нужно уйти от подсудности Европейского суда по правам человека. Вот этому уж точно нужно противиться. Мне кажется, та правозащитная «ткань», которая появилась в результате взаимодействия наших правозащитных организаций с различными международными организациями, не должна быть разорвана. Это позволяет нашим правозащитникам знать о «повестке дня», чувствовать общие ощущения прав и свобод человека в мире.

Что касается Павла Чикова и его ассоциации «Агора», то я считаю, что это просто бездарь, чересчур возомнивший о себе человек, возомнивший себя специалистом по правам человека. Этому человеку еще многому надо научиться, прежде чем заниматься защитой прав и свобод человека. Он умеет только пиариться, и это самый большой его недостаток.

Вениамин Чубаренко — адвокат:

— Не стоит забывать, что совет по правам человека организован при президенте Российской Федерации, при исполнительной власти. И это, безусловно, положительный момент. Это значит, что администрация президента воспринимает такой институт как необходимость. Конечно, в свете последних политических событий многие политики и общественные деятели в России заявляют о том, что нужно выйти из европейских институтов, в том числе и из институтов, которые защищают права человека. Я считаю, что это ошибочный подход. Слишком долго мы добивались того, чтобы войти в эти институты и иметь там свой голос. Я считаю, что проведение совета по правам человека в Казани — знаковое событие. Пришло время обобщить определенную практику, чтобы применять те положительные моменты, которые присутствуют в исполнении Конвенции по правам человека. И я думаю, что основными вопросами, поставленными на этом совете, должны стать вопросы защиты прав человека при отправлении правосудия. В тех моментах, когда затрагиваются права человека по привлечению его к определенной ответственности, начиная с административной и кончая уголовной. Европейский суд неоднократно штрафовал Российскую Федерацию за то, что нарушаются права человека. Приведу простейший пример, когда подсудимые сидят во время судебного заседания в клетках. Это является нарушением прав человека, потому что он еще не признан преступником, чтобы его так изолировать. Преступником он станет только после вступления приговора суда в законную силу. Нас много раз штрафовали за это, Верховный суд выносил эти вопросы на пленумы, отменял в связи с этим приговоры... Но войдите сегодня в любой суд — в любом зале стоит эта клетка!

Проведение совета именно в Казани связано, наверное, и с экономической стороной вопроса. Наш город может принять такой форум. Это обеспечивает и инфраструктура города, наличие гостиниц, конференц-залов, возможность широкого освещения в прессе. Видимо, учитывалось, что и участники форума, и журналисты должны находиться в комфортных условиях. С другой стороны, у нас в Татарстане и судебная система работает относительно неплохо. У нас есть опыт, практика, которыми мы можем поделиться.