БЫЛО ОЧЕНЬ МНОГО ЦВЕТОВ

Сегодня с утра люди шли и шли в большой зал НКЦ «Казань», где была объявлена панихида по скончавшемуся вчера Гумеру Усманову. Это человек, который 16 лет, с 1966 года, работал председателем совмина, а в 1982-м стал первым секретарем Татарского обкома КПСС. Гумер Исмагилович строил крупнейшие предприятия республики и стоял у ее руля в непростые годы перестройки.

Большинство из тех, кто пришел проститься с Усмановым, были людьми пожилыми. Это те, кто разделил с ним в 60-е, 70-е, 80-е годы трудности и победы грандиозных республиканских строек. Одна нефть чего стоит, а были еще возведены и КАМАЗ, и «Нижнекамскнефтехим», и «Нижнекамскшина», и «Казаньоргсинтез», и крупные энергетические системы, и новые города, те же Набережные Челны... Многие пришедшие проститься с Гумером Исмагиловичем держали в руках живые цветы, в основном красные гвоздики. Цветов было столько, что они не умещались на тумбочке у постамента с телом покойного, и служители в траурных повязках то и дело переносили яркие охапки в другое место. Вдоль стены выстроились траурные венки, их тоже было много. В зале звучала тихая скорбная музыка.

К десяти часам собралось столько народу, что свободным оставалась лишь небольшая площадка рядом с постаментом. Здесь в почетном карауле стояли молодые офицеры и вместе с ними соратники Усманова. Ровно в десять в зал вошли руководители республики, которые тоже встали на несколько минут в траурный караул. После этого президент Рустам Минниханов подошел к родным Усманова, пожал руки, выразил соболезнование. Первый президент РТ, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев обнял детей Гумера Исмагиловича. Соболезнования высказали председатель парламента Фарид Мухаметшин, экс-первый вице-премьер, помощник президента РТ Равиль Муратов, экс-мэр Казани Камиль Исхаков.

1.jpg

НЕТ ЛЕГКИХ ВРЕМЕН ДЛЯ ПЕРВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

На траурном митинге первым выступил президент Татарстана: «Сегодня мы провожаем в последний путь нашего уважаемого Гумера Исмагиловича, человека, который всю жизнь, все силы отдал во благо республики, во благо нашей страны». Глава РТ напомнил, что в те годы, когда Усманов возглавлял правительство и был первым секретарем Татарского обкома КПСС, в республике строились Набережные Челны и Нижнекамск, те города, которые появились в нефтяной зоне, крупнейшие заводы, энергетический комплекс. «Это человек, который глубоко разбирался во всех направлениях, отраслях экономики, много сил отдал для развития села, агропромышленного комплекса, — сказал Минниханов — И, конечно же, та база, которая была создана в те годы, является основой для развития нашей республики. Фундамент был заложен в то время».

«Мы будем помнить Гумера Исмагиловича, — заверил президент. — Я, конечно, с ним напрямую не работал, но в последние годы мы с ним постоянно встречались. Он очень внимательно следил за теми процессами, которые идут в нашей республике, очень переживал, радовался. Мы сегодня потеряли очень уважаемого нашего старшего товарища. Гумер Исмагилович останется в нашей памяти на всю жизнь».

Таким же горьким и теплым было выступление Шаймиева: «Эта потеря сильно отзывается в сердцах всего многонационального народа нашей республики. Так сложилась судьба, что Гумер Исмагилович четверть века на самых высоких должностях служил республике». Шаймиев также заметил, что «нет легких времен для первых руководителей», а Усманов работал «в условиях жесточайшей централизованной власти». Минтимер Шарипович назвал его «человеком, преданным идеалам республики» и «очень требовательным руководителем», у которого «не было пощады в отношении себя», который и сам работал с утра до ночи, и того же требовал от своей команды.

Мухаметшин рассказал о том, как его, инженера-нефтяника по образованию, Усманов вдруг пригласил на должность министра торговли ТАССР: «Я ему сказал: ни один человек в нашем роду на 7 колен не занимался торговлей. Ни усушку, ни утряску не знаю. Он говорит: а может, сегодня такой человек и нужен? И меня назначили. Вот с этого дня я близко знаю Гумера Исмагиловича. Очень жесткий, требовательный руководитель. В то время Александр Петрович Лаврентьев (экс-гендиректор Казанского вертолетного завода, ныне председатель совета директоров КВЗ, президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТприм. ред.), сейчас он жив-здоров, был секретарем обкома КПСС, тоже отвечал за промышленность, за торговлю, за транспорт — и мы в 11 ночи получили звонок от первого секретаря. И выехали в город Набережные Челны для того, чтобы разобраться с торговлей, с очередями за вино-водочными изделиями, которые тогда продавали по талонам. «Навести порядок и к утру доложить!» — была команда от Усманова».

2.jpg

Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИЕДУ ИЛИ НА 9 МАЯ, ИЛИ НА САБАНТУЙ

На траурном митинге выступил Дмитрий Иванов — руководитель исполкома Чистопольского района, родного для Усманова: «Гумер Исмагилович каждый раз приезжал к нам в Чистополь на праздник Сабантуй. Он ему очень нравился. Когда я поздравлял его с Новым годом, мы два часа разговаривали о Чистополе, Гумер Исмагилович расспрашивал, как у нас дела, какие успехи, какие неудачи. Огорчался нашим неудачам, радовался нашим успехам. Три недели назад было столетие школы, где он учился. Мы пригласили его. Он сказал: я очень хочу приехать, но, к сожалению, ложусь на операцию. Но я обязательно приеду или на 9 Мая, или на Сабантуй». Но теперь приехать он не сможет...

О том, что Гумер Исмагилович принимал большое участие в его судьбе, рассказал Равиль Муратов: «Я ему очень признателен за то, что он в те годы был требователен к нам ко всем. Мы его называли «компьютером», потому что любая информация, которую ты ему на его вопрос сообщал, оставалась у него в голове. И не только информация, но и ее «носитель». И если мы что-то неправильно говорили, он через некоторое время нам это возвращал — дескать, почему темой слабо владеете?»

3.jpg

ЕГО ЗНАЕТ ВСЯ РЕСПУБЛИКА

После завершения траурного митинга всем желающим предложили поехать на татарское кладбище — рядом с НКЦ стояли пять белых комфортабельных автобусов.

Среди тех, кто пришел проводить Усманова, корреспондент «БИЗНЕС Online» заметила депутатов Госсовета РТ, руководителей татарстанского отделения КПРФ — первого секретаря Хафиза Миргалимова и второго секретаря Артема Прокофьева. «Я не знал лично Гумера Исмагиловича, — сказал Прокофьев, — но не мог сегодня не прийти сюда. На траурном митинге не случайно прозвучало, и это самое главное, что Усманов был настоящим коммунистом. Это человек, который действительно по своим деловым и моральным качествам пример для нынешнего молодого поколения коммунистов».

«Мне не довелось быть лично знакомым с Гумером Исмагиловичем, работать с ним, — печально сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» тоже пришедший на панихиду академик Индус Тагиров. — Но, конечно, я знаю о нем. Его знает вся республика...»

Траурную процессию, выходящую из НКЦ, встретил духовой оркестр. На голубом небе ярко сияло солнце.

— Как жалко, что Гумер Исмагилович этого не видит, — тихо сказал стоящий неподалеку мужчина. — Земля ему пухом...